Недавно я услышала мнения двух известных писателей: Дмитрия Быкова и Алексея Варламова.
Дмитрий Быков в своём выступлении в радиопередаче сказал: «Литература даёт детям словарь». А Алексей Варламов в интервью нашему сайту убеждённо заявил: «Словарь ребёнку даёт семья».
Я растерялась. Ведь оба правы. Да, конечно, изначально ребёнок получает речевой опыт в семье. Причём это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая речевая деятельность личности. Манера речи мамы, папы, братьев и сестёр, бабушек и дедушек будет влиять на речевое поведение индивида всю жизнь. А литература? Книга может творить чудеса, восполняя то, что часть детишек в родных семьях недополучает. Книга работает, иногда потакая, иногда вопреки, но всегда помогая ребёнку обрести честь, мораль и… словарный запас.
Я не претендую на полноту охвата темы. Цель статьи — привлечь внимание к тому, без чего не обходится ни один день нашей жизни, — к речи. К нашей речи, обращённой к детям.
Речь не только слова, не только форма. Речь — это характер, стиль мышления и поведения, сам индивид. Говоря с детьми, мы формируем их личность.
Семья — это несколько поколений людей разного пола и возраста, объединённых родственными отношениями. Каждый из членов семьи воздействует на ребёнка, общаясь с ним. В семье разные поколения говорят по-разному.
Семья для ребёнка — модель Вселенной. Здесь он впервые сталкивается с различными социальными ролями, с гаммой чувств, эмоций, настроений.
Мама разговаривает с бабушкой… Бабушка ласкает внука… Папа учит сына кататься на лыжах… Папа разговаривает с дедом… Мама ругает старшего брата… Все мы почти не контролируем себя: мы же дома, с родными…
Но с сыном или с дочкой нужно общаться на особом языке, предназначенном именно им. Надо помнить, что у нашей речи особый адресат — дети. Важно, чтобы ребёнок слышал дома не только вполне допустимые в разговорной речи редуцированные формы слов: Здрасьте!, грю, щас, но полноценную, правильно оформленную речь, с отчётливой артикуляцией, внятную, неспешную, ясную. Это должна быть живая, эмоциональная, но литературная речь.
Недавно знакомая четырёхлетняя девочка пошла в детский сад. Очень быстро её словарь пополнился новыми лексическими единицами: сука, блин, сволочь. Но ведь какой-то другой ребёнок принёс эти слова в детский сад из дома?
Примеры из жизни, документальные, к сожалению.
Эпизод 1
Тридцатилетний мужчина, давно живущий отдельно, приехал навестить бабушку и родителей на дачу. Бабушка:
— Детулечка, мой маленький! Будешь кашку? Хорошая кашка, гречневая… Или тебе макарончиков отварить?
Эпизод 2
На улице. Мать с сыном. Мальчишке лет десять. Мать (скороговоркой):
— Слышь, я чо те грю?
Эпизод 3
Рынок. Молодая женщина с сыном, мальчиком лет шести. Мать выбирает помидоры. Сын с велосипедом подошёл к ней слишком близко: переднее колесо задевает мамины джинсы. Мать (раздражённо):
— Смотри, куда впёрся! Давай вылазь отсюдова! Кому сказала?!
Приведённые случаи говорят о неумении строить речевые отношения в семье, общаться с ребёнком в нужном регистре. Это родительская беспомощность. А агрессия по отношению к собственному ребёнку — это высшая форма беспомощности. Родительское бессилие проявляется в бессчётном количестве вариаций. Вот лишь некоторые из них, наиболее яркие.
Язык «уси-пуси»:
Ти мой сля-адкий. Ти мой холё-осий. Сейчас будем ку-усять. Су-упчик. Ло-ожечкой. Са-ами будем кусять.
Сюсюканьем грешат женщины. Сначала они так разговаривают с младенчиками, потом продолжают по привычке, потом становятся бабушками, и крест общения с ними несут уже внуки. Если ваш шестилетний ребёнок говорит: «В садике детки совсем не слушаются», «Мне вчера зубик лечили», «Я ножку ударил», то это симптом. Симптом того, что вам пора срочно отказаться от использования уменьшительно-ласкательных суффиксов, особенно в разговоре с сыновьями.
Жаргонизмы:
Бабки (деньги), сачковать (бездельничать), слинять (удрать, убежать), мелкий (ребёнок), мелочь(дети, школьники начальных классов), спиногрыз (непоседливый ребёнок), школота (школьники)…
Любое использование жаргона — это осознанное или неосознанное желание быть приобщённым к какой-либо социальной группе, большей частью, низших социальных слоёв или молодёжи, хотя можно говорить и о жаргоне банкиров и политиков. Употребление стилистически маркированных (помеченных) слов в обыденной речи не оправдано. Заменяя жаргонными словами общелитературные, индивид претендует на избранность круга общения, что со стороны чаще всего выглядит глупо или пошло. Привнесением жаргона в обиходно-бытовую речь семьи страдают по большей части папы.
Просторечие:
Слышь, глянь, прикинь, не влазит, не сгинается, оттудова, ихний, ложит , дермантин, интригант, друшлаг, комфорка…
Просторечие — тяжёлая болезнь нашего общества. Просторечные черты мы наследуем от наших близких: бабушек и дедушек, мам и пап. Люди говорят так, как привыкли говорить с детства и считают правильным. Просторечие очень устойчиво. Это слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие характер стилистической сниженности, например, захочем вместо захотим; ехай, едь вместо поезжай; ляж вместо ляг; промокнул вместо промок; замёрзнул вместо замёрз; константировать вместо констатировать и многие-многие другие.
Эмоционально-экспрессивные грубые высказывания:
Ты мне поори ещё!, Куда прёшься?, Заткнись! Сказал, помолчи, значит, помолчи!
Мамы и папы! Все те, кто позволяет себе разговаривать с детьми подобным образом, остановитесь. Пока ребёнок совсем мал, он не ответит грубостью на вашу грубость. Пока не научится, точнее, пока вы его не научите.
Из всего огромного диапазона языковых средств вы выбираете самые сильные. Это значит, что нормальные слова ваш ребёнок уже не услышит. А ведь в вашем арсенале есть взгляд, слово, тон (холодный, твёрдый и т.п.)… есть юмор, шутка… И они не менее действенны, поверьте.
Многие родители кричат на детей. Но дети не слышат окриков взрослых: у них быстро вырабатывается защитная реакция. Ребёнок не слышит ваш крик… Что вам делать дальше?
Из всех перечисленных выше бед только просторечие требует от родителей усилий и настоящей работы над собой. Тут желания мало. Нужно как минимум узнать, есть ли нарушения литературных норм в вашей речи. А потом исключать эти черты. Шаг за шагом. Слово за словом**.
Все остальные беды не беды. Осознав проблему, с ней легко справиться. Уберите грязь из своей речи. Следите за ней. Стоит лишь захотеть.
С чего начать?
Предлагаю эксперимент: в течение одного дня последить за тем, как вы общаетесь с детьми, как разговариваете между собой, как используете родной язык дома. Смею предположить, что наблюдения могут оказаться впечатляющими.
**Для тех, кто заинтересовался, рекомендую обратиться к разделу «Ликбез: уроки правильной речи для родителей» на сайте «Русский на 5».
Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?
Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?
Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.