«Не пусть не бегут неуклюже не пешеходы не по лужам…», или Кризис непослушания

– С ним что-то не так! – начала возбужденно говорить напуганная мама трехлетнего мальчик на одной из консультаций. Милое дитя, по словам мамы, превратилось в домашнего деспота, изводившего своим непослушанием и капризами взрослых. Я прервала маму и сама стала рассказывать о поведении ее сына. Она согласно кивала, а в конце изумленно спросила: – А откуда вы знаете? 

 

Все дело было в проявлении кризиса трех лет, который в классическом варианте проживал малыш.

 krizis_3_let_min

Признаки кризиса трех лет

 

Стремление противоречить проявляется едва ли не в каждом действии ребенка. Мой знакомый малыш в три года стал петь: «Не пусть не бегут не неуклюже не пешеходы не по лужам…»

 

Он заявил: «вы плохие». Шепнула ему на ушко: «а ты – хороший». В ответ пошло яростное возражение: «Нет, вы хорошие». Собственно, это подсказка для родителей – ловите!

 

Определить, что у вашего ребенка начался кризис трех лет можно по ряду признаков.

 

1. Негативизм

 

Детский негативизм – это не обычное непослушание. Если ребенок не хочет делать что-нибудь, потому что ему неприятно, это не негативизм. Например, малыш играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет и выражает бурный протест – вот вам непослушание.

 

При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Ребенок хочет спать, но не ложится потому, что его заставляют это делать взрослые. Это акт социальной деятельности – он адресован человеку. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получать противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.

 

2. Упрямство

 

Упрямство – это настойчивость вопреки аргументам.

 

Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что это его требование. Тенденция делать наоборот может проявляться как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе.

  

3. Строптивость

 

Симптом строптивости считается настолько центральным для трехлетнего возраста, что и весь критический возраст получил название «возраст строптивости».

 

От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость — против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Это своеобразное детское недовольство.

 

4. Своеволие

 

Своеволие – это стремление ребенка к самостоятельности. Символично в этой связи столь часто звучащее «Я сам!».

 

Существуют еще три симптома кризиса, но они имеют второстепенное значение.

 

В их числе – протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.

 

Семейные ссоры также бывают связаны с симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает употреблять бранные слова, при этом испытующе поглядывает на взрослых. Еще портит вещи, ломает любимые игрушки (и не дешевые), все это делает «для зрителя», вопреки.

 

И, наконец, еще один симптом – проявление деспотической власти по отношению к окружающим. Ребенок изыскивает для этого тысячи способов. Он старается вернуть то положение, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности по отношению к младшим или старшим. Ревность — это та же тенденция к господству, деспотизму, к власти.

 

В качестве последствий основных симптомов выступает так называемый второй пояс симптомов — невротические реакции в виде энуреза, ночных страхов, неспокойного сна, иногда резких затруднений в речи, заикания, крайне обостренного упрямства.

 

Наиболее неприятны гипобулические припадки — ребенок бросается на пол, стучит руками, ногами. Это своеобразные приступы, которые внешне напоминают припадки, но не являются ими в собственном смысле слова, а представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, протеста.

 

Существенным образом во время кризиса перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету родителей.

 

Происходит также кризис личности – «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с мгновенным желанием. Мотив отделяется от ситуации.

 

Как пережить кризис трех лет? Два правил для родителей

 

1. Относитесь с пониманием к происходящему. Что называется, не поддавайтесь на провокации. Переключайте внимание ребенка, превращайте конфликтную ситуацию в игру.

 

2. Разрешение кризиса трех лет наилучшим образом происходит в игре – виде деятельности, наиболее удовлетворяющем все претензии ребенка на самостоятельность.

 

Если дело не в кризисе

 

Надо учитывать, что причинами, провоцирующими детское непослушание, может быть не только кризис трех лет.

 

Причиной может оказаться борьба взрослых за власть в глазах детей. Своим поведение ребенок может вычислять «слабое звено». Идти на поводу у ребенка и становиться таковым очень опасно, так как потерять авторитет можно безвозвратно.

 

Причиной может стать темперамент ребенка. Дети холерического темперамента отличаются своей заряженностью на действие. Их энергия бесконечна. Причем чаще применение ей находится такое, которое не нравится родителям. Им надо направлять эту энергию. Простое правило: ребенок должен быть занят!

 

Еще одна банальная и весьма распространенная причина – избалованность. Справиться с ней поможет выстраивание границ и единство слова и дела родителей. Помогая ребенку научиться контролировать свои желания, вы работаете на его будущее.

 

Бывает и такое, что непослушание и капризы вызваны нечуткостью родителей. Довольно часто ребенок занят самым интересным, а его зовут кушать, купаться, спать. Какой еще может быть реакция? Конечно, протестной! Рекомендация простая: родители, считайтесь со своими детьми!

 

Чтобы справляться с непослушанием, нужно напоминать себе простые правила, которые мы, родители, в суете часто нарушаем:

 

— Слушайте, когда говорит ребенок, при этом смотрите на него. Это поможет усилить эмоциональную связь между вами.

 

— Вместо команды предложите выбор («Можешь убрать игрушки сейчас или потом»). Так вы научите его делать выбор, организовывать свои дела.

 

— Говорите коротко, когда формулируете требование или просьбу, не приучайте к многословию.

 

— Если ругаете за что-то, то добавляйте конструктив: предлагайте как-то исправить ситуацию.

 

— Решайте проблему вместе.

 

— Проводите время вместе, обсуждайте его дела, давайте почувствовать вашу любовь и заинтересованность.

 

— Добивайтесь соблюдения уговора, учите уважать совместные правила, учите думать о других.

 

— Спокойно объясняйте правила и их необходимость, это поможет привить уважение к правилам.

 

И, наконец, сами выполняйте правила, которым учите детей, если хотите, чтобы непослушания все-таки было меньше.



Автор: Людмила Першина, 11 июня 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Людмила Першина
Кандидат психологических наук, доцент Московского городского института управления Правительства Москвы, автор учебников по возрастной и социальной психологии, публикаций по вопросам психологии. Практический психолог с большим стажем (20 лет).
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

"Я хочу подметать!"

— Я хочу подметать! – кричит Вера, вырывая веник у матери, и мама обескуражено уступает. Самое прекрасное в подметании – это пыль, которую можно поднять если не до неба, то до потолку уж во всяком случае!

Семья и школа. Ступеньки детства

«Ну, доченька, как день прошел в яслях? – спрашивает мать. – Что было?» — «На обед?» Что там подавали к столу, тоже интересно. Но как ребенку живется? Как он себя чувствует? От чего страдает, что его радует? Как это узнать?

Свежие статьи
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.

Мужчина и его остров

Несколько слов о мужском внесемейном досуге.