Тайна, покрытая Светом…

Беспощадные почемучки

 

Двадцатые числа декабря. По телевизору показывают репортажи из разных католических стран, где уже полным ходом идёт подготовка к Рождеству.

 

— А почему у нас ещё никто не готовится к Рождеству? – спрашивает ребёнок у папы.

 

photosight.ru. Фото: Marius Rimkaitis

photosight.ru. Фото: Marius Rimkaitis

— Потому что у нас оно будет только 7 января.

 

— А у них?

 

— А у них 25 декабря.

 

 

— Разве у Христа два дня рождения?..

 

— Конечно, нет. День рождения может быть только один.

 

— А почему отмечают два раза?

 

Тяжело вздохнув и нахмурив брови, папа начинает упрощённый рассказ о старом и новом стилях летоисчисления. Хорошо, если эта упрощённость вызвана тем, что рассказ адресован ребёнку, а не слабой осведомлённостью самого рассказчика. Потому что довольно часто объяснение сводится к простой констатации: у них, мол, новый стиль, 25 декабря, а у нас, дескать, старый, 7 января…

 

Не в силах прибавить к вышесказанному ещё хоть что-нибудь, отец виновато заключает:

 

— В общем, разница – 13 дней.

 

Подобным ответом удовлетворится либо тот ребёнок, которому не слишком-то был интересен сам вопрос, либо тактичное и жалостливое чадо, которое постесняется дальше мучить родного отца расспросами о том, в чём последний явно «плавает». В большинстве же случаев детское любопытство настырно и безжалостно.

 

— А откуда взялась эта разница в 13 дней? А почему мой день рожденья отмечается только по одному стилю? А в какой год родился Христос – в первый или в нулевой? А какая дата правильная – наша или ихняя?

 

Это ещё далеко не все вопросы, на которые способен пытливый детский ум. И отбиваться от них можно двумя способами.

 

Первый условно назовём «чтобы поскорее отстал». То есть объяснить ребёнку, что вопрос этот очень сложный, даже не всякому взрослому под силу, но есть умные дяди, которые специально этим вопросом занимались и всё вычислили за нас, и мы должны просто верить этим дядям, а поскольку мы русские, то верить мы должны исключительно русским дядям, которые говорят, что Иисус Христос родился 7 января первого года от Рождества Христова.

 

Второй способ условно назовём «чтобы понял». Этот способ мы и попробуем рассмотреть. Итак, вопросы посыпались…

 

Западногерманская марка 1982 года, выпущенная к 400-летию введения григорианского календаря. Изображение на марке взято из книги, изданной Иоганн Рашем в 1586 году.

Западногерманская марка 1982 года, выпущенная к 400-летию введения григорианского календаря. Изображение на марке взято из книги, изданной Иоганн Рашем в 1586 году.

Рождение и Рождество

 

— Пап, так когда же на самом деле родился Христос?

 

— Дорогой сынок (милая доченька)! Может, ты и удивишься моему ответу, но этого не знает ни один человек на земле. Умнейшие люди – богословы, астрономы, математики – в разные времена пытались назвать точную дату Его рождения, но так и не смогли.

 

— Неужели об этом ничего не написано в Евангелии?

 

— Почему же? Кое-что написано. Например, Евангелист Лука сообщает нам, что Христос родился «во дни Ирода, царя иудейского» (Лк. 1:5), то есть в один из тех годов, когда этот жестокий правитель восседал на иудейском троне.

 

— И когда же он на нём восседал?

 

— С 37 года до нашей эры и до последних дней своей жизни. А умер он в 4 году до нашей эры.

 

— Получается, что Христос родился не позже смерти Ирода? То есть Он родился ещё до нашей эры?

 

— Выходит, так.

 

— Откуда же, в таком случае, взялась эта «наша эра»?

 

— Сейчас объясню. Взялась она более чем через 500 лет после рождения Христа. Если быть точным – в 525 году. До этого годы отсчитывались совсем не так, как сегодня. Никто, собственно, тогда и не догадывался, что живёт именно в 525 году какой-то там нашей эры.

