Может ли мужчина испытать отцовские чувства по отношению к еще вчера незнакомому ребенку? Может ли он повести себя так, что ребенок примет и полюбит его? В отечественном и зарубежном кинематографе множество сюжетов, рассказывающих об этой встрече и об этом часто непростом пути взрослого мужчины и ребенка навстречу друг другу, о тех сложностях, с которыми сталкиваются приемные отцы и их дети, о любви, дружбе, ответственности, понимании и мужестве, которые спасают ситуацию.
«Батя» выбрал лишь некоторые киноистории о приемных папах, ставших родными.
Сентиментальная история в соответствующем жанре о жизни бродяги-стекольщика и его приёмного сына. Однажды герой Чарли Чаплина случайно увидел около мусорных баков завёрнутого в пелёнки младенца. Он попытался отдать его добрым людям, но ничего не вышло. И тогда мужчина забрал ребенка к себе, ловко приспособив свою тесную каморку под нужды малыша.
Прошло несколько лет, мальчик подрос, и вот они уже ходят вместе в поисках заработка. Несмотря на трудную жизнь (а какой еще она может быть в бедняцких трущобах?), папа и сын вполне счастливы: они очень привязаны друг к другу и понимают друг друга с полуслова. Но мальчик заболевает, к нему приходит врач, который обнаруживает, что ребенок не был усыновлен, а значит, должен отправиться в сиротский приют…
Черно-белый немой фильм, идея которого появилась у режиссера после личной трагедии — смерти его первенца, стал поворотным моментом в творчестве Чаплина и признанной классикой мирового кинематографа.
Закончилась Великая Отечественная война. Фёдор возвращается домой. Вся родня его погибла, и ему, как и многим другим, предстоит начать жизнь заново. По дороге он встречает мальчика-сироту, которого по совпадению тоже зовут Фёдором. У парнишки погибли родители, и он едет сам не зная куда. Фёдор-большой решает забрать Фёдора-малого к себе.
Война роднит их: оба потеряли семью, радость победы смешивается с растерянностью — как жить дальше? Отношения двух Фёдоров – это и попытки обрести друг в друге отца и сына, и любовь старшего брата к младшему, и крепкая мужская дружба.
Вскоре в жизни двух мужчин возникает женщина: Фёдор-большой женится на Наташе. Наташа пытается снискать любовь мальчика, но он не принимает «лишнего», а взрослый мужчина не готов понять, что на самом деле чувствует ребенок. Но именно женщина помогает примириться двум Фёдорам.
Фильм, вошедший в золотой фонд отечественного кинематографа, поставлен по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Несмотря на то, что пятилетний Ванюша появляется на экране почти в самом конце киноповести, фильм раскрывает тему послевоенного сиротства и обездоленности как детей, оставшихся без родителей, так и родителей, оставшихся без детей.
Шофёр Андрей Соколов уходит на войну, оставляя на родине жену и троих детей. В первые же месяцы боёв он попадает в плен. Чудом избегает расстрела, переживает все ужасы концлагеря и, наконец, сбегает к своим. Во время короткого отпуска он отправляется домой, но там его ждут руины и известие о смерти жены и двух дочерей. Старший сын погибает на фронте. После победы главный герой продолжает работать шофёром, и однажды встречает Ванюшку, такого же одинокого, как и он сам.
В основу рассказа Шолохова легли реальные события: часть истории очень похожа на то, что пришлось пережить в фашистском плену лётчику-истребителю Григорию Дольникову, хотя тот и отрицал свою причастность к литературному произведению; а рассказавшего о своей судьбе шофера с мальчиком писатель встретил вскоре после войны, в 1946 году. В главной роли снялся режиссёр фильма Сергей Бондарчук.
Дебютный фильм молодых режиссеров по повести Веры Пановой, в котором, несмотря на неопытность его создателей, после прочтения сценария согласился сниматься Сергей Бондарчук.
В жизни пятилетнего Серёжи – большие перемены. Его мама вышла замуж. Коростылёву даже не приходится специально завоёвывать сердце мальчишки, всё происходит очень естественно. Он весь как на ладони: добр, отзывчив, и в то же время не заискивает перед приёмным сыном. С самого первого дня он старается общаться с Серёжей как со взрослым, «как мужчина с мужчиной», одновременно не забывая, что перед ним ребёнок, словно он один и воспринимает мальчика со всей серьёзностью и чуткостью. Но и такому безупречному отцу приходится однажды встать перед нелёгким выбором и пройти проверку на прочность.
Жизнь не складывается у Кузьмы Иорданова. Он прошёл войну, война лишила его жены, а после он так и не смог найти себя в жизни: пьет, не работает, перебивается случайными заработками. Однажды он случайно узнает, что в одной деревне живет девушка, родители которой пропали в войну и которую односельчане вырастили «всем колхозом». Кузьма Кузьмич решает выдать себя за отца девушки — не ради неё, а просто чтобы пристроиться самому.
