Сценарий пасхального праздника. Пять горошин на Пасху

Сценарий пасхального спектакля по сказке  Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка». Материалы предоставлены воскресно-приходской школой «Город Золотой» при Свято-Никольском храме с. Усолье Самарской области.

 

Другие пасхальные сценарии

 

1 действие

Ведущие, горошины.

 

Горошинки

Горошинки

Звучит музыка – тема горошин.

 

Ведущие выходят под музыку, разворачивая «стручок» — зелёную ткань. Во время слов первого ведущего выскакивают 5 весёлых горошин и садятся на корточки на фоне зелёного стручка. Они толкаются, «растут» — встают в полный рост, но из стручка не высовываются.

 

1-ый Ведущий:

 

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд.

 

2-ой Ведущий:

 

Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует.

 

2-ой ведущий в это время проводит над головами горошин «солнышко», потом тучку (из картона, на ручке), как бы поливая их, горошины при этом радуются, подпрыгивают, моются, смеются.

 

Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.

 

Горошины изображают, как они думают – все встают в разные «думательные» позы.

 

1-ая горошина (с вызовом):

 

Век, что ли, сидеть нам тут?

 

2-ая горошина (с тревогой):

 

Как бы нам не засохнуть от такого сидения!..

 

3-я горошина (сделав из ладошки козырёк и поглядев вдаль туда – сюда):

 

Сдаётся мне, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у меня предчувствие!

 

1-ый Ведущий:

 

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

 

Ведущие переворачивают «стручок»-ткань жёлтой стороной.

 

Все горшины хором (оглядываясь, с удивлением):

 

Весь мир желтеет!

 

1-ый Ведущий:

 

Вдруг они почувствовали сильный толчок!

 

Музыка звучит громче, горошины кричат и толкаются, держатся друг за друга, каждая кричит своё, причём одновременно:

 

— Ой, мамочки!
— Что же это делается!
— Ай, ай, ай!
— Это землетрясение!
— Конец света!

 

Они сцепляются локтями, катятся сначала в одну сторону, потом в другую, в результате падают и пищат громко, по-девчачьи.

 

4-ая горошина (вставая и приводя себя в порядок):
Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю!

 

1-ая горошина (любуясь в зеркальце и поправляя наряд после толчка, с вызовом глядя на остальных):

 

А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! Впрочем, скоро увидим!

 

5-ая горошина (скромно):

 

Будь что будет!

 

Музыка – тема горошин.

 

2-ой Ведущий:

 

Но вот стручок созрел и лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце.

 

Горошины раскатываются по краям сцены – кружатся и при этом выкрикивают свои слова.

 

1-ая горошина: Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может!

 

Летит через всю сцену.

 

2-ая горошина: А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне!

 

Летит в другую сторону.

 

3-ья, 4-ая горошины: А мы куда придем, там и заснём! Но мы все же до чего-нибудь докатимся! Мы дальше всех пойдем!

 

В обнимку улетают.

 

5-ая горошина: Будь что будет!

 

2-ой Ведущий:

 

Она взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая Господом Богом.

 

— Будь что будет!

 

5-ая горошина прячется за окошком, и её пока не видно.

 

2 действие

Мать, дочка, ведущие, ангел.

 

Звучит музыка – тема матери.

 

Мать хлопочет по хозяйству: переставляет чугунок, подметает полы, проверяет, как там дочка…

 

1-ый Ведущий:

 

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

 

Мать (стоит далеко от кровати ребёнка и говорит зрителям):

 

Она уйдет к сестренке! У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот Господь Бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да Он, видно, не хочет разлучать сестёр! Но будь что будет!

 

Подходит к дочери, гладит по голове, успокаивает её и себя:

 

Доченька, скоро Пасха, будем с тобой яички красить?

 

Девочка (сидит в кроватке, облокотившись на подушку, очень слабенькая, тщедушная, раскрашивая пасхальное яичко на картинке):

 

Да, мамочка, они такие красивые становятся, горят, как угольки! А ты не знаешь, почему на Пасху яички должны быть красные?

 

Показывает матери картинку, которую перед этим раскрашивала – яичко.

 

Девочка раскрашивает яичко

Фрагмент спектакля. Девочка раскрашивает яичко

Мать (присаживаясь на край кроватки и гладя девочку по голове):

 

Об этом существует даже легенда. Помнишь, я тебе рассказывала, что такое Пасха?

 

Девочка:

 

Мамочка, расскажи! Я так люблю, когда ты про Боженьку рассказываешь!

 

Мать:

 

Давай я тебе подушечку поправлю, ты глазки закрывай, а я буду читать, хорошо?

 

Мать зажигает свечу и начинает читать под музыку. В это же время на сцене идёт смена декораций, появляются новые персонажи.

