Игрушка должна дарить радость!

Вера Aбраменкова – доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института развития дошкольного образования Российской академии образования, заведующая лабораторией социальной психологии детства.

 

Автор книг «Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка», «Ребенок в заэкранье: Кромешный мир компьютерных игр», «Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком».

 

Совокупный тираж ее книг превысил 100.000. Один из разработчиков «Закона об информационной безопасности детей», принятого в декабре минувшего года, и «Законопроекта об игровой продукции».

Вера Абраменкова

Вера Абраменкова

— Вера Васильевна, мне кажется, что разговор об игрушке есть смысл начинать с того, чтобы очертить в общих словах понятие игры. Ведь в современном мире происходит нивелирование смысла категории игры, принижение, приравнивание к пустому времяпрепровождению – в том числе и когда говорят о современной «игровой цивилизации». А между тем игра – категория социокультурная, равная самой природе человека – вспомним хотя бы Хейзингу с его работой HomoLudens, что значит «Человек играющий».

 

— Да, на самом деле, действительно, игра – это явление, которому тысячи лет, и существует столько, сколько существует человек… Но самое главное, если говорить о детях, пожалуй, это то, что через игру происходит подлинное проживание жизни ребенка в мире. И Даниил Борисович Эльконин (классик детской психологии, ученик Выготского –прим.авт) назвал игру «ведущей деятельностью ребенка. А вслед за ним и все остальные. И долгое время это было незыблемым постулатом. Но современная психология столкнулась с проблемой: оказывается, современный ребенок вообще не играет, или играет мало – в истинном смысле этого слова. То есть, игра в ее научном и истинно творческом понимании умирает, практически умерла.

 

-В городской культуре понятно, к этому располагает сам стиль жизни в урбанизированном пространстве. Но неужели в сельской, деревенской среде происходит то же самое?

 

— В селе появился телевизор. Все-таки экранная культура здорово изменила восприятие мира. Представьте себе, тысячелетиями люди жили в ситуации, когда в их жизни присутствовало несколько, условно говоря, «агентов» мира. Для ребенка это, в первую очередь, взрослые – сначала мать, отец, бабушки – дедушки, старшие братья- сестры, потом род, община. Эту ситуацию символически можно представить в виде наклонной плоскости, на которой ребенок находится внизу, взрослый – наверху, и ребенку необходимо прилагать усилия, карабкаться, чтобы войти в мир взрослых. Затем появляется «горизонтальная плоскость» – подключался мир детской субкультуры, мир равных, создаваемый «для себя». Это особенная культура, которая передавалась от одного детского поколения в другое поколение, очень интенсивно, и в первую очередь, – как раз через игру. И наконец, а может быть, во-первых, это вертикальная плоскость, мир ценностей, мир смыслов, мир, в котором есть Творец. Ведь ребенок естественным образом религиозен, даже современный.

 

Так вот, это сочетание жизненных плоскостей, миров, давало в результате многомерную модель жизни, мироощущения. Эта модель универсальна для всех культур, она очень долго была естественной для всего человечества. Но в середине ХХ века, по меркам истории, час назад, эти плоскости стали трансформироваться под воздействием экрана, Экранной плоскости, как я это называю. Телевизор стал членом семьи. И исследования показывают (и наши, и зарубежные) что экранная культура, информационная среда, оказывает колоссальное влияние на нашу жизнь, на все сферы отношений. Фактически – разрушительное влияние. Разрушается плоскость отношения ребенок-Творец, плоскость ребенок-взрослый, и искажается плоскость ребенок-ребенок, потому что смыслы черпаются из фильмов, компьютерных игр, телефонных СМС-ок, — то есть в широком смысле Экрана.

 

— А вот интересно, заложен ли изначально в самом явлении экранной плоскости какой-то механизм, что-то типа метафизической оптики. Как будто это такая «вещь в себе», со своими параметрами, сущностью. Или же это только форма?

 

— Это интересный вопрос… Вообще, если с христианской точки зрения «мир лежит во зле», то можно предположить, что всякие штучки технические, которые появляются и изначально служат вроде бы делу повышения комфорта, облегчения жизни человека, потом могут обернуться совсем другой стороной.

 

— И как вам кажется, как психологу с 40-летним стажем, чревата ли современная ситуация информационной и технической переполненности вымыванием каких-то специфических человеческих параметров, выхолащиванием чего-то важного? Своего рода социокультурной мутацией?

 

— Фантасты говорят, что да. Психология, психологическая антропология говорит, что да. Церковь говорит, что да…

 

— Мне кажется, это важная преамбула, ведь игрушка – важный социокультурный срез, как бы маркер эпохальных перемен в обществе. И изменение ее стилистики и отношения к ней – это важные симптомы. Я читала вашу книгу «Во что играют наши дети», и для меня сюрпризом стало то, что игрушка должна быть в идеале чем-то абстрактным, небуквальным, далеким от копирования, метафорическим (шарик, палка, веревка), и своей образностью должна провоцировать ребенка на творческое осмысление мира.

