При всём богатстве выбора…

Начну с вопроса. Вы предложите своему ребёнку просроченный йогурт? А ядовитого цвета конфетку неизвестного происхождения купите? Что за ерунда, скажете вы. Но, к большому сожалению, грустный опыт последних лет навёл меня на такую мысль: детская книга – такой же продукт, как и йогурт, скажем, и она должна быть столь же качественным изделием, чтобы не только не принести вреда, но пойти на пользу растущему организму. С той только разницей, что йогурт – еда для желудка, а книга – еда для души. А любое детское питание, как мы знаем, должно соответствовать самым высоким стандартам…

 

Горько сознавать, что при всём огромном количестве книжных магазинов и детских книг в них выбрать приличное издание не так-то просто. Очень часто приходится, подбирая какое-то классическое произведение, представленное на стеллаже в нескольких вариантах, буквально обнюхивать каждую книжку, заглядывая чуть ли не под переплёт. А почему? Повальное безответственное отношение к работе, отсутствие жёсткого контроля качества привело к огромной массе бумажной халтуры на прилавках книжных, как, впрочем, и других магазинов. Некачественная еда, некачественная обувь и некачественные книги – вот наши сегодняшние реалии.

 

Мой сын растёт в читающей семье. И к его пяти с небольшим годам он уже является обладателем приличного размера книжной полки. Книжки дарят, отдают оставшееся после подросших детей, покупаем мы. Сегодняшний рынок детской литературы, одним словом, изучен в достаточной мере. И потихоньку у меня накопился списочек критериев, которым должна отвечать качественно изданная детская книга. (Сразу оговорюсь, что о содержании принципиально не буду говорить, поскольку, во-первых, это отдельная серьёзная тема, а во-вторых, детскую классику еще никто не отменял.) При покупке книжек я очень стараюсь придерживаться этих правил, с тем чтобы книга жила в доме подольше, радовала и глаз, и душу.

 

Правило 1. Никакой газетной бумаги.

 

Здесь нужно сказать, что это правило распространяется скорее на книги для школьников. Для малышей, как правило, используется хорошая, плотная бумага, которую приятно листать, которая значительно продлевает книге жизнь, а в последнее время очень распространён неугрызаемый картон для совсем юных читателей. Но серии типа «Библиотека школьника» весьма часто этим грешат: яркая парадная обложка, а внутри – серые, унылые страницы, насквозь пропитанные типографской краской. Иллюстрации на такой бумаге портят всю картину, если можно так выразиться.

 

К этому же правилу отнесу и в целом внешний вид книжки, в том числе и шрифт: он должен легко читаться, быть в меру крупным (чем младше читатель, тем крупнее буквы). Излишняя затейливость начертаний нередко говорит об отсутствии вкуса у издателей, равно как и избыток графических и прочих украшений. В так называемые «книги для девочек» особо рьяные издатели ухитряются вкрапливать даже блёстки и какую-то сверкающую пыль, отчего книга перестает быть просто книгой и становится дополнением к ансамблю из розовой сумочки и губной помады.

 

 

Правило 2. Никаких ошибок.

 

 

Если в конце книги не стоит фамилии как минимум одного корректора, будьте готовы к опечаткам и грубым ошибкам в тексте. Хотя, к сожалению, иногда и наличие корректора не спасает. Если же, кстати, книга вообще не может похвастаться выходными данными, кроме адреса типографии (бывает и такое), бросьте её скорей назад на полку и забудьте о ней, это не книга, а книжный суррогат. Книга – образец печатного слова. Ошибки в книге – всё равно что на обложке учебника русского языка слово «руский». Ведь качество текста при традиционном подходе к делу проверяется на нескольких стадиях: текст правит редактор, потом вычитывает корректор, причем дважды: до вёрстки и после, так что вероятность опечаток и ошибок минимальна.

 

С другой стороны, возможны и скрытые подвохи. Год назад купила я «Золотой ключик». Выбирала крайне придирчиво – классика ведь! И картинки пристойные, и текст на первый взгляд не содержал ляпов, вполне приличный был вариант из имевшихся в магазине. А начали читать – и меня постиг глубочайший шок, потому что из книжки были просто выгрызены куски текста. Например, вот так:

 

«Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком.

Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:

– Ой-ой, потише, пожалуйста!

Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шёл изнутри полена».