 

3 Действие

Мироносицы, ангел.

 

Девочка засыпает, слушая мать. На первое четверостишие мать сидит рядом с дочкой, потом, когда начинаются слова мироносиц, укрывает дочку и тихонько выходит. Здесь же разворачивается действие у Гроба Господня.

 

Мать (читая книгу, перелистывая страницу):

 

В рассветный час пошли ко Гробу,
Росу стряхая с сонных трав,
Неся из смирны и алоя
Благоухающий состав.

 

Начинает звучать музыка – грустная и торжественная – тема мироносиц 1.

 

Мироносицы торжественно идут из глубины зала, между зрителями, скорбно неся сосуды, и на ходу начинают говорить слова.

 

Фрагмент спектакля. Мироносицы

Фрагмент спектакля. Мироносицы

1-ая мироносица:

 

Мы шли, не думая о чуде,
В холодном, розовом луче.
Ты миро в глиняном сосуде,
Склонясь, держала на плече.

 

2-ая мироносица:

 

И так нам страшно вспомнить было
Его позор, и смерть, и боль…
Как раны знойные омыла
Твоих волос ночная смоль.

 

Как из Его ладоней гвозди
Ты, тихо плача, извлекла,
Смотря на кровь, что, как из гроздей,
Густыми каплями текла.

 

3-я мироносица:

 

Мария Мать и ты — вы обе
Его приняли от солдат
И положили в новом гробе,
Возлив на тело аромат.

 

Смотри: минула ночь субботы,
И новый день сменяет мрак.
Сестра, скажи мне, отчего ты
Нежданно ускоряешь шаг?

 

Мироносицы останавливаются у Гроба и пробираются к нему в зарослях ветвей.

 

1-ая мироносица:

 

Уж близок сад. Вот лилий чаши
Сверкнули из рассветной мглы.
Сестра, зачем одежды наши
Так неестественно белы?

 

Как ветви здесь нависли густо.
Давай сосуд. Пришли. Пора.
Вот и пещера. Где Он? Пусто!
Кто взял Его? О, кто, сестра?

 

Музыка звучит громче, нужно показать, как они в ужасе отпрянули от входа в пещеру, смятение, страх.

 

2-ая мироносица (мечется между другими, ища ответа):

 

Кем вход в пещеру отгорожен?
Что совершилося в ночи?
Пустой покров белеет, сложен,
В пещере белые лучи.

 

Музыка – торжественная, тема мироносиц 2.

 

Где труп? Где стража? Где ограда?
Всё – только белые цветы.
Бегу навстречу! Нет, не надо.
Ты возлюбила – встретишь ты!

 

Ангел очень торжественно, медленно взмахивая крыльями, появляется со стороны пещеры, мироносицы при его появлении пятятся назад, освобождая дорогу и склоняют головы в поклоне.

 

Ангел:

 

Не ищите Иисуса, Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

 

Ангел взмахивает крылом в сторону мироносиц, проходит мимо них, идёт в сторону спящей девочки, останавливается, гладит её по головке, проходит мимо окна, откуда ему машет веточкой 5-ая горошинка, он тоже взмахивает крылом в её сторону, торжественно удаляется, пройдя таким образом круг. За ним уходят и мироносицы.

 

Музыка звучит громче и торжественней.

 

Мироносицы торжественно удаляются, остаётся 1-ая мироносица Мария Магдалина.

 

Мария Магдалина ( идёт постепенно к краю сцены, читает очень проникновенно):

 

Я первая узнала, что Христос
Воскрес из мертвых. Рано поутру
Я шла помазать миром Его тело,
Но камень, закрывавший путь в пещеру,
Отвален был Неведомой рукой,
А гроб был пуст, лишь пелены лежали –
Одежды погребальные Его,
Когда в недоуменье я стояла,
Вдруг чудный свет всю озарил пещеру,
Предстал передо мною Ангел Божий…
И возгласил…
– Нет с мёртвыми Живого,
Христа здесь не ищите –
Он воскрес!

 

Музыка, тема мироносиц 2.

 

Проходит по сцене, будто вспоминая и восстанавливая в памяти события.

 

Потом Учитель пробыл с нами сорок дней
А, возносясь к Отцу на небо,
Он нас на проповедь послал.
И я, как все ученики Христовы,
Хожу по свету из страны в страну,
Благовествуя о Христе воскресшем,
Евангелие возвещаю миру.

 

На сцене появляется трон императора, торжественно выходит Тиберий в сопровождении слуги, усаживается на трон, слуга стоит с опахалом чуть позади.

 

Ведущий (на краю сцены):

 

Так в славный город Рим однажды
Мария к императору пришла…
У входа во дворец стояла стража,
И гости знатные с богатыми дарами
Спешили к императору в покои.

