Мы продолжаем наш эксперимент – путешествие по миру с помощью Интернет и карты Google Earth.
Изрядно замерзнув в Гренландии, согревшись в Вифлееме и промокнув в Москве, мы решили поехать куда-нибудь в теплое место. Например, в Папуа-Новую Гвинею. Как обычно, находим на карте свой город, пишем в строке поиска «Папуа-Новая Гвинея», нажимаем на ссылку и летим на остров Новая Гвинея.
Если лететь по прямой, от Москвы до Порта-Морсби, столицы Папуа-Новой Гвинеи, получится расстояние около 12000 км, это почти в два раза больше, чем от Москвы до Владивостока, если лететь на самолете – более 12 часов пути. Известный русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай в 1870-1871 годах проделал похожий путь от Кронштадта до места, где сейчас находится город Маданг, по морю за 346 дней на корвете «Витязь».
Знакомиться со страной хорошо на сайте свободной энциклопедии «Википедия» — там приведена достаточно полная информация с множеством ссылок как внутри энциклопедии, так и на внешние источники.
Что нам может быть тут интересно помимо классических истории и географии?
Думаю, будет интересно узнать, для чего же сюда приехал Николай Николаевич, собрав достаточно большую сумму на экспедицию (его мать продавала ценные бумаги, чтобы у сына была возможность поехать), рискуя жизнью, здоровьем…
Еще интересно будет понять, кто же такие настоящие «папуасы», поскольку живут они именно здесь.
Ну и наконец, почему многие папуасы стали «христианами».
Итак, мы приземлились в городе Порт-Морсби. Погода за бортом в феврале радует, но не очень – моросящий дождь при температуре +25С на несколько дней вперед нам обеспечен. При этом ночью температура снижается буквально на пару градусов. Здесь на протяжении года средняя температура +26С, климат влажный тропический, это значит тепло и душно.
Порт-Морсби как столица, довольно сильно отличается от других поселений страны. Здесь есть правительственные здания, офисные центры.
Появились тут и следы классических городских жителей, например, начинающих любителей «граффити».
Рядом с привычными городскому жителю зданиями, соседствуют совсем непривычные для жителей средней полосы России хижины на свях.
Впрочем, здесь есть и Национальный музей, и Ботанический сад, и Университет Папуа-Новой Гвинеи. Если почитать заметки путешественников, есть чему удивиться:
«…Между тем приходил мой доброжелатель Туй и своей выразительной мимикой старался объяснить, что когда уйдет «Витязь» (при этом он указал на корвет и на горизонт) и мы останемся втроем (он указал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и как бы называя деревни), разрушат хижину (тут он подошел к сваям, делая вид, что рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и, закинув правую руку над головой, имел вид человека, бросающего копье; затем подошел ко мне, толкнул меня несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза и, высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю; те же мимические движения он проделал, указывая поочередно на Ульсона и на Боя). Очень хорошо понимая предостережения Туя, я сделал, однако же, вид, что не понял его… на все это я махнул рукой и подарил ему гвоздь…»
«Вчера проводники копкага, которых нам дал миссионер, повернули обратно. Остался только Биран, переводчик. У копкага с соседями по лесу свои споры и счеты. К счастью, в деревне нам удалось нанять новых проводников – короваев. Они называют себя «людьми деревни» и, похоже, сами боятся своей лесной родни… На привале, пока мы отдирали присосавшихся к ногам пиявок, Биран передал наказ проводников: «Не растягиваться, не отставать, не сходить с тропы… Бату подходят незаметно. Их маленькие стрелы – как укус пиявки, а вечером человек умирает». По лицам проводников видно, что они не шутят».
Слово «папуас» обычно ассоциируется с любым человеком, который живет в теплых широтах вне мировых цивилизаций. Однако, папуасы – это обобщенное название племен, живущих в Океании, в основном на острове Новая Гвинея. Среди наиболее крупных племен папуасов можно назвать: чимбу, энга , гимбу, медлпа, экари, хупи, вахги, камано, асмат, ангал , кева , дугул-дани, хванггона, умбу-унгу и многие другие. Численность некоторых племен более 200 тыс. человек, но есть племена и по 100 человек.
Сейчас, как и сто лет назад, папуасы выращивают таро, ямс , кокосы и бананы, продолжают охотиться в лесах и собирать различные дикие плоды. Широко развито свиноводство, причем, в отличие от российской деревни, здесь свиньи свободно ходят по улице (то есть между домами, потому что улиц в деревнях особо нет), а маленьких поросят женщины могут даже выкармливать собственной грудью.
В эту страну было за последнее время предпринято много путешествий, из них интересна поездка в 1973 году в деревню Бонгу В.Басилова, этнографа, кандидата исторических наук и его коллег – это деревня, возле которой сто лет назад жил долгое время Н.Н.Миклухо-Маклай, статья про эту поездку опубликована в журнале «Вокруг света».