(А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», издательство «Стрекоза», 2008)

 

Вам не кажется странным, что топорик в руке Джузеппе внезапно превратился в рубанок? Секрет фокуса прост: в оригинальном тексте между репликой тоненького голоска и фразой о рубанке находится ещё полтора десятка предложений, на протяжении которых Джузеппе оглядывает мастерскую в поисках того, кто говорит, продолжает тесать топориком, слышит голосок ещё раз, после этого берёт рубанок, начинает строгать, слышит голосок снова и только после этого роняет рубанок.

 

И так по всей книге: по абзацу, по два. Удосужились даже удалить классический пассаж «пациент скорее жив, чем мёртв». В конце книги, на странице с выходными данными, меленькими буквами написано: «В сокращении». Не в силах я постичь сакрального смысла такого сокращения, хоть убейте. Бумаги не хватило?.. Так что, если книга, которую вы планируете купить малышу, небольшая по объёму, лучше задержаться на несколько минут у полки и прочитать её всю: так вы застрахуете себя от подобного мошенничества.

 

Правило 3. Книжка без картинок – книжка неинтересная.

 

Это правило сформулировал еще Л. Кэрролл устами своей героини и был, конечно, прав. И я бы несколько даже подправила классика: книжка без хороших картинок – книжка зловредная. Чем младше возрастная группа, на которую ориентировано издание, тем больше должно быть картинок. Чуковский, например, считал, что буквально на каждое действие персонажа должно быть по картинке.

 

Итак, самое пристальное внимание при выборе книги мы должны уделить иллюстрациям. С добротными картинками сегодня просто беда. Конечно, не каждый родитель может признать себя компетентным в художественных тонкостях, но решить для себя вопрос на уровне «нравится – не нравится» или «понравится ли ребёнку», я думаю, каждый сможет, стоит внимательно проглядеть книжку.

 

Обращаем внимание на соответствие, так сказать, истине. Так, тот же самый Буратино, мне кажется, всё-таки не должен быть изображён в джинсах. При этом я могу допустить, что крокодил («А потом позвонил крокодил и со слезами просил…») вполне может держать в лапе мобильный телефон. Дань времени, что тут возразишь; пожалуй, изображение телефона с крутящимся диском скорее вызовет у малыша вопросы.
При этом обязательно соответствие текста и изображения. Например, в одном издании Чуковского стишок про бутерброд проиллюстрирован так. В тексте бутерброд с колбасою – нарисован бутерброд с сыром поверх колбасы. «Сманил бутерброд на прогулку краснощекую сдобную булку» – а нарисована ватрушка с творогом.

book_01_normal

 

В этом же издании – «Федорино горе». В тексте ясно сказано: «Бабушка Федора», а на рисунке – дебелая молодуха.

book_02_normal

С изображением людей у иллюстратора этой книги вообще, кажется, были трудности. Решительно все дети, герои стихов, нарисованы с полуприкрытыми веками, при этом видно, что глаза смотрят в разные стороны.

book_03_normal

Как вам красавица? (К. И. Чуковский. «Сказки и стихи», Издательство «Русич», Смоленск, 2007. Художник Сергей Самсоненко).

 

Или вот ещё один вариант, случайно найденный мной в Интернете, по этой причине не могу назвать выходных данных книжки (обратите внимание на рисунок и на подчёркнутый красным текст):

book_04_normal

Разумеется, картинки в книжке, с одной стороны, – это во многом дело вкуса; трудно, думаю, сделать такой рисунок, который устроит всех читателей.

 

Но с другой стороны, стоит вспомнить, что в советское время, так многими сегодня ругаемое, книжное дело, в особенности детское, занимало очень высокие позиции. За казус наподобие вышеприведённого можно было и работу потерять в издательстве. Детальное соответствие текста и рисунков чуть ли не в ГОСТе было прописано. Ведь книжка для дошкольника, в особенности младшего, – это способ познания мира, самый первый из этапов приучения к чтению. И поэтому, если в книге написано «А в овраге под горою волки бешеные воют», не надо пририсовывать туда миленьких пушистеньких волчат с сусальными улыбочками. Малышей, безусловно, пугать не стоит, но и превращать реальность в розовые сопли, я думаю, не меньший грех.

 

В качестве вывода ко всему сказанному сошлюсь опять на Чуковского:

 

«Дня три тому назад ко мне явился сотрудник газеты «За пищевую индустрию» и вывалил на письменный стол груду каких-то конфет.

