Детская святость: «маленькие взрослые» или «великие дети»?

Как рассказывать детям о святых? Кто это такие и что у них может быть общего с выдуманными героями, любимыми современными детьми? Какие бывают святые и чем отличается их образ жизни от нашего? Журнал «Батя» завершает серию публикаций о Божьих угодниках рассказом о детской святости. 

 

Читайте также: 

О святых, Карлсоне и стремлении к Богу

О мучениках, Золушке и успешности

О преподобных, усердных учениках и Спасении

О святых епископах и новогодних подарках

О юродивых, короле Дроздобороде и способности мыслить

О святых князьях, силе и «слабости»

Житие Богородицы: смерть превращается в Рождение

О вечных золушках и «обывательской» святости

 

Жила одна очень бедная семья. Настолько бедная, что однажды родители решили отвести детей в лес и там оставить. Жестокий поступок, но папа и мама не могли видеть, как малыши умирают с голоду прямо у них на глазах. Находчивые дети нашли способ вернуться домой (например, бросали по пути камушки), но на второй или третий раз им все-таки пришлось остаться в лесу. А дальше детям встречаются добрые или злые герои, они становятся участниками каких-то приключений, опять проявляют смекалку и мудрость, и все заканчивается хорошо.

Иллюстрация к сказке "Гензель и Гретель", Alexander Zick

Иллюстрация к сказке «Гензель и Гретель», Alexander Zick

Рассказы о детстве преподобных отцов или о святых, не доживших до взрослого возраста, за редчайшим исключением, описывают мальчиков и девочек «как маленьких рассудительных старичков» (Сергей Аверинцев). Часто на их долю выпадают тяжелые испытания – бедность, сиротство, побои и насмешки. Герои мало играют со сверстниками и ждут не дождутся возможности уйти в монастырь…

 

В 1532 году в Архангельской области родился мальчик, которого назвали Артемом (Артемием), с детства он отличался благочестием, кротостью, послушанием и трудолюбием. Скорее всего, он стал бы превосходным монахом, но в 12 лет его убила молния. Односельчане решили, что мальчик погиб страшной смертью за какие-то тайные грехи, похоронили его в лесу (кладбище считалось освященной землей, где, например, нельзя было хоронить самоубийц), но через 30 лет тело случайно нашел местный церковнослужитель по имени Агафоник. Останки подростка оказались нетленными, тело перевезли в церковь и оставили на паперти, прикрыв гроб берестой. Вскоре окрестности поразила какая-то заразная болезнь. Местные жители стали молиться отроку Артемию Веркольскому (по названию села, где мальчик родился и жил). Эпидемия прекратилась, потом последовали новые чудеса, и в 1619 году Артемий был канонизирован.

 

В большинстве случаев, любовь к Богу и благочестивая жизнь наследуется детьми от родителей, но были и те, кому приходилось спорить и переубеждать мам и пап. Так, например, преподобный Феодосий Печерский подростком трижды убегал из дома. Дважды мать его ловила и со слезами и побоями возвращала домой. На третий раз женщина объявила большую награду за информацию о юноше, три года искала его и нашла в пещере преподобного Антония Печерского. Сперва сын не хотел видеть мать, но в конце концов все же вышел к ней, и после нескольких бесед она сама приняла монашество в киевском монастыре в честь святителя Николая.

 

Часто святые дети и отроки – это мученики. Вера, Надежда и Любовь, Борис и Глеб… Они еще не вышли или едва вышли из юного возраста, но подвиги их настоящие, «взрослые».

 

Были и совсем маленькие святые. Мы не знаем имен и даже имеем смутное представление о численности младенцев, убитых царем Иродом вскоре после Рождества Христова. 14 тысяч – красивая и символическая цифра, и, вероятнее всего, это было «очень много» мальчиков до двух лет, самыми первыми пострадавших ради Христа.

Икона Вифлеемских младенцев

Вифлеемские младенцы

И все-таки, при всех общих чертах, которыми обладали святые в детстве, каждый из них отличался своими характером и привычками, и каждый из них шел по своему пути. Так, например, преподобный Амвросий Оптинский с детства имел живой и веселый характер и любил озорничать. А житие отрока Артемия Веркольского было написано через 65 лет после его гибели, так что указания о благочестивой жизни ребенка могут быть просто следованием агиографическому канону.

 

При всей глубине их подвига, совершенного в детстве или же уже во взрослом возрасте, в раннем возрасте все святые все-таки были не «маленькими взрослыми», а «великими детьми». И ведь не зря в Евангелии мы видим особое отношение именно к детям, которым Господь открыл то, что утаено от мудрых и разумных (Лк.,10, 21).

svyatost_deti_3

 



    Автор: Андрей Зайцев, 19 ноября 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист, редактор, преподаватель, специалист по древнерусским житиям. Сотрудничал с изданиями «НГ-Религии», «РЖ», «Нескучный Сад», «Фома», «Татьянин день» и др. Женат, воспитывает сына.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.

    У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?

    В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.