В 1991 году чех Лоран Пиво опубликовал интереснейшую статью про то, как жители Папуа-Новой Гвинеи приспосабливаются к цивилизации, которая буквально затопила этот регион.
В 2006 году в рамках проекта «Семеро смелых», Леонид Круглов и Андрей Макеев побывали на острове Новая Гвинея и пересекли его с севера на юг.
История острова протекает спокойно несколько тысяч лет – с момента заселения его (по оценкам ученых, 20-25 тыс. лет назад) и до момента появления здесь неугомонных европейцев (в 1526 году остров был открыт португальцем Жоржи де Менезешем), потом до появления здесь Н.Н.Миклухо-Маклая, европейцы бывали на острове случайно и несистематически.
Однако уже в 1884 году юго-восточная ее часть находилась под господством Британской империи, примерно в это же время северо-восточная часть была захвачена Германией.
В 1920 году Новая Гвинея была передана Австралии. Затем в 1949 году обе части (Папуа и Новая Гвинея) были административно объединены австралийскими властями.
С 1975 года Папуа-Новая Гвинея является независимым государством.
После этого никаких существенно важных событий в истории страны в открытых источниках не замечено, однако, это не значит, что жизнь замерла – в стране утверждаются бюджеты, она страдает от кризиса, люди живут и смотрят в будущее, отцы все меньше понимают детей.
Мы же из столицы страны попробуем отправиться через остров к городу Маданг (население 27 тыс. человек), возле которого находится деревня Бонгу. Та самая деревня, где жил герой местного фольклора «Тамо-рус» (русский человек), Николай Миклухо-Маклай.
На самом деле, сделать это по суше довольно сложно, — если идти по прямой, получится почти 500 километров, горы достигают 2000 и более метров, по дороге будет встречаться множество селений, жители которых далеко не всегда будут рады гостям. Но у нас есть неоспоримое преимущество – мы сидим дома, нести ограниченный запас припасов не нужно, прививки от насекомых не нужны, да и в любой момент можно отдохнуть, отключив программу и уйдя спать. Конечно, это лишает наше путешествие элемента подвига, зато дает возможность больше узнать о стране.
На острове Новая Гвинея 18 действующих вулканов, некоторые горные вершины достигают 4500 метров. Этот регион является сейсмически активным – здесь регулярно происходят землетрясения.
Природа здесь очень богатая и разнообразная, одних растений насчитывают более 20 тысяч видов. Во многих местах вдоль пологих топких берегов растут мангровые леса – передвигаться здесь можно только на лодках, там, где есть вода.
Склоны гор покрыты густыми тропическими лесами из сотен видов деревьев. После высоты 1000 метров начинают преобладать хвойные породы деревьев. Высокогорья покрыты лугами и кустарниками, в долинах в основном травянистая растительность.
Особо опасных для человека млекопитающих здесь нет. Кроме одичавших свиней и собак, здесь встречаются сумчатый барсук, древесный кенгуру, кускус и другие.
Из птиц чаще встречаются казуары (хорошая добыча для охотника), райские птицы, венценосные голуби и попугаи.
Насекомых много, наиболее назойливые – комары, москиты и муравьи, они все больно кусаются.
«На руках и на лбу образовались подушки от укусов комаров, муравьев и других бестий. Странное дело, я гораздо менее страдаю от этой неприятности, чем Ульсон и Бой, которые каждое утро приходят ко мне жаловаться на не дающих им по ночам покоя насекомых».
«Муравьи здесь выводят из терпения, ползают по голове, забираются в бороду и очень больно кусаются. Бой до того искусан и так расчесал укушенные места, что ноги его распухли, а одна рука покрылась ранами. Обмыв раны разведенным нашатырным спиртом, я перевязал более глубокие из них».
В лесах встречается много змей, в том числе и ядовитых. В реках живут крокодилы и черепахи.
Во многих районах страны нет фотографий исключительно потому, что в них мало кто успел побывать. Кроме того, здесь встречается много фото 1980-х и 1990-х годов, когда еще сервиса Google и Google Earth не было. Значит, люди ярко помнят свое пребывание на острове и через 10 лет!
Что же привело на этот остров русского ученого-этнографа и путешественника?
Николай Миклухо-Маклай пишет о том, что описания туземцев в первобытном состоянии, до столкновения с цивилизациями, находятся в неудовлетворительном состоянии, а время уходит. Он подробно исследует описания Новой Гвинеи и ее окрестностей, составленные его предшественниками из разных стран.
Главными задачами своей поездки он ставит выяснение антропологического отношения папуасов к другим расам и определение распространения этого племени сравнительно с другими племенами Тихого океана.
Удивителен такт и отношение ученого к местным жителям. Например, он запрещал слугам ходить на охоту, чтобы выстрелами не напугать туземцев, не брал с собой револьвер, чтобы защититься от не всегда дружелюбных папуасов.
