Постовые любви

Чем более укреплен в вере человек, тем яснее видит он ответственность и серьезность предстоящего перед ним испытания, называемого Великим Постом. Для кого-то шагнуть на стезю Поста так же страшно, как ступить на облако из самолета с парашютом за спиной: вроде бы и следовало поддержать традицию, а с другой стороны – кто тебя самого поддержит, обессиленного воздержанием? И все-таки многие отправляются в трудный путь, лежащий через Святую Четыредесятницу и Страстную Седмицу с радостью. Наверное, знают они какой-то секрет?

 

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин

Настоятелю Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерею Игорю Гагарину, как и любому пастырю со стажем, понятны движения человеческого сердца. К тому же отец Игорь много лет посвятил просветительской деятельности, он и сегодня является преподавателем Коломенской духовной семинарии и Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского при Богоявленском соборе города Ногинска. С отцом Игорем мы и пытались отыскать секреты радости в наступивших днях памяти о Великой Скорби.

 

«Железная хватка» котлетки

 

— Батюшка, сегодня мы живём в такое время, когда в общественном понимании не упомянуть хотя бы всуе про пост считается делом столь же неприличным, как, скажем, войти в дом, не поздоровавшись. Пост у всех на устах — уж простите за каламбур, — но что такое пост и с чем его едят, многие представляют довольно смутно. Как правило, речь идет лишь о воздержании от пищи животного происхождения.

 

— А давайте и мы с вами не будем обходить стороной это самое «воздержание», потому что оно есть чрезвычайно важный элемент каждого поста. Не случайно их в году много однодневных и четыре многодневных, среди которых и наступивший Великий пост – основная магистраль, по которой мы идем к Празднику праздников – Святой Пасхе.

 

Человек – существо телесно-духовное, оттого, как он питается, во многом зависит и его физическое самочувствие, и душевный настрой. Бог, создавая человека, выстроил иерархическую схему, в которой дух должен господствовать над душой и телом, но практика бытия часто смещает ось координат, и человек в основе своей оказывается плотским, что по сути есть состояние унизительное. Именно та сторона поста, которую мы воспринимаем как некие гастрономические ограничения, дает прекрасную возможность поправить ситуацию и позволяет духу занять подобающее ему господствующее положение.

 

— Трудно понять, каким образом отказ от котлетки может возвысить человека.

 

— Отказаться от нее – вот что как раз трудно. И то правда: котлетка — мелочь, пустяк, а какой железной хваткой она нас держит!

 

Мы ведь часто пребываем в иллюзии, что физические удовольствия, такие, как еда, сон, супружеская близость, тепло, комфорт – это источники радости, и чем их меньше – тем неудачливей человек. На деле же самая безнадежная тоска чаще всего лежит именно на дне удовольствий.

 

Вот почему в чем-то себе отказывая, подчиняя плотские желания тела устремлениям нашего духа, мы вынуждены совершать тяжелейшую работу, предельно концентрировать свою волю, но в итоге, справившись с поставленной задачей, испытываем окрыляющее чувство освобождения. Это можно проверить опытным путем уже в первые дни самоограничения.

 

Идея: Богуслав Сливински, Польша.

Идея: Богуслав Сливински, Польша.

— Достижение такого опыта и есть главная цель поста?

 

— Великий пост и Страстная седмица должны закончиться тем, что мы в сердечном ликовании будем обращаться друг к другу со словами «Христос Воскресе!», напоминая всем, что смерть побеждена, что Любовь, явленная на Кресте, сильнее смерти. А отвечая «Воистину Воскресе!» и делая акцент на первое слово, мы свидетельствуем не просто свою веру в бессмертие, но и реально ощущаем вкус вечной жизни. Те, кто это испытали, становятся хранителями, солдатами этой радости, ее часовыми.

 

— «Часовыми любви».

 

— Ну, тогда уж постовыми.

 

Заповедь неосуждения

 

— Что ж, цель достойная, чтобы ради нее действительно отказаться от чего-то привычного. Но как маловерующему человеку найти в себе силы бороться за свое духовное и физическое обновление?

 

— Составляющих очень много. Например, можно обратиться к молитве Ефрема Сирина, которая читается во все дни Великого Поста, и попытаться следовать ей дословно. Тут все абсолютно понятно даже невоцерковленным людям: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми… Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

 

Заповедь неосуждения – одна из наиболее часто декларируемых, и она же чаще других нами пренебрегается. Однако если вы, как часовой на посту, проведете для себя запретную пограничную линию («Осуждать никого, ни при каких обстоятельствах нельзя – и все, без полутонов и оговорок!»), то это будет вашей серьезной победой.

 

Пост и дети: не бояться высоты!

 

— Для православного человека воспитание детей является неотъемлемой частью его существования. Как в этот тяжелейший физический и духовный труд, каковым является Пост, привлечь ребёнка? И нужно ли вообще это делать?