– Это шоколад для детей, изготовленный в Москве кондитерской фабрикой «Красный Октябрь». На каждой плитке картинка, и тут же под картинкой – стихи. Так вот посмотрите, пожалуйста, хорошие ли эти стихи или скверные.

Стихи оказались отличные.

Сотрудник повеселел и, прощаясь со мною, сказал:

– Мы, «Пищевая индустрия», хотим, чтобы советские дети получали не только самый лучший шоколад, но чтоб и картинка на этом шоколаде была самая лучшая, и стихи на нём были первого сорта.

То, что понимает «Пищевая индустрия», пора уже понять Наркомпросу: литература, которую даём мы детям, должна быть самого первого сорта».

(К. И. Чуковский «Литература и жизнь»)

 

К большому сожалению, качественные современные иллюстрации найти трудно. Старых мастеров детского рисунка уже почти не осталось, новых не так-то много, и бракоделов на этом поприще более чем достаточно, как видим.

 

Так что в этой области «советское» продолжает означать «лучшее». Поэтому я считаю, что идеальный вариант детской книжки – это репринт старого издания. К счастью, некоторые издатели тоже пришли к этой мысли. Так, рассказы Н. Носова легко найти с прекрасными старыми иллюстрациями И. Семёнова и Г. Валька. Если же такого варианта книги нет, то, дорогие родители, придётся нам с вами в очередной раз самим становиться экспертами, теперь – в области детского книгоиздания, и придирчиво подбирать духовную пищу нашим чадам.

 

И ещё. Вспомните, какое трепетное отношение к книге воспитывали в нас с самого детства. И руки мыли перед тем, как книгу взять, как миленькие. «Книга – источник знаний, берегите её»… Помните эту и другие подобные цитаты? А как сегодня можно воспитать в ребёнке бережное, уважительное отношение к книге, если она некачественно издана, если в ней аляповатые рисунки и ошибки?

 

В завершение приведу несколько иллюстраций признанных классиков отечественного детского рисунка, одних из самых любимых моих художников. У каждого своя манера, легко узнаваемый стиль и, конечно, то, что всех объединяет – безукоризненно качественная работа. Получите удовольствие, вспомните детство!

book_05_normal

Владимир Сутеев. «Упрямый лягушонок». Посмотрите, как живо и весело, и ни капли не сусально! Меня просто пленяют намеренно оставленные местами карандашные контуры: видно, как создавался рисунок, он еще более живой от этих следов прорисовки.

book_06_normal

Май Митурич. «Бармалей» Чуковского. Обратите внимание: текст написан вручную, это не типографский шрифт. Из-за этого текст и рисунок сливаются в одно целое, единый художественный образ.

book_07_normal

Генрих Вальк. «Метро» Н. Носова. Так несложно вроде бы вырисованные лица, фигуры, но такие живые, характерные.

book_08_normal

Еще иллюстрация к Н. Носову, рассказ «Фантазеры», художник Иван Семёнов.

book_09_normal

Николай Воронцов. «Сказка» Д. Хармса. Ныне здравствующий классик. Его рисунки изобилуют деталями, часто ироническими, юморными, отчего книжка становится близкой и взрослому. Обратите внимание: текст также выписан вручную.

book_10_normal

Виктор Чижиков. Иллюстрация к стихотворению Л. Мезинова «Скакалка». Художник, к счастью, тоже продолжает и сегодня радовать своих почитателей.



Автор: Юлия Жабыко, 30 марта 2011 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юлия Жабыко
Выпускница филологического факультета МГУ (1999), репетитор по русскому языку для школьников, мама двоих детей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Сергей Белорусец о Фестивале Чуковского, литературе и жизни

С одной стороны, с детской литературой в России все в порядке. И доказательством тому – фестиваль имени Корнея Чуковского. С другой стороны, с детской литературой в России все совсем не в порядке. И доказательством тому опять же фестиваль имени Корнея Чуковского…

Детям о природе: книги, с которых стоит начать

Существует мнение, что книги о природе – далеко не самое интересное чтение. Это не так. Чтобы читателям было легче открыть для себя богатство этих книг, «Батя» сделал подборку изданий, с которых хорошо начать знакомство с литературой о родной природе.

Аттикус Финч: «Нечто такое, что не подчиняется большинству»

Книга американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» входит в пятерку лучших книг, написанных на английском языке. Эта книга – прежде всего, о том чуде, которое великий философ поставил рядом со «звёздным небом над головой»: о «нравственном законе внутри нас», о нашей совести.

Свежие статьи
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.