Школа повышения водительского мастерства. Занятие 1

Многие папы водят автомобиль: ездят на нем на работу, за детьми, на отдых, в гости и т.д. Часто в автомобиле находятся дети. Тому как сделать поездки максимально безопасными для себя, своих маленьких пассажиров и окружающих людей, журнал «БАТЯ» посвятит серию статей. В этом нам поможет руководитель Школы повышения водительского мастерства клуба «АСпорт» Андрей Галькевич.

 

— Андрей, расскажите, пожалуйста, о Школе повышения водительского мастерства клуба «АСпорт».

 

— Все началось в 1976 году с секции автомобильного спорта при 11-м таксомоторном парке. На базе секции впоследствии был организован автоклуб «Шанс», теперь он называется «Автомобильный спорт», сокращенно «АСпорт». Члены клуба совершенствуют спортивное мастерство, выступают на гонках, занимали призовые и места. В 90-х годах при клубе появилась Школа повышения водительского мастерства.

 

— Для чего была создана Школа и какие цели она ставит перед собой?

 

— В Школе есть две составляющие: маленькая коммерческая, поскольку автомобильный спорт – предприятие очень затратное, и нужно было находить средства к существованию и развитию; и большая некоммерческая – обучать людей правильно и уверенно управлять автомобилем, а также готовить будущих спортсменов.

 

— То есть это с одной стороны, «кузница кадров», а с другой – обучение людей безопасной езде на автомобиле?

 

— Да. Поскольку подготовка приходящих к нам людей разная, мы разработали три курса, учитывающих различные потребности: для получения чувства уверенности за рулем, достаточно курса «Повышение водительского мастерства». Далее, если Вы хотите узнать, как правильно вести себя в экстремальной ситуации, — курс «Начальная спортивная подготовка». И, наконец, если вы хотите узнать на что способны вы и автомобиль, или же попробовать себя в спорте, — курс «Спортивная подготовка».

 

auto_1_05_normal— Наверное, здесь очень важен индивидуальный подход?

 

— Безусловно, поскольку люди разные, с разными характерами, темпераментами, уровнем подготовки, разными целями обучения. Кто-то приходит для того, чтобы научиться более уверенно ездить, кто-то ездит очень уверенно, но хочет, чтобы это было еще и безопасно, кому-то необходимо начать совершать поездки с маленькими детьми, но есть внутренняя неуверенность в себе.

 

Мы занимаемся как на автомобилях Клуба (сейчас это ВАЗ 2109, 2110 и Mitsubishi Lancer Х), так и на автомобилях клиентов, поскольку очень важно уметь управлять именно своей машиной.

 

— Занимаетесь ли вы обучением детей, может ли ребенок, увлеченный автомобилями, придти к вам?

 

— Да, в нашем клубе есть Детско-юношеская секция. Дети тренируются на «багги». В отличие от картингов, багги имеют ремень безопасности и жесткую раму, обеспечивая тем самым безопасность юного пилота.
Пока в школе тренируются только дети членов клуба, но мы надеемся, что будут приходить и новые участники. Для того чтобы записаться в школу и обсудить подробности, можно созвониться с председателем клуба Гуленковым Евгением Александровичем, телефон будет приведен в конце статьи.

 

— Андрей, что бы Вы могли посоветовать отцам, которые управляют автомобилем?

 

— Главное, что должен ощущать водитель любого транспортного средства – это чувство ответственности за пассажиров и за окружающих людей. Но не только это. Важна культура поведения на дороге, важно понимать, что отец за рулем – это пример для детей, и как он будет вести себя на дороге, так же и они, повзрослев, будут вести себя.

 

Ребенок, отец которого стремится обязательно «наказать» подрезавшего его водителя, почти наверняка, повзрослев, будет повторять его пример. Думаю, нет необходимости приводить здесь слова, которые обычно употребляются такими горе-водителями.

 

Пытаться доказать что-либо другому водителю на дороге не только неблагодарное, но и очень глупое занятие. Надо иметь чувство собственного достоинства. Зачем кому-то что-то доказывать? Профессионализм водителя заключается не в том, чтобы быстрее доехать или проехать участок дороги, а в том, чтобы сделать это безопасно и комфортно для окружающих и для пассажиров.