 

— А вы полагаете, что дети лишены чувства поисков правды, самого себя в окружающем мире, угрызений совести? Да они порой намного острее, нежели взрослые, воспринимают все происходящее – хотя бы в силу отсутствия у них лукавства.

 

У них еще не изжиты, не сломлены природные механизмы духовного самоочищения, просто без опытного наставника эта сторона деятельности со временем либо затухает, либо приобретает комические формы – помните веселую песенку «С понедельника возьмусь!»? Так и формируется характер, когда уже взрослый человек, понимая, что надо что-то менять в своей жизни, по-прежнему пытается приурочить эти изменения ко дню рождения, к Новому году или все к тому же понедельнику, а в итоге благие намерения так и остаются неосуществленными.

 

Пост – самое удобное время вхождения в новую жизнь, хотя бы потому, что ты не один, что ощущаешь плечо и локоть твоих близких, членов твоей общины. Это очень укрепляет и поддерживает.

 

— Но многие родители сознательно ограждают своих детей от ограничений поста, считая, что недостаток белков и жиров, пусть временный, может отрицательно сказаться на формировании растущего организма.

 

— Даже для взрослых Церковь не требует применения равно строгих положений Устава Поста. Меру воздержания определяет сам постящийся – хорошо, если он это делает вместе со священником. По отношению к детям такое правило верно вдвойне, только в роли мудрого духовника обычно выступают родители. Выстраивая доверительные отношения с ребенком, они должны вместе с ним определить тот уровень, достижение которого не повредит, а, наоборот, окажет самое благотворное действие.

 

Пост нисколько не посягает на нормативы Минздрава. И если уж вновь обратиться к продовольственной теме, то следует учесть огромный процент заболеваний среди детей, вызванных ничем не сдерживаемым, слепым желанием родителей «напитать» свое чадо. А душеполезный пост ребенка обязательно имеет послабления – это всем хорошо известно.

 

Мое твердое убеждение – пост обязательно нужен детям. Более того, он им нужнее, чем взрослым, поскольку является прекрасным упражнением для воспитания воли и силы духа, а мы как раз и ведем речь о растущем организме и о формирующейся личности. Упускать такое важное воспитательное средство, как пост, по меньшей мере, неразумно.

 

— И все же мы опять высоко поднимаем планку, а полезно ли это ребенку? Кажется, что сами понятия «ребенок» и «покаяние, самоограничение» не могут упоминаться в одной строке.

 

— А не надо бояться высоты. Способность к покаянию – это дар Божий, как и сама вера. Результат воспитания и, в последующем, самовоспитания. Ростки этого качества всходят из откровенных разговоров с родителями, из опыта ведения личного дневника с попытками самоанализа, из умения исповедоваться уже с возраста начальной школы.

 

Вот посмотрите, какой бум сейчас начнется в храмах, когда люди, считающие себя православными только оттого, что они исповедаются раз в год в Чистый Четверг или другие особо значимые дни Великого Поста, понесут священнику все свои грехи, собранные за год. Какая польза от такой исповеди, какая благодать? А если дитя с малых лет регулярно очищает свою душу от мелкого сора, ему уже и в дальнейшем несложно будет провести «генеральную уборку» внутри себя.

 

photosight.ru. Фото: Константин Селeзнёв

photosight.ru. Фото: Константин Селeзнёв

Пост по плану

 

— Если понимать Пост как ряд духовных упражнений – молитвенных, ограничительных, благотворительных и тому подобных, — то можно ли применять к ним, скажем, всем понятную методику выполнения физических упражнений?

 

— А почему не обратиться к методике обучения иностранному языку? Или вождения автомобиля? Соглашусь с тем, что такое невещественное понятие, как внутренняя работа по познанию и формированию собственного «я», может выстраиваться по вполне конкретному плану (кстати, почему бы его не написать на листке?) с такими, например, пунктами: посетить храм, исповедаться, прочитать Евангелие, попросить прощения у.., бросить курить, отвезти продукты в дом престарелых, избавиться от слова «типа» и тому подобное.

 

Очень важно, чтобы этот план не диктовался женой мужу или отцом сыну, но каждый человек, независимо от возраста, принимал его осознанно, без какого-либо силового давления. Для кого-то простой отказ от компьютерной «стрелялки» будет равнозначен подвигу.

 

Одно бесспорно: во время Великого Поста духовная жизнь должна быть гораздо более насыщенной, чем в обычные дни. Вот этот труд, направленный на самосовершенствование во имя любви к Богу и к своему ближнему, и есть несомненная, непреходящая радость.



    Автор: Наталья Мотина, 17 марта 2013 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист. Работает в газете "Неделя. Подмосковье"
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.

    У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?

    В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.