 

— Все так, но самое главное это то, что игрушка должна дарить радость! А понятие радости у нас тоже сильно искажено. Вот он взял в руки этого монстра и радуется, что наконец мама купила ему его… Что это за радость? Радость от обладания – это радость? Само понятие детской радости надо тоже серьезно пересматривать. Но с точки зрения орудийной функции игрушка – это средство в первую очередь для общения, а не для обладания. Если ребенок гармоничный, он скажет «давай меняться», «давай играть вместе». Это нормальная ситуация. Но так происходит далеко не всегда. Когда с моим двухлетним внуком не поделились во дворе автоматом, он приспособил для этого палку. А дальше – нужен совместный сценарий, например, «красные» – «белые». Ведь сейчас дети даже в «войну» почти не играют… А ведь через любую игру происходит проживание жизненных ситуаций, и это сущностно важно для ребенка. В совместной игре есть взаимодействие, коммуникация, постановка себя на место другого.

 

-Получается, культура детской игры деградирует…

 

-Вот вы такие слова говорите…

 

-Ну хорошо, детская субкультура трансформируется. Вот петербургский психолог Мария Осорина в своей книге «Секретный мир детей в пространстве взрослых» приводит, например, данные о том, что дети не умеют через скакалку прыгать, на ногах с ледяной горки кататься и так далее… А раньше это все умели. Трансформация?

 

-По сути да. Ведь в традиционной игре заложено столько всего: и интеллектуальное развитие, и коммуникативное, и духовное – потому что там заложены важные смыслы – прежде всего идея иного мира, иного бытия, другого человека и другого Я. А традиционный детский фольклор? Это вообще чудо! Там есть и психотерапия, и предвосхищение событий, и опыт самостояния, и древние магические формулы, и детская картина мира … Это, к сожалению, беднеет, утрачивается… Можно ли это вернуть? Можно.

 

-Разве можно? Не будет ли ситуация насквозь искусственной?

 

— Совершенно верно, вы верно почувствовали… Почему она будет искусственной? Потому что передача традиции из поколения в поколение переходила от детей к детям, а не от взрослых к детям. И этот опыт не прерывали даже войны. А вот где-то с 60-х годов ХХ века ситуация стала меняться, и сегодня мы имеем то, что имеем.

 

— С урбанизацией, наверное, связано?

 

— Это и потеря игрового пространства в городах и на селе, и появление Экрана, и интеллектуализация образования. Какая польза от считалок-дразнилок и от игр в «казаки-разбойники»? А потом стали уходить люди – носители традиции – дети вырастали, а взрослые забывали. Ведь у нас детский фольклор никто не записывал! Стали записывать только в 80-е, да и то начали с садистских стишков. Потому что это «прикольно»! А подлинный фольклор изучен мало – а ведь это и есть игра, глубокая игровая стихия.

 

— Ну хорошо, получается, подлинная традиционная культура через игру и игрушку человека пестует, лелеет, взращивает, мотивирует. Словом, задает определенную позитивную коммуникативную стратегию. А какую стратегию через игрушку задает современная культура, помимо потребительской, наиболее очевидной?

 

— Часто негативную, вплоть до растления. Представьте себе, в нашей стране обнаружили партию игрушек (скорее антиигрушек!) – кукла девочка с косичками, но с половыми органами мальчика. Или, например, шест для стриптиза с аксессуарами и инструкцией для детей, начиная с шестилетнего возраста. Или трансформер: полу-механизм, полу-человек, полу-бес. И всего такого около 70 %, а то и более.

 

— Итак, на формирование какого антропологического типа нацелена антиигрушка, какие черты порождает?

 

-Во-первых, антиигрушка рождает культурную неполноценность, потому что создана, как правило, по западным образцам. Происходит вестернизация сознания. Наши дети думают, что у нас вообще ничего хорошего нет и не было! Во-вторых, антиигрушкой можно назвать точное воспроизведение какого-либо предмета, например, модель машины. Точная модель закрывает путь креативу – ею можно манипулировать, но творчески осмысливать с ее помощью мир невозможно.

 

-Но ведь такие игрушки–копии появились не сегодня. Их появление возводят к Новому времени, наверное, когда ребенок начинает рассматриваться как самоценное существо, и постепенно начинает нарастать культ детства. То есть получается, что вот эти классические фарфоровые куклы в роскошных нарядах – это уже кризис игрушки? Это, наверное, век 18-й?

