Леонида Андреева, наверное, детям читать рановато – даже в самых-самых добрых его рассказах есть ощущения вот того самого одинокого человека, который «всегда обращен лицом в провал черного окна», как охарактеризовал самого писателя Александр Блок. Андреева стоит читать попозже, когда уже прочитано многое и многое из русской классики, когда уже есть некоторый жизненный опыт и некоторая душевная стойкость…
Но мультипликация способна даже в святочный рассказ в «андреевском стиле» привнести чудо. Насколько это возможно…
Конечно, андреевская история про Рождество – это не сказка со счастливым концом, как впрочем и «Девочка со спичками» Андерсена или «Мальчик у Христа на елке» Достоевского (с последним, кстати, критика и сравнивала этот текст). Но экранизация рассказа «Ангелочек», сделанная Залиной Бидеевой в 2007 году, прячет и переиначивает многие нюансы сюжета, оставляя лишь главное – «историю о том, как игрушка – маленький восковой ангелочек – перевернула все в душе мальчика, лишенного материнской любви».
Сашка не видит просвета в своей судьбе, не видит будущего и как-то вынужденно продолжает «делать то, что называется жизнью». Мать – пьет и бьет, отец – больной запуганный человек, а сам 13-летний парень «со смелой и непокорной душой» никому не нужен… Волчонком смотрит он на мир, на людей, на все окружающее. И вот, оказавшись на Рождественской елке в богатом доме, мальчик видит воскового ангелочка, который заставляет его испытать совершенно новые чувства.
Сашка хватает игрушку, бежит с ней домой, как самое дорогое сокровище показывает ее отцу. И сверкают рядом две пары глаз – «отжившего человека» и «начинающего жить». И «бездонная пропасть», существующая между людьми, исчезает…
Но в произведениях Леонида Андреева не бывает победы над одиночеством. Отец и сын, сберегая каждый свое чувство, засыпают, а повешенный рядом с печкой на гвоздик ангелочек начинает таять, и вскоре от восковой игрушки, олицетворившей для этих людей свет и радость, уже ничего не остается. Лишь равнодушный новый день заглядывает в окно – наедине с ним и оставляет нас писатель.
А мультипликатор Залина Бидеева не хочет в Рождество оставлять зрителя с этим ужасным чувством безысходности. Нет, она не способна исправить Сашкину судьбу, но она может воспользоваться тем свойством анимационного искусства, которое Юрий Норштейн охарактеризовал словами Гоголя: «все собрать в одну кучу». Режиссер просто к рассказу Андреева добавляет еще одно рождественское произведение из русской классики – стихотворение Владимира Набокова «Волчонок».
«Всем было в эту ночь отрадно», – пишет Набоков. И хочется верить в Рождественскую сказку, согласно которой в эту ночь самых несчастных, самых одиноких – всех тех, для кого не хватило человеческого тепла, – согреют и приласкают спустившиеся на землю ангелы.
Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.
Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.
Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.