 

3 Действие

Тиберий, слуга, 3 гостя, ангел, Мария Магдалина.

 

Рим. Дворец императора Тиберия.
Звучит музыка – тема Тиберия.

 

1-й гость (торжественно войдя и преклоняя колени перед императором):

 

Великий император и владыка,
Прими ты в дар вот это ожерелье,
Из жемчуга, рубинов и сапфиров.

 

2-ой гость:
Великий царь Тиберий! В дар от нас
Прими ты это золото в избытке,
Пусть золото усилит власть твою,
И укрепит могущество державы.

 

3-ий гость:
С Сицилии мы привезли алмаз,
Огромной ценности и очень редких свойств,
Достоин он сиять в короне царской.

 

Тиберий благосклонно кивает, принимая подарки, каждый из которых слуга складывает на блюдо.

 

Тиберий

Тиберий

Появляется Мария Магдалина. Император очень грозно смотрит на неё.

 

Приглушённо звучит музыка – тема мироносиц 2.

 

Мария Магдалина:
Когда-то я была очень богата
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни, –
Христос воскрес!

 

Показывает императору яичко и тоже кладёт его на блюдо с другими подарками.

 

Тиберий (удивленно и гневно, поднимаясь с трона и подходя к Марии):

 

Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Тогда лишь только я поверю в воскресенье,
Когда яичко это станет красным.

 

Слуга (в ужасе, бросая опахало):

 

О, император, посмотри скорее,
Яичко розовеет, нет, темнеет,
О чудо!
Оно стало ярко-красным!

 

(На блюде среди ткани нужно заранее спрятать красное яичко, которое слуга поднимет и даст императору.)

 

Тиберий берет в руки и показывает в великом удивлении всем красное яичко, произносит хором с Марией:

 

— Воистину Иисус Христос воскрес!

 

Замирают на краю сцены, император держит в поднятой руке яичко, Мария стоит рядом.

 

Звучит пасхальный тропарь – мужской хор.

 

Очень торжественно выходит тот же ангел, обходит вокруг императора и Марии, махнув на них крылом. Они удаляются, ангел проходит вдоль пещеры и уходит.

 

Мария Магдалина и Ангел

Мария Магдалина и Ангел

4 Действие

Девочка, мать, 5-я горошина.

 

Быстро убирается трон. Входит мать, убирается по дому, вешает на окно чистые занавески.

 

Девочка (просыпается):

 

Мамочка, какой чудесный сон мне приснился! Яичко стало красным! А что, чудеса и вправду бывают?

 

Мать (с надеждой):

 

Всё в руках Божиих.

 

Девочка:

 

Но как же Господь может помочь всем сразу, ведь людей много на земле!

 

Мать:

 

Понимаешь, помощь иной раз приходит как будто сама, бывает, мы даже не замечаем, что это Господь её послал. Она может прийти через человека или даже через какой-то неживой предмет. Ведь император же поверил, что Христос Воскрес, когда увидел яичко?

 

Девочка очень внимательно слушает.

 

Девочка:

 

Да, правда…

 

Мать отходит, начинает собираться на службу, надевает белый платок, снимает фартук, берёт корзину с яичками.

 

Девочка:

 

Мамочка, что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

 

Звучит музыка – тема девочки.

 

Мать подходит к окну и приотворяет его.

 

Мать:

 

Ишь ты! Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик! Доченька, я схожу на службу, ведь завтра Пасха. И принесу тебе освящённое яичко.

 

Мать целует девочку и уходит.

 

Мать и дочка

Мать и дочка

Музыка звучит громче, под неё горошинка всё больше и больше вырастает и играет с девочкой в мячик, мячик падает, а девочка не может встать и показывает горошинке руками, что не может, тогда горошинка пускает из окошка мыльные пузыри, девочка радуется, ловит их, смеётся.

 

Мать возвращается, протягивает яичко, но останавливается, она удивлена и потрясена: видит, как девочка садится на кровати, разговаривает с горошинкой.

 

Девочка (увидев мать, запыхавшись):

 

Мама, я думаю, что поправлюсь! Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

 

Мать:

 

Дай-то Бог! А вот тебе яичко! Христос воскрес!

 

Девочка:

 

Воистину воскрес!

 

Мать (подходит к окну, чтоб открыть занавеску):

 

Смотри-ка, да горошинка – то скоро зацветёт!

 

Мать на минуту отворачивается от девочки, чтобы снять платок, поставить корзинку в угол, поэтому не сразу замечает, что происходит за её спиной.

 

Девочка:

 

Где?

 

Девочка начинает вставать и очень неуверенными шагами, покачиваясь, идёт к окну. Горошинка протягивает ей свои руки, девочка тянет руки навстречу.

 

Звучит музыка – тема девочки.