 

-Да. Они не для игры, они для любования, созерцания. А потом уже – вторая волна, когда появляется массовая фабричная игрушка. Советский художник П. Фальк, побывав в Германии написал, что «игрушка в Европе умерла!» Интересно проследить историю игрушки по детским портретам – игрушка всегда присутствует рядом с изображением ребенка и что-то важное символизирует. Деревянный конь – движение, кукла – материнское начало, птичка – духовное, небесное. И изображается часто только одна игрушка. Вообще, игрушек, в представлении педагогов 19 века у ребенка должно быть немного. Русское крестьянство, в частности, это знало. Не потому, что взрослые не любили детей, или жалели времени на пустое дело (обычно бабушки и дедушки охотно занимались этим). Большое количество игрушек дезориентирует, рас-средотачивает ребенка в мире, это знали хорошо наши предки. Можно несколько слов сказать о национальной традиции игрушек. Во-первых, еще до рождения ребенка делалась кукла-пеленашка, и клалась в колыбель. Во-вторых, никогда в русской традиции не было игрушек-зверей! Медвежонка в руках у ребенка быть не могло. Также как и зайца. А куклы могли быть разных возрастов – от пеленашки до бабушки, и дети на куклах проигрывали социальные события: свадьбы, похороны, проводы в рекруты. Настолько важна была эта игра, что если, например, молоденькая невестка попадала в дом свекра, то он мог как-нибудь сказать: «Не трогайте молодую. Она играет». И приданое могло составлять до 200 кукол – то есть из них можно было смоделировать целый мир, социальный микрокосмос!

 

Еще очень важно то, что игрушка в русской традиции выражала идеальный мир, а кукла – это человеческая красота. Поэтому всяких уродов, монстров быть не могло. Игрушка представляла образ Божьего мира, образ человека как совершенного Божьего творения, наделенного волей. А современная игрушка лишает ребенка свободы действия, особенно электронная – это уже она с ним или им играет! Никто, даже взрослый не мог нарушать свободу ребенка на творческое общение с игрушкой, которую он одухотворяет. Сознание ребенка меняется при воздействии игрушки и изменении типа самой игры. Каким образом мы сможем воспитывать в девочках идеи женственности и чадолюбия, в мальчиках – мужества и отцовства? Через что, если не через игрушку, не через куклу? Вы знаете, что сегодняшние дети не играют в куклы? Все то, что 50 лет назад девочка проделывала с куклой – кормила, качала, лечила, воспитывала – сегодня она предпочитает проделывать с медведем, зайцем, верблюдом, кем угодно, только не с куклой – прообразом человека, маленького ребенка. Это тревожный признак – ребенок видит человека не в кукле, а в животном. Почему? Я не могу ответить на этот вопрос.

 

-Получается, что если раньше создатели игрушки рассматривали ребенка как образ Божий, который надо щадить, взращивать, нацеливать на нравственное формирование, то нынче ребенок – лишь элемент товарно-денежной производственной цепочки, которая работает по всем правилам маркетинга. А еще логистики – потому что производители-торговцы знают точно, что этот товар надо размещать аккурат на уровне детских глаз, то есть на нижних полках киосков и магазинов. Идешь спокойно по переходу с ребенком – и вдруг эта «красота»! Как быть?

 

— Известный батюшка и ученый о. Глеб Каледа, с которым я общалась одно время довольно близко, сказал: «Надо учить детей противостоять злу в своем сердце!»

 

-Вообще – надо! Это задача родителя. А нашим государством в этой сфере делается что-то? Есть ли на сегодняшний день экспертиза игрушек, какие-то комиссии, цензура?

 

— Сейчас ничего нет. Правда, принят «Закон об информационной безопасности детей» — очень давно мы его ждали. Он принят в декабре 2010 года, а вступит в силу (вы только вдумайтесь!) с сентября 2012 года. Ну что ж, видимо, нам некуда спешить, и дети могут еще подождать и продолжать смотреть чудовищные мультики по каналу «2х2», играть в жестокие компьютерные игры, читать растлевающие детские журналы, «ходить по порно-сайтам в интернет» и прочее! Об игрушке как специфическом средстве информационного воздействия, к сожалению, в Законе нет ни слова. Но на данный момент текст законопроекта об игровой продукции лежит в Госдуме, а когда будет принят – неизвестно. А пока… Будем делать, что можем. Каждый из нас.



    Автор: Софья Стебловская, 20 февраля 2012 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Окончила журфак МГУ. Кандидат филологических наук. Работала редактором-составителем в издательстве «ДАРЪ», редактором и автором сценариев на телевидении, публиковалась изданиях «Свободная пресса», «Наследник», «Нескучный сад» и др. Доцент кафедры журналистики МИТРО. Координатор группы ТЕКСТ Образовательного проекта Летняя школа Русского Репортера.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?

    «Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.

    Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.