«Скажи ребёнку: «Люблю!». Акция под таким названием была приурочена в ряде российских регионов ко Дню защиты детей. Как говорится, актуально, свежо и при всей своей кажущейся привычности все же необычно. При этом, казалось бы, ничего сложного. Размещаешь данный призыв в соцсетях, напоминаешь себе и окружающим, как это нужно и важно.
Думаю, для большинства семей такие события на уровне ежедневного ритуала. На работу пошел, сказал: «Люблю!». С работы пришел, сказал: «Люблю». Сказал: «Люблю!» перед сном и пару раз в течение рабочего дня — по телефону. Дети говорят: «Люблю!» тебе, ты говоришь: «Люблю!» детям. Типичный круговорот «Люблю!» в природе. Произносишь это замечательное слово и слышишь его в ответ, когда покупаешь детям какие-то вкусняшки и безделушки. Тоже самое, после банальной ссоры — в качестве примирения. В общем, поводов хоть отбавляй, ну а в День защиты детей тем более. Сплошь: «Люблю! Люблю! Люблю!».
А теперь спрашивается — за что? Само существование подобного вопроса кажется противоестественным. И всё же! Посмотрел на дочек — сидят на парапете, подозрительно молчат, что-то задумали. Вот за что их любить?
За то, что лето едва началось, а коленки уже изгвазданы — места живого нет? За то, что расход йода, зеленки, лейкопластыря и всяких мазей исчерпал все мыслимые лимиты?
За то, что в первые три дня каникул сделано невозможное — потеряны оба ключа от квартиры? За то, что мне опять пришлось в экстренном порядке тратить деньги, покупать и вставлять новый замок. Третий замок меньше чем за два года.
За то, что в квартире каждый вечер барханы уличного песка, а домофон не умолкает до наступления темноты: «А Юля выйдет?», и тут же через пару минут: «А Лена выйдет?». И даже моё категоричное «Нет!» проблемы не решает. Спустя небольшую паузу ситуация повторяется.
За то, что в комнате бесконечный бардак, а наведение порядка только усугубляет проблему? Такое впечатление, что разбросанные вещи просто кочуют из угла в угол.
— Ты же сам сказал — убрать. Видишь, там уже ничего нет, — отвечают дети на мой закономерный вопрос.
— Но зато оно теперь вон там, — показываю я в противоположную сторону.
— Сейчас и там не будет, — обещают дочки.
А может их надо любить за то, что каждый вечер требуют почитать? А когда я дочитываю очередную главу, то прихожу к неутешительному выводу — меня никто давно не слушает. Все давно спят, читаю сам себе.
За то, что избалованы? И даже купленный по случаю Дня защиты детей торт не вызовет особого восторга. Поковыряются и скажут, де они такое не едят, и мне опять придется все съедать самому.
И все же люблю! Люблю, за то, что любят меня — не смотря ни на что, вопреки всем моим недостаткам. Прощают все грехи человеку, который вечно чем-то занят и ему часто не хватает времени на собственных детей. Человеку, который вечно ворчит, регулярно ругается и всегда не вовремя загоняет домой с улицы. А если читает на ночь книжку, то делает это таким голосом, что глаза сами собой закрываются. Он даже торт в День защиты детей покупает, словно только для себя, даже не поинтересовавшись пожеланием виновников торжества. Потом сам же с нескрываемым удовольствием его поедает.
Сам, бывает, устроит вечерние пляски под «Модерн Токинг», а потом удивляется масштабам наведенного беспорядка.
В другой раз не побреется и лезет целоваться, больно царапая щёки.
Ругает за школьное замечание или сниженную оценку, а сам элементарных вещей объяснить не может.
Вечно ругает за царапины и разбитые коленки, а сам все детство в зеленке проходил — бабушка обманывать не будет. А ещё бабушка рассказывала, как этот человек регулярно возвращался домой через форточку, благо жили на первом этаже. Потому что ключи являлись сродни расходному материалу, испарялись бесследно, а слесарь из ЖЭКа сколотил себе небольшое состояние на изготовлении дубликатов.
Этот человек очень быстро забыл, что его собственные дети закончили этот непростой учебный год без троек, а кое-кто и почти без четверок.
Он не понимает простой истины — его дети вылетают на улицу с диким воплем, словно узники на свободу, с вытаращенными от восторга глазами, забыв про все на свете только потому, что элементарно засиделись. Весь этот год усердно сидели за учебниками и часто жертвовали прогулками ради успешной учебы.
Этот человек в принципе, часто не замечает что-то очень хорошее и значимое. Даже того, что стены квартиры украшены настоящими творениями изобразительного искусства, к которому у него вообще никаких способностей.
В общем, его грехи можно долго перечислять…
И все же, они меня любят. Говорят об этом постоянно, по несколько раз в день, от подъема до отбоя, и даже по телефону.
У детей нет возможности проверять наши оценки, «тыкать носом» в беспорядок да и в общем воспитывать и переделывать. Это мы, взрослые, можем позволить себе неслыханную роскошь, попытаться подогнать собственных детей под некий шаблон, сформировать личность по собственному усмотрению, слепить человека исходя из личных взглядов и житейского опыта. Дети любят нас уже такими, какие мы есть — со всеми нашими недостатками. И при этом никогда не задаются столь противоестественным вопросом — за что?
Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?
Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?
Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.