Обязательно, обязательно надо периодически дурачиться! Конечно, папы и мамы – такие умные, серьезные, строгие… Взрослые – они и есть взрослые. Но дурачиться все-таки должны уметь! А иначе как? Иначе общение с ребенком превратится в одно лишь назидательное воспитание.
Иногда, когда заботы, проблемы, усталость, так не хочется ничего сочинять, так не хватает сил ради веселья говорить глупости, да просто ничего в голову не приходит. А ребенок смотрит на долгожданного только что пришедшего с работы папу и чего-то ждет…
Ну что ж, тогда обращаемся к опыту каких-нибудь книжных пап: вместе с Маленьким мальчиком и его папой лезем на потолок, читая рассказы Олега Кургузова, или вместе с Юрием Вийрой и его дочкой сгоняем-ка в Африку – пока мама с работы не пришла.
Юрий Борисович Вийра (1947-2001) начал публиковаться поздно, а жизнь его закончилась рано. Тем не менее, осталось много историй – разных-преразных, но выдержанных в едином «вийровском» стиле. Стиле, когда слово за слово, одна деталь за другую, цепляются, наслаиваются, падают друг на друга предметы, действия, повороты сюжета. Связывают их – только возможности фантазии, а фантазия, как известно, безгранична.
Вот и в общении папы с маленькой любознательной героиней нет границ. Поэтому даже один из сборников писателя назван «Мой папа — Мюнхгаузен». Этот книжный папа, как и упомянутый в заглавии литературный герой, тоже никогда не врет. Потому что, понятное дело, врать – нехорошо! Ну, может быть, он немного «завиЙрает»…
В своих «беседках» (так метко назвал Юрий Борисович литературный жанр диалогов отца и дочки) папа рассказывает о том, как дог утащил его в Лондон в гости к Шерлоку Холмсу, как у него растянулась рука на три этажа… да мало ли о чем еще. Он как будто бы и не задумывается, говорит и говорит, и уже дочка сама вынуждена догадываться, что правда, а что выдумка, что полезно, а что вредно.
Еще Юрий Вийра «записал» «Сказки народов миЙра». В каждой из них вы узнаете известные сказочные события, но тут какие-то совершенно иные герои, обстановка, да даже логика.
Есть, правда, у Юрия Вийры и такой сказочный цикл, который на привычные сказки мало похож. Это истории про «Белого ежика у Белого моря». Белый ежик очень добрый, всем хочет помочь и очень любит играть со своими друзьями, но часто вместо этого вынужден сражаться с зловредным чародеем Али Пашой фон Лангенгрюндом.
А знаете, как выглядит этот Белый ежик? Ответ писателя на этот вопрос очень прост: «Возьмите лист белой бумаги и ничего не рисуйте – получится портрет белого ежика на белом снегу». Что приятно, портрет этого героя сможет создать любой читатель, даже совсем не обладающий художественными способностями.
А еще, несмотря на всю фантасмагоричность творчества Вийры, в его книгах обнаруживается много знакомых нам жизненных ситуаций: тут и бесконечные очереди за талонами в поликлинике, тут и предшкольное собеседование, тут и на замечание учительницы в дневнике сына «ужасный болтун» ответ папы: «Вы бы послушали его мать…». Тут и много-много любви – внутри семьи и в окружающем мире.
В предисловии к десятой книге Юрия Вийры другой детский писатель Тим Собакин написал:
«Есть такое выражение: «Все новое – хорошо забытое старое». Но для этой книги скорее подошло бы: «НЕхорошо забытое…» Потому что забывать столь замечательного детского писателя, каким был Юрий Борисович Вийра, непростительно».
Ну да. Как непростительно забывать, что даже самым серьезным папам и мамам надо периодически дурачиться и общаться с ребенком на его детском фантазийном языке. А если вы вдруг со своими заботами, делами и проблемами никак не можете настроиться на нужный лад – возьмите книги Юрия Вийры, они вам наверняка помогут.
Папиного дня в общероссийском календаре пока нет, а сказка о нем – есть!
Я бы рано или поздно опустил руки и смирился, если бы не одна мысль. А ведь на самом деле трудно назвать современных детей не читающими.
Хороших книг о врачах много, но мы выбрали лишь несколько, чтобы напомнить, что часто врач — это больше чем профессия.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.