Материал продолжает серию публикаций Всероссийского проекта «Быть отцом!», инициированного Фондом Андрея Первозванного, интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея», и опубликован в газете «Шахтинские известия» от 21 марта 2018 года. После выхода книги о «звездных папах» журналисты из разных российских регионов рассказывают о менее известных отцах, но эти истории не менее вдохновляющие, чем истории Андрея Мерзликина, Даниила Спиваковского, Николая Валуева…
Главный врач стоматологической поликлиники №2 г. Шахты, председатель украинской диаспоры города Анатолий Литвиненко рассказал о своей семье, о роли отца в воспитании детей.
В 1860 году у помещика были охотничьи псы, а у священника мастеровым работал молодой тогда еще мой прадед. Как-то раз он проезжал на лошадях мимо помещичьей усадьбы, его увидели, пришли к священнику и предложили обменять его на двух собак. Ценили за то, что все умеет делать сам.
Моего деда прадед тоже всему научил. Тот был отличным столяром. Все, что было в доме, вплоть до шкафов и ложек было сделано его руками. Вот и отец все умел. Видимо, мужчины в нашей семье настоящие, мастеровые.
Мой отец был главным бухгалтером, а мама домохозяйкой с образованием два класса и коридором. Коридор – это тоже шкала образования. Детей, которые не могли по разным причинам окончить какой-либо класс, усаживали в школьный коридор, и им всем преподавал один учитель.
В хозяйстве у нас были куры, гуси, кролики. Я с детства пас гусей, и так наловчился, что мои подопечные выполняли команды, были дрессированные. Я свистел, а они летели за мной. Однажды был такой случай – как обычно я пас гусей, читал книгу, притомился что-то и уснул под деревом. Стемнело, гуси сами отправились домой. Приходят, мама смотрит, а меня нет. Тут гуси разворачиваются и пошли обратно. Привели родителей на то место, где я спал.
Подростковый возраст для меня сложным не был. С молоком матери мы впитывали уважение к родителям, мы даже называли их на «Вы». Все хорошие качества, которые во мне есть, привил мне отец – честность, порядочность, уважение к женщине и к старшим. Все то, что у нас считалось основой семьи. Скандалов у нас никогда не было, любые разногласия разрешались мирным путем.
Несмотря ни на что мы видели, что семьи тогда были крепкими, если уж поженились, то жили вместе, не расходились. Институт семьи прививался с детства. Труд был тяжелый, но в почете. Подростки, начиная с четвертого класса, все работали в колхозе, помогали семье, все заработанные деньги отдавались родителям. Тогда сложно было что-то купить, тратить было не на что.
Окончил школу, хотел поступить в политехнический институт, но не прошел. Первое в жизни серьезное поражение все-таки задело меня, потому что в институт поступили люди, которые учились гораздо хуже меня. Но, тем не менее, я устроился на автозавод фрезеровщиком, попал в самый тяжелый цех. Работал там до армии.
Окончил школу сержантов и меня отправили в Германию. Прошел путь связиста от рядового до младшего лейтенанта. Получил значок «Мастер связи», это практически военная специальность. Азбукой Морзе владею в совершенстве.
После службы в армии товарищ предложил за компанию поступить на врача. Но я снова не прошел по конкурсу. Когда я посмотрел, кто прошел, то удивился, поступили люди со слабыми знаниями, но с «мохнатой лапой». Рассказал матери, она – практически безграмотный человек, беспартийная, обратилась в обком партии. А там, оказывается, уже занимались вопросом взяточничества в этом вузе. После этого из института были выгнаны 12 преподавателей во главе с ректором. А меня приняли задним числом.
Родители не могли мне помогать материально, поэтому параллельно учебе с самого первого дня вечерами я подрабатывал электриком в детском саду, а ночью – на спасательной станции. Финансово я был независим от родителей, жил в общежитии.
Со своей будущей женой Татьяной я познакомился в колхозе.
От института на полтора-два месяца нас посылали на уборку урожая. Жили мы в шикарном месте на территории пионерского лагеря. Днем в свободное время играли в волейбол, а вечером я доставал свой бобинный магнитофон «Нота» и мы веселились и танцевали. В то время образовали пары не только мы с Татьяной. Я как увидел ее в первый раз, так сразу и влюбился мгновенно. С того времени мы не расставались. Поженились после окончания института. Свадьба прошла весело, в самом шикарном ресторане. Банкет я оплачивал сам, зарабатывал прилично.
Вот удивительно, мы разные люди, характеры абсолютно не похожи, в спорах рождаем истину, а живем в браке почти 40 лет, а неразлучны и того больше – 45. В нашей семье на первом месте уважение друг к другу, бытовые разногласия всегда заканчиваются мирно. Самое главное – в нашей семье живет любовь, со временем она становится еще крепче. Хочу на весь мир сказать, что моя жена самая красивая, что при первом знакомстве, что сейчас, я ее очень люблю!
После окончания института мы поменяли 28 мест жительства, снимали комнаты и квартиры. Было сложно. Из вещей у нас было всего две сумки – в одной магнитофон, в другой — одежда. И то у нас с Татьяной были одни джинсы на двоих, стоили они тогда шесть рублей, благо размер был одинаковый. Я всегда занимался спортом, и как-то раз у меня из раздевалки украли туфли и рубашку. Практически три месяца я ходил во вьетнамках и в кофточке своей сестры с вытачками.
После переезда в г. Шахты в 1980 году на работу я ездил на велосипеде, а в то время в Шахтах это было не принято. И у меня украли велосипед – вот это было горе!
14 августа 1980 года у нас родился сын. Счастье было неимоверное! Было чувство душевного подъема, радости от появления долгожданного сына. Смысл совместного проживания, семьи в продолжение рода, в ребенке! Прежде чем дать имя малышу, я перечитал множество книг по значению имен. Тут у нас с Таней спора не было – назвали Русланом.
Пока он был маленький, с ним больше времени проводила Таня, чуть подрос, я стал с сыном заниматься спортом на стадионе. Гуляли в артемовском парке «Юность», возле школы №36 была отличная детская площадка, там тоже проводили много времени.
Руслан окончил вуз по специальности «экономист», живет и работает в Москве. Со своей женой Оксаной Руслан познакомился там же, но она с донского края, родом из Каменска. Они поженились, родили сына.
В то время 3 мая мне исполнялось 55 лет, а 2 мая на свет появляется мой внук, ростом как раз 55 см, по сантиметру на мои года. Вот это был подарок! Тоже долго думали, как назвать, в итоге у нас внука зовут Артур. Сейчас ему 11 лет. Родители его воспитывают по нашему примеру, стараются привить все самое хорошее и доброе, честность, справедливость, искренность. Артур занимается спортом, увлечен футболом, моделированием. Все наши с Татьяной отпуска мы проводим вместе с внуком.
Получается, что мы воспитывались на примере жизни наших родителей, а наши дети и внуки воспитываются на нашем примере. Главное в жизни – жить и работать честно, чтобы не было стыдно ни перед другими, ни перед собой.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.