Домашний кружок: Обучение на бегу

Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».

 

Педагог и многодетная мама Ольга Оводова предложила как-то в своем блоге идею игры в чет-нечет: назначаем одну стену четной, другую – нечетной и бегаем к нужной стене в зависимости оттого, какую цифру назвали. Идея обучения «на бегу» оказалась очень продуктивной, и теперь чуть ли не на каждом занятии мы используем её вариации с числами, буквами, частями речи и пр.

 

Все предельно просто: на стены развешивается то, что изучается (цифры, буквы, слова, предложения, части речи и пр.), ведущий дает задание, а игрокам надо побежать и дотронуться до нужной бумажки. Кто замешкался, в того может прилететь «метеорит» — мягкая игрушка. Вот несколько вариантов для такой беготни.

 

begotnya_11

 

Буквы

 

Для начала буквы нужно написать. Я делал в уголке листа пометку, какая буква должна быть (иначе были бы не все буквы), а дети рисовали их крупно фломастерами.

 

begotnya_12

Потом мебель убирается, а буквы развешиваются на стенах.

 

begotnya_13

И начинается игра!

 

begotnya_14

 

begotnya_15

Сначала я называл слова, первую букву которых надо было найти, а потом стал давать задания, где нужно было проявить логику, например, «найди букву, с которой начинается какой-нибудь овощ и назови этот овощ».

 

Звучало это так:

  • любая птица;
  • любой предмет мебели;
  • любая обувь…

 

Таким образом, сначала нужно было выполнить логическую операцию (из общего понятия выделить частное), потом идентифицировать букву, потом найти её на стенах среди других букв.

 

begotnya_16

Такая игра понятна и посильна для детей – поэтому играют они на позитиве, в высоком темпе, а под конец дети сами могут выполнять роль ведущего, что-то загадывая.

 

Слова

 

На листах бумаги дети пишут любые слова. В зависимости от возраста и подготовки детей можно определить длину слова (например, не больше 5 букв). Возможно, кому-то из детей понадобится помощь в разбивке по буквам или подсказка сложных букв и сложных мест в слове.

 

begotnya_1

Во время игры я не называл само слово, а намекал на него, например, «в нём можно жить» или «она ест лягушек» – детям нужно было догадаться и быстро найти слово.

 

begotnya_2

begotnya_3

Честно говоря, я не ожидал, что все дети уже так бегло, с первого взгляда могут распознавать слова. В следующие разы попробую слова подлиннее и напечатанные на принтере.

 

begotnya_4

Сначала загадывал я, потом ребята сами. Они тоже называли не сами слова, а придумывали им какие-то определения, что само по себе отличное упражнение на логику.

 

begotnya_5

Числа

 

Как водится, сначала нужно написать числа (от 1 до 10 или от 1 до 99 – в зависимости от подготовки ребят).

 

begotnya_17

Детям неожиданно может понадобиться их не только написать, но еще и украсить.

 

begotnya_18

Задания можно давать не только на нахождение того или иного числа (найти 44), но и более серьезные: сложение и вычитание двузначных чисел(найти, сколько будет 45 — 11), простое умножение, деление.

Множества

 

Начинаем с рисования схемы:

 

begotnya_8

Розовое – девочки, голубое – мальчики, зелёное – любители футбола, красное – любители танцев. Все это – дети из одного класса.

 

На одну стену вешаем «да», а на другую – «нет».

 

Теперь детям надо подумать, верны ли следующие утверждения:

  • Все мальчики в этом классе любят футбол.
  • Среди девочек никто не любит танцы.
  • Среди любителей футбола есть и мальчики, и девочки…

 

begotnya_10

Можно рассуждать о любителях картошки, макарон, томатного соуса и салата и усложнять задания, например: «Среди любителей макарон есть те, что любит картошку и при этом томатный соус».

 

begotnya_9

Дети без труда справляются с такими задачками. А вот на утверждение «Все любители салата любят шоколад», дети ответили по-разному. Кто-то решил что это верно, потому что шоколад любят все. А кто-то, что неверно, потому что салат – это здоровое питание, а шоколад – сладости. Разобрались, что на этой схеме недостаточно данных для ответа на вопрос.

 

Род

 

Еще одна вариация «беготни» — определение рода слова.

 

Я быстренько объяснил, что бывают слова мужского и женского рода. Никто из детей не был в курсе этой классификации, даже удивились немного, что, действительно, предметы имеют признак «род» и по-разному из-за этого употребляются. Был прямо «момент прозрения»: а ведь действительно, предметы бывают «мальчики» и «девочки»!

 

Назначили одной стене женский, а другой – мужской род. Через несколько примеров стали определять прям сразу, влёт.

 

Стал подкидывать каверзные примеры, вроде «пёс», «собака», «волк», «питон», «змея», «кошка», «котёнок» – без проблем определили.

 

Сказал «пальто» – заметались, непонятно. Рассказал про средний род – играем дальше.

 

А они никак не устают, носятся! Ладно – переходим к «крабовому» варианту: теперь перемещаться надо на четвереньках.

 

begotnya_6

Новая волна энтузиазма – но, наконец-то устали.

 

begotnya_7



    Автор: Сергей Пархоменко, 17 марта 2014 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.