В отличие от многих сюжетов, которые заканчиваются счастливой встречей родителей и детей, этот такой встречей только начинается. Сможет ли герой начать новую жизнь и какой будет эта жизнь, если хорошее дело началось с неправды?
Этот драматичный фильм не о том, как взрослый удочеряет подросшую уже девочку, а о том, как она сама принимает непутевого папу в свою семью. И эта история становления взаимоотношений отца и дочери напоминает зрителю о том, что в любом возрасте человеку нужны родители.
Главная роль в фильме стала первой драматической работой Юрия Никулина.
Во время Великой отечественной войны танкист Владимир Федотов случайно знакомится с паромщицей Соней, в одиночку воспитывающей троих детей. С войны он возвращается к ней, ее дочке и сыновьям.
Дети любят «дядю Володю» как родного отца. Но Соня умирает, а за детьми неожиданно приезжает их кровный отец, которого они почти не помнят. Родной отец в исполнении Анатолия Папанова – благополучный расчетливый юрист, мало помогавший своей семье в трудные годы, но зато «теперь способный многое дать детям». Приемный отец в исполнении Евгения Матвеева – старший механик на пароходе, небогатый, простой, но много лет бывший рядом с семьей. «Папа» хочет увезти всех троих детей с собой.
Как и главный герой фильма когда-то стоял перед выбором – уйти или остаться, взять на себя ответственность или сохранить свою свободу, так теперь дети должны принять решение. А он, любящий, хоть и неродной по крови отец, не мешает им это сделать.
Главный герой фильма, роль которого сыграл Анатолий Папанов, – доктор-акушер Петр Бондаренко, добрый, безотказный, отзывчивый человек, которого все вокруг называют Дон-Кихотом. Он дни и ночи пропадает в роддоме, заботясь о пациентках и выручая коллег. И, тем не менее, успевает воспитывать троих совершенно разных сыновей. И ко всему, что волнует его детей, он относится вполне серьёзно, с должным отцовским вниманием вникая в их дела и проблемы.
Весь фильм зритель наблюдает за кутерьмой многодетной семьи и за тем, как она справляется с курьезными, но не очень простыми ситуациями. И лишь в самом конце фильма, когда в семье появляется четвертый сын, выясняется, что все дети Бондаренко усыновленные – всех их матери оставили в роддоме.
«Что мы, грибы что ли, чтобы нас находили?» — произносит в начале фильма девочка Тоня, живущая в детском доме. И, правда, в этой истории Тоня находит своего приемного отца сама.
И всё у них почти хорошо, но только поначалу новый жилец коммунальной квартиры приносит немало беспокойства – и своим родителям, и соседям. Особенно переживает отец, добрый, интеллигентный, тактичный человек. Всё дело в том, что взрослым нужно привыкнуть к ребенку, который совсем не знает, что такое семья и дом, а ребёнку приходится учиться жить в мире этих «странных взрослых».
Тонкий и светлый фильм о том, как непросто бывает взрослым понять ребенка, особенно когда нет практически никакого опыта.
Когда-то Павел любил девушку Настю, потом ушёл служить в армию, а Настя в это время родила дочку. Поверив сплетням об измене, Павел не вернулся домой, уехал в Заполярье и прожил там 13 лет, не зная, что в родной деревне подрастает очень похожая на него Полинка. Настя вышла замуж, родила сына и еще одного, оставленного матерью, забрала из роддома. Муж пил, с семьей не жил, и она мыкалась с тремя детьми, один из которых, приемный, не разговаривал. Настя умерла, сестре и братьям предстоит разлучиться, разъехавшись по домам-интернатам… Отец Павла срочно вызывает сына в родную деревню.
Это история о том, как непросто принимать решения, брать на себя ответственность, совершать поступки вопреки своим эгоизму и привычкам. И о том, как бывает легко на душе, когда эти решения уже приняты.
«Мужики!..» стал лучшим фильмом, а актёр Александр Михайлов – лучшим актёром по опросам журнала «Советский экран» в 1982 году. И хотя название фильма – это первое слово, которое прокричал в самом конце внезапно заговоривший мальчик, понятно, что в нем отображена основная идея фильма, ведь и главный герой, и его отец, и друзья, и сослуживцы ведут себя как настоящие мужчины.
У артиста московского цирка Сергея и его супруги не может быть детей, поэтому они собираются усыновить мальчика. В тот момент, когда все документы готовы и пара должна забрать шестилетнего Ваню домой, жена вдруг высказывает своё нежелание и сообщает об отъезде заграницу. Но Сергей, вопреки предстоящим трудностям и словам коллег, не намерен отказываться от своего решения. Теперь он Ване и за папу, и за маму, и должен как-то совмещать родительство с гастролями и репетициями. И вскоре ему приходится выбирать — отцовские обязанности или профессиональные достижения…
Фильм также рассказывает о мире циркового закулисья, любви, предательстве и настоящей мужской дружбе.