 

auto_1_04_normal— Здесь, наверное, можно выделить два аспекта: технический и моральный?

 

— Да, в техническом плане очень важно, чтобы автомобиль был исправен, особенно важно освещение в темное время суток, состояние колес, систем безопасности. Просто необходимо, чтобы в салоне все были пристегнуты.

 

Мне приходилось видеть ситуацию, когда на МКАДе едет автомобиль ВАЗ 2104, в котором на заднем сидении играют и прыгают дети. Это преступная безответственность родителей, поскольку если, не дай Бог, произойдет авария, или даже просто водитель будет вынужден экстренно тормозить, жизнь детей окажется в опасности. И этот самый папа за рулем будет всю оставшуюся жизнь винить себя за то, что поленился пристегнуть детей или купить им автомобильные кресла.

 

Поскольку нотации бесполезны, дорогие папы, просто посмотрите ролики краш-тестов или аварий. Повторяйте эту процедуру раз в год. Этого достаточно, чтобы всегда, садясь в машину, пристегивать себя и детей.

Несколько практических советов:

  • Важно уделить внимание стеклам автомобиля, они должны быть чистыми с обеих сторон, поскольку при ярком солнечном свете или свете фар встречных автомобилей, можно полностью лишиться обзора дороги или значительно его ухудшить.
  • Старайтесь не вешать на зеркало заднего вида и стекла автомобиля сувениры и различные «висюльки» — они не только мешают обзору, но и отвлекают периферийное зрение, благодаря которому водитель контролирует окружающую обстановку. Кроме того, при дальних поездках, они сильно утомляют глаза и снижают внимание.
  • Ни в коем случае не располагайте на сидениях тяжелые предметы, — в случае экстренного торможения или аварии они начинают летать по салону, причиняя травмы людям.
  • Бутылку с водой или иные емкости не ставьте под ноги водителю, у них есть досадное свойство – при торможении закатыватся под педаль тормоза.

 

Что касается морального аспекта, то просто нужно уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, среди которых есть и новички, и женщины, и старички, и лихачи, и просто водители. При этом каждый из них может быть усталым, задумчивым или наоборот, раздраженным или рассерженным, кто-то может очень сильно спешить (скажем, везти супругу в роддом) и т.д. Не нужно раздражаться, тем более что ничего хорошего из этого все равно не получится.

 

— Но кроме вышесказанного, есть, наверное, и техника езды на автомобиле, которая позволяет более безопасно на нем передвигаться?

 

— Безусловно, в нашей Школе технике и навыкам управления автомобиля уделяется большое внимание. Сегодня мы начнем, а в следующих номерах продолжим знакомить вас с техникой управления автомобилем.
auto_1_02_normal— Скоро начнется новый учебный год, чтобы Вы могли пожелать участникам дорожного движения?

 

Помните, что отдыхаем мы часто в спокойных местах: в деревне, на курорте, и движение там значительно отличается от городского. Водители, учитывайте это, потому что лучше ехать медленнее, будучи готовым к неожиданному появлению ребенка на дороге, и приехать на несколько минут позже, чем внезапно очень сильно изменить собственную жизнь, прервав чужую.

 

Пешеходам же, взрослым и детям, советую очень внимательно смотреть на дорогу, и переходить только, если Вы уверены, что это будет безопасно.

 

Важно еще уметь слушать дорогу, поскольку шум шин и мотора может дать нам дополнительную информацию о близости автомобиля и его скорости.

 

— А теперь приступим к практическим занятиям.

 

Занятие 1. Общие принципы

Посадка, регулировка сидений

 

Всякое искусство начинается с мелочей, и всякое искусство заканчивается мелочами. В автомобильном спорте и вообще в управлении автомобилем правильная посадка – это залог эффективного управления.

