Чтение с пеленок?

4tenie_1

photosight.ru. Фото: Николай Сотсков

Пожалуй, нет такого отца, который не желал бы всей душой, чтобы его ребенок был самым умным, самым сильным, самым-самым… Современность, откликаясь на этот горячий запрос, услужливо подсовывает массу различных возможностей для реализации заложенного в ребенке потенциала. В том числе и концепцию раннего развития, которая обещает родителям юных гениев буквально с пеленок.

 

Термин «раннее развитие» подразумевает в целом развитие ребенка (психологическое, социальное, физическое и др.) в возрасте от рождения до трех-четырех лет. При этом акцент делается на ускорение процесса, а в последнее время наблюдается явный перекос в сторону его интеллектуальной составляющей. И ускорение это достигается за счет введения элементов обучения.

 

Есть мнение, что в детстве мы, познавая мир и себя в нем, поглощаем и усваиваем такое количество информации, какого и за всю жизнь потом не осиливаем. Так, К. Чуковский в книге «От двух до пяти» на сотнях примеров показывает, как ребенок этого нежного возраста осваивает грамматику языка, его лексику и словообразование. А особенно Чуковский указывает на то, что ребенок постигает язык легко и без усилий, при этом не обращаясь ни к учебникам, ни к какой либо вообще теории. Значит, делают вывод апологеты раннего развития, мозг маленького ребенка вполне способен работать с большим количеством информации, и это надо использовать, вложить в детскую головку еще больше всякого важного и интересного, что позволит малышу подняться на новую ступень развития.

 

Понятно, что это довольно приблизительная схема, но в итоге получается, что родители начинают обучать своих детей чуть ли не с пеленок. И одно из важных направлений этой концепции – раннее обучение чтению.

Первые методики, или «палочки должны быть попендикулярны!»

 

К счастью, многие мамы и папы отдают себе отчет в том, что привычка к чтению – это важнейшая составляющая культурного развития и учения в целом. Чтение – это одновременно и цель, и способ ее достижения. Нет развитого человека без чтения, справедливо рассуждают взрослые, развешивая вырезанные из цветной бумаги буквы вокруг детской колыбельки.

 

А с года идут в ход таблицы со слогами и кубики Зайцева со складами. И в результате родители гордятся тем, что в два-три года ребенок умеет читать, а главное – научился этому сам и очень это дело любит. Методика педагога Н. А. Зайцева – одна из наиболее популярных в раннем обучении чтению.

 

Если вкратце, суть ее в следующем. Зайцев подметил, что малыши, постепенно овладевая устной речью, не произносят отдельные звуки, но соединяют их в слоги, из которых в дальнейшем и получаются слова. Поэтому и методику свою он основал на слогах, на складах, как он их называет. В игровой форме, что наиболее естественно для ребенка, малыш составляет из складов, расположенных на разных гранях кубиков, слова и постепенно учится читать.

 

Методика разработана для детей от 3 лет, но специалисты по раннему развитию говорят, что с ее помощью можно начинать обучать и годовалых (!) детей. Представляете, какие перспективы открываются для родителей юных Моцартов!..

4tenie_kubiki

Н. Зайцев считает также, что обучение будет более успешным, если ребенку предоставить сразу весь объем информации, которую ему необходимо будет уложить в голове. На мой взгляд, это очень и очень спорный момент, поскольку один из основных принципов обучения на том и стоит, чтобы двигаться от более простого к более сложному, это я, как преподаватель-практик, знаю совершенно точно.

 

Но даже если отбросить мои личные сомнения, на деле все это раннее обучение оказывается не таким уж безоблачным, о чем в последнее время громко заявляют детские психологи, логопеды, да и школьные учителя.

 

Чтение – это достаточно сложный процесс. Чтобы овладеть им, нужно иметь в достаточной степени развитые память и внимание, восприятие и мышление. Чтобы читать осмысленно (иначе какой же прок!), ребенок должен уметь воспринимать конкретные слова (собственно различение букв-слогов-слов), понимать их смысл, а также оценивать прочитанное, то есть обладать известного рода жизненным опытом и в достаточной степени развитым воображением. Все это достигается в более позднем возрасте, нежели год или два от роду.

 

Надо также учитывать такую вещь, как ступенчатое, постепенное развитие детского мозга. Биологические реакции типа сосания груди работают у младенца уже с рождения. Нервные центры, отвечающие за движение, начинают функционировать к году. А контроль, например, эмоциональной сферы, развитие воли – это вещи, недоступные двухлетнему мозгу, они созреют гораздо позднее. Участки мозга, которые отвечают за сложную психическую деятельность типа слитного письма, созревают только к 8-10 годам. А «палочки должны быть попендикулярны» уже в 7, в первом классе. Тем не менее, многие родители переживают из-за отвратительного почерка своих первоклашек. Это так, реплика в сторону.

 

Если предлагать ребенку задачу, с которой он по определению не может справиться, просто потому что не дозрел, кто сможет предугадать результат? Вспомним Маленького Принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?».

 

Дети – существа весьма живучие, поэтому обучить трехлетнего ребенка чтению возможно, как показывает практика. Но будет ли такое чтение осмысленным? Более того, каким образом отзовется непосильное интеллектуальное напряжение в будущем?

 

Поздние последствия ранних удач

 

Врач-невролог Елизавета Меланченко пишет:

«Мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки».