«Я вошел на площадку. Группа вооруженных копьями людей стояла посередине, разговаривая оживленно, но вполголоса, между собой… некоторые туземцы приняли очень воинственную позу, как бы готовясь пустить копье… ко мне подошло несколько туземцев. Вдруг пролетели, не знаю, нарочно ли или без умысла пущенные одна за одной две стрелы, очень близко от меня. Стоявшие около меня туземцы громко заговорили, обращаясь, вероятно, к пустившим стрелы, а затем, обратившись ко мне, показали на дерево, как бы желая объяснить, что стрелы были пущены с целью убить птицу на дереве. Но птицы там не оказалось, и мне подумалось, что туземцам хочется знать, каким образом я отнесусь к сюрпризу вроде очень близко пролетевших мимо меня стрел. Я мог заметить, что, как только пролетела первая стрела, много глаз обратилось в мою сторону, как бы изучая мою физиономию, но кроме выражения усталости и, может быть, некоторого любопытства, вероятно, ничего не открыли в ней…
…Мне самому стало как-то неловко, зачем прихожу я стеснять этих людей?..
Небольшая толпа окружила меня; двое или трое говорили очень громко, как-то враждебно поглядывая на меня. При этом, как бы в подкрепление своих слов, они размахивали копьями, которые держали в руках. Один из них был даже так нахален, что копьем при какой-то фразе, которую я, разумеется, не понял, вдруг размахнулся и еле-еле не попал мне в глаз или в нос. Движение было замечательно быстро, и, конечно, не я был причиной того, что не был ранен, — я не успел двинуться с места, где стоял, — а ловкость и верность руки туземца, успевшего остановить конец своего копья в нескольких сантиметрах от моего лица. Я отошел шага на два в сторону и мог расслышать несколько голосов, которые неодобрительно (как мне, может быть, показалось) отнеслись к этой бесцеремонности.
В эту минуту я был доволен, что оставил револьвер дома…
Мое положение было глупое: не умея говорить, лучше было уйти, но мне страшно захотелось спать. Домой идти далеко. Отчего же не спать здесь? Все равно я не могу говорить с туземцами, и они не могут меня понять. Недолго думая, я высмотрел место в тени, притащил туда новую циновку и с громадным удовольствием растянулся на ней…»
Н.Н.Миклухо-Маклай
Впоследствии гости из «цивилизованной» Европы мало считались с мнением местных жителей. Страны-колонизаторы рассматривали остров как источник сырья и полезных ископаемых. Золото, медь, нефть, кокосы, бананы, древесина – это то, что привлекало их сюда.
«Эпоха богов кончилась, начался век колонизаторов. Идиллии не получилось. Папуасы — храбрые воины, защищались и силой своих колдунов, и своих стрел. Но против ружей миссионеров, от которых в этой проданной дьяволу стране не ушла ни одна душа, не устояли.
Тем не менее, папуасы быстро учились. За несколько десятков лет этот народ (а вернее, народы — на острове живет 700 этнических групп, и каждая говорит на своем языке) сделал гигантский прыжок, равный нескольким тысячелетиям.
Очень многие нам говорили, что жители Папуа веруют в Иисуса Христа, они хорошие христиане и осуждают тех, кто придерживается старых привычек. Часто такие заверения звучали настолько стереотипно, что мурашки пробегали по коже. По-видимому, некоторые миссионеры, особенно адвентисты седьмого дня, а в стране их очень много, развили такую пропаганду, что она сродни «промыванию мозгов».
Вокруг света, июнь 1991 года. Лоран Пиво, из чешского журнала «100+1 ZZ», перевела Д.Прошунина
Если же говорить о религии, то до прихода европейцев верования папуасов были примерно следующие:
«Сначала могущественное божество (имени его мы не узнали) создало мир, потом наслало великий пожар, а следом великий потоп. Когда все погибло, живые существа были вновь созданы из плоти — свиньи. А предками короваев (Прим.ред. — одно из племен папуасов) были два брата».
В Википедии про духовную культуру написано следующее: «Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм. Дема — тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространен тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это — вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти, и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя. Важное значение имеет культ предков и черепов».
Большая часть (95,1%) населения считается христианами, причем 56,6% — протестанты различных толков, в том числе относимые в России к сектам, 30% — католики, 6,7% — англикане! Между тем, влияние традиционных культов очень велико и сейчас.
Земля Папуа-Новой Гвинеи ждет своих исследователей и православных миссионеров. А нам пора возвращаться домой.
Мы предлагаем обратить внимание на несколько местечек, посещение которых кажется вовсе не обязательным, но — и особенно, если вы приехали в Тбилиси с детьми — может оказаться очень занимательным. Итак, не проходите мимо
Мечтаете поехать на Камчатку? Инструкция от многодетного отца и рассказ о том, как папа, мама, трое детей и бабушка путешествовали на «край Земли».
Почему стоит ехать в деревню между Москвой и Калугой, за 90 км от крупных городов, чтобы посмотреть на мусор?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.