 

— Как же тогда люди определяли, в какое время они живут?

 

— Ну, например, в Риме до 525 года отсчёт лет вёлся от восшествия на римский престол императора Диоклетиана. Это был страшный правитель-язычник, который ненавидел христиан и уничтожал их. Потом он умер, христианство в Риме стало государственной религией, но отсчёт лет почему-то всё ещё продолжали вести от императора-злыдня. Один римский аббат, звали которого Дионисий Малый, решил, что это никуда не годится, и впервые предложил летоисчисление от Рождества Христова. Этим летоисчислением мы пользуемся до сих пор. Спасибо Дионисию большое. Вот только с датой рождения Иисуса Христа он ошибся. Он посчитал, что Спаситель родился в 754-ом году от основания Рима. Но ведь мы с тобой уже знаем, что Христос родился не раньше, чем умер Ирод. А Ирод, как нам сегодня известно, умер в 750-ом году от основания Рима. Значит, Дионисий ошибся, по меньшей мере, на 4 года.

 

— Это по меньшей мере. А по большей?

 

— Об этом до сих пор спорят. Но скорее всего он ошибся не более чем на 7 лет. Мы же знаем из Евангелия, что незадолго до смерти Ирод пытался погубить Иисуса (потому что боялся, что Иисус когда-нибудь станет новым иудейским царём). Для этого он приказал убить в Вифлееме, где родился Христос, всех младенцев от двух лет и младше. Значит, он знал, что Спасителю на тот момент было не больше двух лет. Вот и выходит, что Иисус Христос мог родиться и в 6, и в 5 году до нашей эры.

Тайна, покрытая Светом...

Поворот к свету

 

— А откуда взялись эти даты – 25 декабря и 7 января?

 

— На самом деле дата одна – 25 декабря. (Чуть позже я тебе объясню, почему это так). Но и эту дату мы тоже не можем с уверенностью назвать днём рождения Христа.

 

— Но ведь не просто так её выбрали?

 

— Не просто. Во-первых, Евангелист Лука рассказал нам историю рождения Иоанна Крестителя, и из этой истории следует, что он родился раньше Христа на полгода. Днём рождения Иоанна принято считать 24 июня. Если прибавить к этой дате полгода, то и получится 25 декабря.

 

— А во-вторых?

 

— А во-вторых, этот день – 25 декабря – удостаивался особого почитания ещё в языческие, дохристианские времена.

 

— Почему?

 

— Потому что начиная с 25 декабря световой день становится длиннее. Можно сказать, что в природе наступает переход от зимы к весне. Древние люди считали, что это бог солнца одерживает победу над тьмой. Так они и называли этот праздник – «День рождения Непобедимого Солнца». Мудрые христианские богословы решили, что это самый лучший день для празднования Рождества Христова.

 

— Языческий праздник?

 

— Да. Был языческий, а стал наш, христианский. Ведь Христос пришёл на землю, чтобы, подобно солнцу, одержать победу над тьмой и озарить Своим светом сердца людей. «Тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну», – так сказал в IV веке великий богослов Григорий Нисский. С этого века и начали праздновать Рождество 25 декабря.

 

365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд

 

— Понятно. А теперь расскажи, откуда взялось 7 января.

 

— Я уже говорил тебе, что дата одна – 25 декабря. Теперь пришло время объяснить тебе разницу между Юлианским и Григорианским календарями. Тогда ты точно всё поймёшь.

 

О том, что в году 365 дней, люди знают с незапамятных времён. Но это число лишь приблизительное. На самом деле полная смена времён года происходит за 365 суток и 6 часов. Значит, за 4 года накапливаются целые сутки, которые надо куда-то девать при подсчётах, иначе календарь «поплывёт» и через какое-то время грибы придётся собирать в феврале, а лепить снежную бабу в июне.