 

А вот мнение известного педагога Марины Озеровой:

«У меня было более тысячи учеников, и первые мои детки уже сами стали родителями. Когда мне мамы пишут: «Я научила ребенка чтению в два, а сейчас ему четыре, он отлично развит и обожает читать», я могу только предложить побеседовать об этом лет через пятнадцать. Потому что результат воспитания и образования очень отсрочен. Я довольно навидалась «маленьких гениев», от вымуштрованной гениальности которых уже классу к третьему ничего не останется. А к восьмому по каждому предмету будут репетиторы. Не говоря уже о неспособности нормально усваивать информацию, некоторые «рано читавшие» старшеклассники к концу школы уже условие задачи воспринять не могут: они привыкли с самого раннего детства механически обрабатывать текст. Так что мои наблюдения основаны на довольно обширной выборке».

 

Обучение чтению «по складам» чревато, например, тем, что ребенок не осознает связи отдельного звука и буквы. На практике это приводит к большим трудностям при освоении правил орфографии. «ЖЫ» он, конечно, не напишет, потому что такого склада не было, но вот дети, которые как будто были не знакомы с буквой Ь и несложными правилами ее написания (например, в словах «ночь» и «мяч»), мне попадались. То есть неразличение отдельных составляющих слова, самых мелких его деталей, может привести к дисграфии – различным нарушениям письма.

 

Другое негативное последствие раннего обучения чтению – это бездумное чтение. «Ранние» детки превосходно считают и читают, побивая все мыслимые рекорды по скорости чтения. Но пересказать текст они не могут. У них нет привычки к осмысленному чтению, продумыванию слов и образов, за ними стоящих. Они заучили когда-то эти склады, заучили звукосочетания — и всё…

 

Но и это еще не самое страшное. Не рискну привести полную цитату из учебника по детской нейропсихологии, попробую своими словами. Основная идея состоит в том, что энергия мозга, направляемая на развитие, не бесконечна и не всесильна, она направляется строго в требуемые места (в ту фазу развития, которая, грубо говоря, полагается по возрасту) и в строго дозированной степени. (Ведь не секрет для нас быстрая утомляемость первоклашек, например). Если же эту энергию развития перенапрягать сверх меры или направлять не в те места (вместо активных игр в песочнице – интеллектуальные занятия со складами, графическими символами, которые мозг готов будет воспринимать гораздо позже), то негативные последствия неизбежны.

 

Во-первых, пострадают другие функции мозга, которым было положено развиваться, а должной «подпитки» они не получили. Во-вторых, перенапряжение приводит к негативным реакциям организма, о которых я упоминала раньше, цитируя невролога.

 

Выбрать время, или о чтении «вверх ногами»

 

Что же теперь делать? Вообще не заниматься детским развитием, если уж это такое зло?..

 

Конечно, нет. Детским развитием обязательно надо заниматься. Только это нужно делать строго в свое время. Наилучшей точкой отсчета может считаться момент, когда вы видите явный и самостоятельно проявленный интерес ребенка к книге. В качестве забавного примера приведу отрывок из любимой многими книжки «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.

 

«Рассказывали, что он сначала даже читал книги «вверх ногами». Это произошло таким образом. К старшему брату Сергею приходила учительница. Сергей учился читать. Степка был еще мал тогда для науки, ему не давали букваря. Учительница, положив перед собой букварь, занималась с Сергеем, а Степка, забравшись с локтями на стол с другой стороны, внимательно слушал их уроки. Степка видел перевернутые буквы. Так он и запомнил. Так он научился читать. И читал он справа налево, держа книгу перевернутой. Насилу переучили его».

 

Пример-то забавный, конечно, но смотрите, какая верная иллюстрация! Ребенок, по мнению взрослых, еще мал для обучения. Но жгучий интерес к делам старшего брата (а всем известно, как любят младшие тянуться за старшими) составляет мощнейшую мотивацию к самостоятельному обучению.

4tenie_3

photosight.ru. Фото: Сергей Бессмертный

Нечто похожее я наблюдаю сейчас у себя дома: младший с интересом следит за учебными занятиями старшего сына, первоклассника. Причем если прелесть печатного слова младшему сыну уже более или менее знакома и понятна, то интрига письма и вообще всякой графики только-только начинает его захватывать. Не удивлюсь, если писать он научится раньше, чем читать. Я слышала о таком парадоксе от многих родителей. Но это снова реплика в сторону.

 

Итак, нужно выбрать правильный момент. Это во-первых. Во-вторых, не надо форсировать события. То, на что вы с пятилетним ребенком потратите полгода, шестилетний схватит за пару дней.

 

Нет никакой нужды торопиться в освоении такого серьезного дела, как чтение. А все потому, что наша цель – не просто научить читать. Основная, наиглавнейшая задача – это сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение. Тогда ему откроется вся красота и богатство мира литературы, он будет легко владеть словом, ему легче будет учиться, в конце концов. А истинная любовь к книге во многом зависит от того, читают ли в семье, любят ли книгу, есть ли в доме отношение к книге как к другу и собеседнику, как к способу познать мир. Если же этой любви в семье нет, то нет и никакого смысла ломать голову над тем, как и когда учиться читать.



Автор: Юлия Жабыко, 11 июня 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юлия Жабыко
Выпускница филологического факультета МГУ (1999), репетитор по русскому языку для школьников, мама двоих детей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
«Взрослый – прав, сиди и не отсвечивай!»

17-летние подростки очень хотят изменить мир, но их сочинения на свободную тему — это смесь средневековых проповедей про нравственность, идеологических штампов и неуклюжих попыток быть оригинальными и вывести преподавателя из себя.

О чем волнуются отцы школьников?

Конкуренция, «правильное» воспитание, тяжелый портфель – о чем еще волнуются отцы школьников?

Свежие статьи
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.