«Жалко, что Вы не рыболов. Поймать судака – это выше и слаже любви!» – читаем в одном из писем Чехова. В последней фразе, конечно, так и сквозит ироничная улыбка Антона Павловича. А всё же факт остаётся фактом: классик родной литературы пополнял собою ряды чудаков, «имеющих привычку садиться на одном конце палки, у которой на другом привязаны нитка и червяк…» «Привычка» эта имела поистине могучую власть над писателем. Не исключено даже, что она лишила нас многих страниц его замечательной прозы. «Нужно бы работать, а солнце и рыбная ловля за шиворот тащат прочь от стола», – жаловался Антон Павлович в другом письме.
Да, рыбалка – она такая…
Мы живём в другие времена: городскому человеку, застрявшему в будничной колее, зачастую приходится самого себя тащить за шиворот на лоно природы. А делать это необходимо – как говорится, не для себя, так для детей…
Я ещё раз в этом убедился нынешним летом, съездив вместе со своим пятилетним сыном на Оку.
И для него, и для меня предстоящее путешествие было в своём роде беспрецедентным. Во-первых, в свои пять лет парень ещё ни разу не был на настоящей рыбалке. А, во-вторых, впервые мы отправлялись путешествовать вдвоём – только он и я. Это давало нам возможность узнать друг друга получше – да-да, как это ни странно звучит…
В рыболовном деле я отношу себя к дилетантам. Что это значит? Ну, например, я не смотрю открыв рот телепередачи, где в течение добрых сорока минут рассказывается рецепт какого-нибудь чудодейственного прикорма или описываются уникальные свойства новых «воблеров» и «твистеров». Не выписываю рыболовных журналов. Не имею специальных снастей на жереха, на сома, на язя. Не рыбачу зимой. Не могу похвастаться трофеями с руку величиной. И всё же в тот день, когда я, пятилетний пацан, поймал свою первую рыбу, я полюбил рыбалку на всю жизнь и очень хотел бы «заразить» этой любовью своего сына.
Как ни странно, существует ряд распространённых предубеждений против рыбалки – в частности, против того, чтобы ребёнок занимался ею с ранних лет. Некоторые из этих предубеждений я приведу.
Вот я и подумал, что хорошо бы эти предубеждения развеять…
Да, рыбалка (что греха таить) подразумевает смерть пойманных рыб. Но умерщвление живого, как ни крути, составляет один из неизменных видов взаимодействия человека с природой, причём ответственность за это умерщвление ложится как на тех, кто его совершает, так и на тех, кто потом ест мясо животных, ходит в шубе, кожаной обуви и т.д. В этом смысле, кушать шпроты, купленные в магазине, и варить уху из щуки, которую поймал лично, – одно и то же.
Рыбалка даёт ребёнку возможность «в миниатюре» ощутить данную человеку власть над природой. И если он видит, что окружающие его взрослые используют эту власть разумно, ответственно, с уважением к природным богатствам, он обязательно последует их примеру. Забегая немного вперёд, приведу наш с сыном небольшой диалог, который состоялся после того, как я выудил из Оки первого голавля и пустил его в ведёрко с водой…
— Пап, он плавает кверху животом. Что с ним теперь будет? Он умрёт?
— Да, сынок.
— Жалко. Я хотел бы, чтобы он был живой.
— Но он умрёт не зря, не просто так. Я его пожарю, ты его съешь, скажешь: «Вот спасибо! Какая вкусная рыбка! Слава Богу, что она нам попалась!» От этой рыбки у тебя прибавится сил, ты будешь сытый.
Эту мысль ребёнок нашёл вполне здравой. Она сразу перевела рыбалку из категории убийства в категорию добывания пищи.
Тут родителю очень важно быть последовательным. Случается, что клёв – совсем никудышный. Поймаешь две-три рыбки за целый день – и девать их, вроде как, некуда. В этом случае я всё-таки не рекомендую брезговать уловом. Пусть лучше ребёнок скормит рыбок какой-нибудь кошке, тем самым сохранив понимание, что рыбалка была не бессмысленным истреблением живого, что в ней была какая-то польза.