 

В Юлианском календаре, который был введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры (и был назван в его честь), эти сутки «забирал» високосный год: раз в 4 года самый короткий месяц февраль удлиняли на 1 день. Но оказалось, что 365 суток и 6 часов – тоже число приблизительное. Настоящая продолжительность года – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Тайна, покрытая Светом...

— И что это значит?

 

— Это значит, что «Юлианский» год отставал от природного (его ещё называют «тропический» или «солнечный») на 11 минут 14 секунд. Приблизительно за каждые 128 лет из этих минут скапливалось отставание календаря от матушки-природы на целые сутки. К 1582 году это отставание уже было равно 10 суткам. Чтобы приблизить человеческий календарь к природному, папа римский Григорий XIII в том же 1582 году велел ввести новое летоисчисление, в котором количество високосных годов было уменьшено. Но надо было что-то делать с накопившимся отставанием в 10 суток. И папа решил попросту «вырезать» их из годичного круга, то есть поставить людей перед фактом, что уснут они, например, 4 октября, а проснутся сразу 15-го. Не всем католикам, конечно, эта идея понравилась, но что поделаешь – смирились, ведь непослушание грозило отлучением от церкви.

Тайна, покрытая Светом...

Православная церковь отказалась переходить на новое летоисчисление, потому что из-за этого перехода сдвинулось бы и время празднования Пасхи – нашего главного праздника. Быть может, сыграло роль и другое: иерархи православной церкви не видели смысла гнаться за астрономическим солнцем, понимая, что главное Солнце в церковной жизни – это Христос.

 

Русская православная церковь по сей день придерживается Юлианского календаря, хотя в светских вопросах все мы давно привыкли пользоваться Григорианским. Если я спрошу тебя, какое сегодня число и какой месяц, ты назовёшь именно ту дату, которая написана в Григорианском календаре, – так называемую «дату по новому стилю». И если я спрошу тебя, когда у нас в России отмечают Рождество, ты, скорее всего, тоже назовёшь дату по новому стилю – 7 января. Но для нашей церкви, которая осталась верна «старому стилю» (Юлианскому календарю), это будет никакое не 7 января, а 25 декабря.

 

— А откуда берётся такая разница?

 

— Ты помнишь, что в 1582 году она составляла 10 дней. На сегодня она составляет уже 13 дней. А после 2100 года разница увеличится ещё на один день. Если не ты сам, то твои дети и внуки будут справлять Рождество уже не 7-го, а 8 января по новому стилю, хотя в нашем церковном календаре этот день всё так же будет значиться как 25 декабря.

 

— А это хорошо или плохо?

 

— Таково решение нашей церкви. Конечно, можно печалиться о том, что через несколько тысяч лет Рождество станет для нас весенним, а ещё через несколько тысяч лет – и вовсе летним праздником. Но можем ли мы заглядывать так далеко? Для нас должно быть главным другое: 25 декабря по старому стилю (7 января – по новому) православные верующие многих стран вместе празднуют пришествие в мир Спасителя человечества – Иисуса Христа. Особенность и единственность этого дня – не в его астрономической точности (ведь никто до сих пор не знает настоящей даты рождения Спасителя), а в нашей вере и нашей молитве.



Автор: Юрий Лунин, 25 декабря 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

АВТОР
Юрий Лунин
Закончил Литературный институт им. А.М.Горького. Пишет рассказы. Женат, отец троих детей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Домшаний кружок. Фонтан в банке

Конечно же, ребенок, увидев такое необычное сооружение, захочет сделать себе индивидуальный вариант.

Домашний кружок. «Электродвигатель-пятиминутка»

Имея магнит, проволоку, батарейку и шуруп, можно за пять минут создать мини-электродвигатель и вспомнить кое-что из школьного курса по физике.

Домашний кружок: Солнечная система и немного метрологии

Несколько лет назад я обнаружил, что у меня, как и у многих, весьма неопределённо-неадекватные представления о соотношениях размеров объектов Солнечной системы и расстояний между ними…

Свежие статьи
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.