Монахиня София Ищенко: Надо делать, а не роптать

В России появился новый православный кинофестиваль. Софья Стебловская побывала за кулисами впервые прошедшего в мае фестиваля документального кино «Православный паломник» и провела своего рода «час с его организатором» монахиней Софией Ищенко.

 

Матушка София – Президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча», одного из крупнейших и старейших фестивалей православного кино на сегодняшний день, кроме того, она заместитель директора духовно-просветительского центра «Вера. Надежда. Любовь» города Обнинск Калужской области. Но главное – матушка любит детей и хочет, чтобы они могли смотреть хорошее кино!

 

— Матушка София, сегодня проводится немало православных кинофестивалей: например, крупнейший, «Встреча», президентом которого вы являетесь, «Лучезарный ангел». И вот еще один – организованный вами фестиваль «Православный паломник». Получается, хорошего кино становится больше?

 

Монахиня София (Ищенко)

Монахиня София (Ищенко)

— Точнее сказать, тематического кино, душеполезного кино. Да, его становится больше, но главное – оно становится все более качественным.

 

8 лет назад, когда мы в первый раз проводили фестиваль «Встреча», нам прислали 420 фильмов. 420! А выбрали мы только 50. Потому что большинство были жуткого качества. Ведь то, что фильм формально про Церковь, еще ни о чем не говорит.

 

Некоторые неискушенные думают: вот сниму батюшку, и дело в шляпе – духовно получится. Но ведь главное в документальном кино – художественный образ. Сейчас это очевидно. И сейчас ситуация с качеством иная.

 

— Иная, но это все равно капля в море в масштабах государства. До массового зрителя ведь эти качественные фильмы почти не доходят. Ведь по центральному каналу их не увидишь…

 

— И не надо. У Первого канала – свой формат, cвоя тематика.

 

— Оправдываете государственную политику в этом отношении?

 

— Не оправдываю. А считаю, что надо что-то делать, а не роптать. Мы и не ставим задачу изменить государство. Мы должны наполнять поле государства духовно-нравственным смыслом. Вот это наша задача.

 

— «Делай, что должен, и будь, что будет»?

 

— Да. Надо пытаться создать новое, качественное, а не переломить государственную систему.

 

Вопли «православных» по поводу того, что по НТВ не показывают документальное качественное, а тем более, православное кино, не выдерживают никакой критики! Такие фильмы, которые представлены на православных фестивалях, можно показывать на каналах «Союз», «Спас», «Радость моя». Но их там и показывают! Первый канал, НТВ – это другая тематика, другая подача.

 

Хотя кино высокохудожественное, действительно высокого уровня, там может быть представлено. Но фильмов на православную тематику такого уровня, как «Поп» и «Остров», их раз-два – и обчелся.

 

— Что делать?

 

— Увеличивать число фестивальных площадок! На сегодняшний день, пока православный кинематограф не вылез из пеленок, – это реальный выход из положения! И таких площадок должно быть много!

 

Вот наш фестиваль «Встреча» приглашают в разные епархии, мы ездим, и в разных городах фильмы собирают полные залы. На сегодняшний день у нас 5 площадок в разных областях – Нижегородской, Кировской, Псковской, Калужской и Саратовской. Что мешает в каждой епархии организовать свой фестиваль? Ведь у нас 87 епархий!

 

Сейчас светских, условно говоря, фестивалей, самых разных, в России 186! (Это я ориентируюсь по каталогу двухлетней давности). Почему же православных фестивалей должно быть мало?

 

Конечно, это дорогое удовольствие, но ведь можно обмениваться фильмами. Вот я, например, только что вернулась из Саратова – там организовали просмотр фильмов нашего фестиваля «Встреча». Их показали в самом Саратове, потом в городе Вольске, потом – в Балашово. И везде – полные залы! Это же событие для областного города.

 

Но тут есть еще одна проблема. Сегодня уходит культура смотрения серьезного кино. Особенно документального.

 

Матушка София и ее помощница Ирина Лапина

Я оживляюсь и готовлюсь задавать заготовленные вопросы — про ценности и смыслы, про мозаичное мышление, фрагментарное сознание современного человека, про самое главное и интересное… Но нас прерывают.

 

Возникли какие-то трудности с принтером. А принтер должен печатать грамоты для победителей. (А иначе, какой это фестиваль?)

 

— Принтер не тянет бумагу, она слишком толстая, – сообщает подошедшая Ирина Ланина, режиссер, участник фестиваля «Встреча», и, судя по всему, правая рука матушки на этом фестивале. – Может, будем подписывать от руки?

 

— Ты представляешь себе, сколько это времени займет? До ночи! Это несерьезно… И Владыка сказал, что будет подписывать только напечатанные грамоты. Надо что-то придумать…

 

В этот момент матушке приносят мобильный телефон – ее срочно просят дать комментарий о новом фестивале какому-то радио. Решив, что можно расслабиться – ведь ближайшие минуты матушка будет занята другим интервью, – я выключаю диктофон. И тут же начинаю жалеть об этом, потому что матушка София выдает всю информацию, полезную и для меня. Она говорит без запинки, как будто читает текст, не заглядывая ни в какие бумажки, на зависть любому диктору. (Да чего уж там, многие теледикторы хуже читают телесуфлер).

 

Из ее речи-интервью невидимому корреспонденту, я узнаю, что при подборе фильмов для очередного фестиваля «Встреча» жюри обратило внимание, что есть большая категория картин, интересных и качественных, но не попадающих в формат фестиваля. Это были фильмы о монастырях, святых местах, святынях православного мира, паломнических маршрутах, людях благочестивой жизни. Тогда решено было организовать отдельный фестиваль. Это начинание было одобрено Московской Патриархией и получило благословение епископа Подольского Тихона.