 

Вот основные принципы правильной регулировки сидений:

  • Сидеть нужно так, чтобы было комфортно работать с рулем, педалями и коробкой передач;
  • Сначала регулируется сидение по горизонтали – если коробка передач механическая – левая нога должна полноценно выжимать сцепление, если автоматическая – крепко упираться в упор, а правая – полноценно выжимать тормоз. Посадка должна быть плотной в районе поясницы и лопаток. Чем плотнее водитель сидит в кресле, тем лучше он чувствует автомобиль. Попробуйте совершить несколько сильных маневров без использования этих рекомендаций, и с использованием их, и вы все поймете.
  • Далее регулируется спинка сидения – она не должна быть сильно откинута, должен быть удобный обзор вперёд и всех зеркал. Для эффективного руления при прижатых к спинке лопатках запястья рук должны спокойно лежать на верхней точке руля.
  • Желательно, чтобы рулевое колесо не закрывало панель приборов, однако, не во всех автомобилях возможно совместить правильную посадку и хороший обзор панели приборов.

 

После того, как сидение и зеркала отрегулированы, нужно научиться правильно держать руль.

 

Положение рук на руле

 

Классический вариант положения рук на руле– на 10 и 2 часа, по образцу циферблатных часов (далее – 10-2), спортивный – на 9 и 3 часа (далее – 9-3). Хват должен быть полным (большой палец обхватывает руль).

 

auto_02_normalТакое положение рук объясняется следующим: руке удобнее и быстрее опускаться, чем подниматься, поэтому для совершения маневров в городе, в т.ч. экстренных, предпочтительнее положение 10-2 — руки будут работать с большей амплитудой, быстрее и точнее реагировать на дорожную ситуацию. В спорте характер движения иной, поэтому используется хват 9-3.

 

Установив сидение и научившись держать руль, нужно научиться управлять своим взглядом, это очень важно.

 

Взгляд

 

Взгляд должен двигаться вверх-вниз, но в основном — быть направленным на конечную точку совершения маневра (если поворот – на выход из поворота, если разворот – на то место, где автомобиль должен будет очутиться, если «змейка» — то на последний конус и т.д.). Если обобщить, то смотреть нужно на то место, где автомобиль окажется через 5-6 секунд.

 

auto_04_normalНовички часто смотрят ближе, непосредственно перед капотом машины, поэтому они ежеминутно сталкиваются с разного рода неожиданностями: ямка на дороге, более крутой угол поворота, припаркованный автомобиль и т.д. Когда водитель смотрит чуть дальше, информация о дороге поступает раньше, что позволяет заранее на нее реагировать.

 

Очень важно для водителя умение следить за ситуацией боковым зрением. Для тренировки бокового зрения, можно посоветовать читать вывески, которые вы проезжаете. Или, к примеру, при просмотре телевизора, смотреть в угол экрана.

 

Движение автомобиля должно быть плавным, но плавное — не значит медленное. Плавность – это самое главное в движении. Это безопаснее, комфортнее для пассажиров и быстрее. Плавное руление, нажатие на педали и т.д.

 

Продолжение следует…

 

Беседовал свящ.Дмитрий Березин

 

Школа повышения водительского мастерства

Детско-юношеская автомобильная академия

Профессиональный автомобильный клуб «А-Спорт»

 



    Автор: Андрей Галькевич, 31 августа 2008 года

    Комментарии:

    1. Stussy:

      А мам вы учите? У меня до четырех детей в машине бывает, и я все время думаю,что наверное я должна либо быть внимательней, хотя и так внимательна, либо ехать медленней, в общем очень давно хотела, чтобы помимо автошколы и самоликбеза, профи что-то объяснили )

    2. silent:

      конечно, учат )))

    Добавить комментарий для Stussy Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Тренер ралли-школы "АСпорт", руководитель школы повышения водительского мастерства.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Раллист и спортивный судья Дмитрий Корниенко о любительском автоспорте, водительском и жизненном опыте, правилах и взаимоотношениях в семье.

    Папа, мама, пятеро детей и бабушка — таким был самый большой и самый дружный экипаж ралли «Батя-2018». Всего в соревновании приняли участие 62 команды.

    Батя на Волге

    Семейное авторалли «Батя» шагает по стране.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.