Жизнь Грэма не сложилась. Ему 43, он одинок, похоронил мать, ухаживает за больным отцом. Он хотел бы иметь детей, и однажды он решается и приходит в службу опеки. Специалисты с пониманием относятся к немного странноватому кандидату, но предупреждают, что ребенок ему достанется трудный. Это не пугает Грэма, и он знакомится с 10-летним Джимми.
Джимми не трудный – он очень трудный. Его мать покончила с собой на глазах у мальчика, отец сидит в тюрьме… Душа мальчика изранена и изорвана в клочья и, казалось бы, Грэму, мало что видевшему в жизни, по-настоящему никогда не понять ребёнка. Но и у Грэма есть душевная рана, которая, возможно, помешала ему создать семью, прожить свою жизнь иначе.
На каждом шагу Джимми «проверяет» своего приёмного отца, а тот терпеливо и участливо сдаёт все «экзамены», самым сложным из которых для Грэма оказывается преданнейшая любовь мальчика к образу своего кровного отца.
Это подробный, честный и душераздирающий рассказ о том, что чувствуют приёмные дети и приёмные родители, и о том, что пропасть между ними можно преодолеть. Этот фильм также и о той пропасти, которая может существовать между родными отцами и детьми, о недостатке любви и понимания, отцовском долге и прощении.
Конец 80-х, социалистическая Чехия в напряженном ожидании перемен. Виолончелист Франтишек Лоука кое-как зарабатывает игрой на похоронах, и ради значительной суммы заключает фиктивный брак с русской переводчицей, которой нужны чешские документы. После свадьбы женщина эмигрирует в Западную Германию, а Франтишек вынужден заботиться о ее сыне – пятилетнем Коле.
Для убежденного холостяка и ловеласа это самый неприятный сюрприз, который только может быть, — чужой ребенок совсем не входит в его планы. На фоне нарастающего в обществе неприятия к «братской» СССР и всему советскому русский мальчик в доме у чеха – явление неоднозначное. Но выбора нет, и мальчик остаётся у музыканта.
Поначалу эти двое совсем не понимают друг друга: они говорят на разных языках, Франтишеку приходится отказаться от привычного образа жизни, перестать водить к себе женщин и заняться ребенком. И, заботясь о своём «фиктивном» сыне, мужчина начинает многое видеть совсем в ином свете…
Картина принесла своим создателям – Зденеку Свераку (сценарий, главная роль) и его сыну Яну Свераку (режиссер) «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и премию «Золотой глобус».
Биографическая драма об авторе знаменитого «Питера Пена», шотландском писателе Джеймсе Барри.
Драматург знакомится с семьей Дэвис — овдовевшей Сильвией и ее четырьмя детьми. Мальчики тянутся к Джеймсу, между ними завязывается дружба, в то время как между их матерью и Джеймсом возникает любовь. Вдохновленный этим знакомством, писатель принимается за свою новую пьесу, сказочную историю о мальчике, который не желает взрослеть. Имя Питер, которое драматург дал своему герою, носит один из ребят Дэвис.
Сюжет во многом отличен от реальной истории Дэвисов и Барри, но и в фильме, и в жизни писатель по завещанию их матери становится опекуном осиротевших мальчиков.
Том Старк – опытный машинист. Но однажды он становится невольным виновником трагедии: именно в его смену молодая женщина с 12-летним сыном в салоне автомобиля выехала на пути, чтобы покончить с собой. Ребенок успел выскочить из машины, и через некоторое время появляется на пороге дома Старка. Он приходит без ясной цели, просто, чтобы излить свои ярость и гнев, обиду и боль. И неожиданно — как для Тома и его неизлечимо больной жены Мэган, так и для себя самого – остаётся в их семье. Это «против всех правил», но есть что-то, что выше закона и даже, казалось бы, здравого смысла.
Мужчина и мальчик могли бы возненавидеть друг друга, но они становятся друг для друга опорой и поддержкой. Это история о том, что жизнь разнообразней, чем мы о ней думаем…
Однажды пожарный Матвей, роль которого сыграл Дмитрий Дюжев, вытаскивает из огня двухлетнего мальчика. Судьба маленького Бори не даёт покоя мужчине: он начинает ездить в дом ребёнка, куда определили малыша после случившейся беды. Вскоре он понимает, что хочет усыновить ребенка. Но невесте Матвея что-то серьёзное, большее, чем просто неготовность, не даёт покоя и не позволяет принять в сердце ребенка-сироту.
Простой и довольно легкий фильм со счастливым концом, опровергающим распространенное мнение, что мужчине очень сложно полюбить чужого ребенка.
Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.
Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.
Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.