 

Мать бросается к дочери поддержать её, потом выводит девочку и горошину на середину сцены, плачет и радуется, обнимает девочку и горошину.

 

Мать:

 

Господь Сам посадил и вырастил цветочек, чтобы порадовать тебя, милая, да и меня тоже! Чудо, Господи!

 

Звучит счастливая и торжественная музыка, под неё выходят все участники, выстраиваются в 2 ряда, впереди ведущие.

 

2-ой Ведущий:

 

Ну, а другие-то горошины? Вы не забыли про них, дорогие зрители? Та, что летела, куда хотела — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

 

1-ый Ведущий:

 

Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу.

 

2-ой Ведущий:

 

А вторая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

 

2-ая горошина:

 

Как я славно раздобрела! Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

 

Остальные горошины тянут её за юбочку и смеются над хвастунишкой.

 

Все артисты (хором, разводя руками в сторону зрителей):

 

А вы как считаете?

 

Музыка звучит громче. Все участники спектакля кланяются, выходя на край сцены в таком порядке:

 

— девочка и мама;
— горошины;
— мироносицы,ангел;
— Тиберий, слуга, гости;
— ведущие.

 

Действующие лица

Действующие лица

 

Действующие лица:

Два ведущих – девочки-старшеклассницы с хорошей дикцией.
Пять горошин (девочки 7-9 лет)
Мать – девочка-подросток 13-14 лет.
Девочка – худенькая девочка 10-11 лет
Ангел – девочка или мальчик 5-6 лет
Тиберий – ученик старших классов или студент
Слуга – мальчик или девочка 10-12 лет
Три императорских гостя – мальчики 10-12 лет
1-ая Мироносица Мария Магдалина и еще две мироносицы – девочки 12-15 лет или старше.

 

Декорации и реквизит:

Кровать.
Стул (старый).
Окно с занавеской (можно сделать из театральной ширмы).
Лавка или тумбочка под окном.
Стручок (жёлтая ткань, зелёная ткань 1х2 м.).
Вход в пещеру (драпировка из тёмных тканей, вьющиеся «заросли», можно крупные растения в горшках, пальмы).
Трон (кресло, красивая ткань для декора).
Опахало.
Жезл Тиберия.
2 сосуда.
Подарки царю: «золото», «сапфир», «ожерелье».
Детский мячик.
Мыльные пузыри.
Букет цветущий (для горошины).
Веник.
Подсвечник со свечой.
Горшок с кашей.
Полотенце.
Книга.
2 яичка – красное и белое.
Красивая занавеска.
Вьющееся растение (искусственное).
Альбом с нарисованным яичком.
Цветные карандаши.
«Солнышко» и «тучка» с дождиком (можно сделать из картона).
Чашка, ложка, миска, подушка, одеяло, корзинка.

 

Костюмы:

Ведущие – парадная одежда, розовые шарфы.
Горошины – зелёные сарафаны, белые водолазки, белые колготки и туфли, в косичках зелёные бантики.
Тиберий – мантия, сандалии, нижняя накидка, жезл, корона.
Слуга – тога, опахало.
Гости – шляпы, тоги.
Мироносицы – длинные накидки с капюшонами или что-то еще, покрывающее голову, сосуды в руках.
Ангел – белый стихарь, золотая ленточка на голове, крылья (их можно купить).
Мать – длинная юбка, кофта, чепец, платок праздничный, фартук, полотенце, полосатые гольфы, грубые босоножки без задников.
Девочка – бедное бледное платье, кофточка, платочек, сандалики.

 

Расположение на сцене декораций:

Посередине сцены, ближе к правым кулисам, стоит кровать девочки.
Справа от кровати – окно, наполовину повёрнутое к зрителям, чтобы было видно, что за ним происходит. У окна – лавка, застеленная скромной тканью.
Рядом с кроватью – старый стул или табуретка, на которые мать ставит для девочки еду.
С левой стороны сцены – вполоборота к зрителю – вход в пещеру (можно сделать из лестниц, задрапированных тёмными тканями и увитыми искусственной зеленью).

В момент появления Тиберия декорации не убираются, но с левой стороны от кровати, ближе к зрителю, ставится императорский трон.



    Автор: Татьяна Петрова, 2 марта 2015 года

    Комментарии

    1. Наталья:

      Спасибо. Замечательный спектакль.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    «Пятеро из одного стручка» Андерсена, история о красном яичке и чудесное выздоровление девочки на Пасху в одном пасхальном сценарии.

    Сценарии спектакля о современном блудном сыне, его злоключениях и возвращении.

    Сценарий рождественского спектакля, главный герой которого, не послушавшись материнского совета, становится настоящим Иваном-дураком. Но в Праздник с ним случается чудо…

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.