 

Мне становится известно, что в конкурсную программу было отобрано 27 фильмов; 13 фильмов вошли во внеконкурсную программу; что в фестивале участвовали режиссеры из России, Украины, Греции и Дании. Что в жюри состоит актриса Елена Цыплакова, а среди лучших конкурсных картин может быть назван фильм Аркадия Мамонтова «Пояс Пресвятой Богородицы».

 

Фестиваль рассчитан на зрителя любого возраста и любого уровня воцерковленности.

 

Свой текст матушка завершает тезисом о том, что православное фестивальное движение надо расширять, и этот фестиваль — еще один шаг на пути к этому.

 

Покончив с интервью для радио, матушка снова окунается в организационные вопросы. Вокруг нее – несколько человек, связанных с фестивалем. Принтер по-прежнему не тянет.

 

— Ну не берет он такую толстую бумагу, — негодует человек, ответственный, видимо, за техническую сторону вопроса.

 

— Надо узнать, не могут ли прислать макет грамоты. Позвонить дизайнеру… Ира, напомни, как ее зовут – ту девушку, которая делала макет? – начинает «разруливать» ситуацию монахиня.

 

Тут становится понятно, что именно она, матушка София, – двигатель фестиваля, главное звено. Сидя в кресле и разговаривая со мной, она успевает решить десятки вопросов, вспомнить о массе мелочей, дать множество указаний. Связаться с дизайнером грамоты – девушкой по имени Венера, переключить ее на человека, который воюет со строптивым принтером, вспомнить, что не покормили гостя, который приехал из ВГИКА, сказать слова благодарности Ирине, выяснить что-то про какие-то каталоги…

 

Она держит в памяти имена, цифры, даты, подробности и обстоятельства, на первый взгляд, второстепенные. И уже позже я узнаю, что пару дней назад матушке вызывали скорую помощь (это значит, аккурат перед открытием фестиваля), и что сегодня она очень плохо себя чувствует, и не могу не удивиться ее энергии.

 

Наконец невидимая Венера-дизайнер соединена по телефону с принтероборцем – уже в автономном режиме они продолжают выяснять, в какой программе сверстан макет и на какой адрес его слать. Мы можем вернуться к разговору.

 

— Вот вы сказали о том, что фестиваль посвящен паломничеству. А как вам кажется, сам мир паломничества – с какого возраста к нему можно приобщать ребенка?

 

— Лет с 8-то уж точно можно. Паломническая поездка с ребенком – это, во-первых, тесный контакт души родителя с душой ребенка. Во-вторых, можно и нужно возить ребенка по святым местам, ведь соприкосновение души со святыней не пройдет для него даром. И понимание того, что в мире есть святыни – очень важно для ребенка! И, в-третьих, ребенок входит в пространство православной культуры, ведь паломничество исконно было на Руси частью культуры.

 

Понимаете, ведь и само паломничество, и фильмы нашего фестиваля – они создают некое поле для размышлений. А что это за страна, в которой я живу? А у нее, оказывается, есть история! А на этой земле, оказывается столько святых мест! А мне есть, что защищать! Ведь, человеку, у которого нет святынь, и защищать нечего!

 

И опыт паломничества с родителями не пройдет даром для ребенка, и потом, уже взрослым, он может вернуться к каким-то вещам со своими друзьями, например. Даже если произойдет временный отход.

 

— Да, вот про отход – и от родителей, и от Церкви, пусть и временный – это сегодня очень актуальная тема. То есть в паломнической поездке происходит нечто важное, что, возможно, потом поможет избежать кризиса?

 

— Вот вы говорите слово «кризис». А я знаю, что оно означает. В переводе с греческого «кризис» означает «суд»! Суд Божий — над родителями, за неправильное воспитание ребенка. При правильном воспитании у детей кризисов не бывает!

 

Ну, например, с 3 до 7 лет ребенок должен научиться понимать «нет». И если он не научился, то тогда его начинают ломать, потому что он сам не приучился себя ограничивать. В подростковом возрасте при мудром воспитании все пройдет гладко.

 

matushka_v_delahМатушка с таким упоением и знанием дела начинает рассказывать о воспитании, о расширении границ личности ребенка, о преодолении и воспитании воли, что становится ясно: ее тема – воспитание и педагогика. И кино для ее – тоже средство воспитания, и ее дар организатора – он от желания наполнить смыслом жизнь детей, изначально своих подопечных, с которыми она занимается в обнинском духовно-просветительском центре, а потом и всех остальных.

 

Говорить о детях матушка может долго и интересно, но мы прерываемся – ей пора опять возвращаться к организационным делам.

 

Мы спускаемся в лифте, и я успеваю подтвердить по пути свои догадки: у матушки действительно образование педагога-психолога, и на фестивальный путь ее вывели поиски хорошего кино для учебных показов.

 

Я не задала и четверти вопросов, но ощущения того, что о самом важном мы не поговорили, у меня нет.

 

Внизу, чуть позже, ей показывают уже напечатанную грамоту. Осталось вписать имена призеров. Мытарства с макетами и принтером позади.

 

-Ну, слава Богу! – выдыхает матушка.

 

Первый фестиваль «Православный Паломник» начал свой путь!

 

Фото: Виктории Медуниной



    Автор: Софья Стебловская, 30 мая 2012 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Окончила журфак МГУ. Кандидат филологических наук. Работала редактором-составителем в издательстве «ДАРЪ», редактором и автором сценариев на телевидении, публиковалась изданиях «Свободная пресса», «Наследник», «Нескучный сад» и др. Доцент кафедры журналистики МИТРО. Координатор группы ТЕКСТ Образовательного проекта Летняя школа Русского Репортера.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.

    Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.

    Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.