Бывает и такая ситуация (рыболовы меня поймут): клюнет ёрш – незаменимая, в общем-то, рыба для ухи, но не самая выгодная для жарки: мелкая, костлявая, и чистить его замучаешься из-за жёсткой чешуи и колючих плавников. Снять бы его с крючка да отпустить обратно в реку со словами: «Подрасти-ка маленько». Однако при своих ничтожных размерах эта рыбка имеет большущий рот и недюжинный аппетит, так что заглатывает приманку, как говорится, по самый хвост и вызволение крючка из ерша часто имеет для последнего фатальный исход. Нередко я видел, как после подобной операции дохлого ерша выбрасывали в кусты или в воду. Я настоятельно не рекомендую так поступать, в особенности при ребёнке. Сами-то мы себе скажем: «Ничего, птички склюют, крыса водяная съест», – а чуткий и восприимчивый ребёнок подумает: «Умерла рыбка зазря», – и чем-то недобрым, жестоким повеет на него от такой рыбалки. Мы ведь в ответе не только за тех, кого приручили, но и за тех, кого убили на охоте, так что давайте-ка не брезговать ёршиком, он ведь тоже съедобный.
Теперь, с вашего позволения, я пропою оду рыбалке как одному из лучших способов познать красоту окружающего мира.
Я несколько раз общался с людьми, которых принято называть «узкими специалистами», и всегда поражался широте их познаний при так называемой «узости» специализации. Дело в том, что, изучая какой-либо предмет глубоко и основательно, человек непременно изучит множество других, смежных с ним, предметов.
Так происходит и с рыбалкой. Любой рыбак не хуже ихтиолога знает строение рыб, их повадки, питательный рацион, места обитания и распорядок дня. По состоянию клёва он способен предсказать изменения погоды. Он знает, где омут, где мелководье. Он знает, что такое камыш, рогоз, хвощ, ряска, осока. Привыкший не делать лишних движений и вести себя тихо, рыбак всегда по совместительству натуралист: нельзя сходить на рыбалку, чтобы не увидеть, например, водяную крысу или выдру, ондатру или бобра, или хотя бы желтощёкого ужика, плывущего по реке. Природа открывается рыбаку во всём её многообразии, и удочка в этом смысле – не более чем повод для новой встречи Человека и Природы.
Нет, рыбак – это вовсе не потребитель, думающий лишь о наживе. Это настоящий философ, ведь даже если его поплавок ни разу за целый день не вздрогнул от поклёвки и возвращаться домой приходится с пустыми руками, он всё равно скажет, что был на рыбалке и никогда не пожалеет о потраченном времени.
Снова забегая вперёд, скажу, что улов наш был весьма скромен – на две скромных жарёхи. Зато улов впечатлений – трудно даже измерить…
Кстати, не задумывались ли вы, почему Ивану Тургеневу, страстному охотнику, которого мы со школьной скамьи иначе, как с ружьём, и представить не можем – принадлежат одни из самых точных, проникновенных и нежных описаний природы в русской словесности?..
С чего начинается первая рыбалка? Для мальчика, чей отец умеет управлять только велосипедом, она началась с электрички. Курский вокзал – Серпухов. Потом автобус от Серпухова до Тарусы. Потом такси до старенькой турбазы «Ёлочка», где за сущие копейки можно снять ветхий домик на высоком берегу Оки.
Детский узел с жутким названием Существует множество способов привязать крючок к леске. У каждого рыбака, наверное, имеется свой «коронный» узел. Помню, что мне отцовские узлы, доставшиеся ему от дедов и прадедов, давались нелегко. Поэтому я предлагаю простейший и довольно прочный узелок, который почему-то имеет страшное название «Кровавый». Ребёнок запомнит его без труда. Для этого узла необходим крючок с ушком (наподобие игольного), а не с так называемой «лопаточкой».
Завязывается он следующим образом. |
Дорога была не в тягость, потому что ехали налегке. Все рыболовные принадлежности умещались в один тощий продолговатый мешочек. Мне не хотелось заниматься «гонкой вооружений»: готовить восемь видов снастей, вязать сложные поводки, мешать прикормку, набивать ею кормушки, держать подсачек для «крупняка» и «малявочник» для мелкого живца – эта пестрота, как мне показалось, могла бы напугать пятилетнего новичка.
«У завзятых рыболовов есть примета: чем дешевле и хуже снасти, тем лучше ловится рыба», – это снова привет от Антона Павловича. Вот я и ограничился двумя поплавочными удочками – большой (для себя) и маленькой (для сына), и не пожалел о своём выборе: для начала – самое то. Разумеется, у меня был неплохой запас лески, запасные грузила, поплавки и крючки.
Нужно ли брать с собою живую приманку – червя и опарыша? Думаю, это зависит от дальности пути и погодных условий. В принципе, в средней полосе трудно найти место, где при желании нельзя накопать червей. Можно взять баночку опарышей, только хранить их нужно в максимально холодном месте; на жаре они быстро превратятся в мух. У нас в домике был холодильник – там они и хранились (хорошо, что с нами не поехала мама, она бы нас не поняла).
Неплохой насадкой служат слепни, которых в летние месяцы можно поймать на себе сколько угодно, особенно если перед этим искупаться. На них любит клевать верхоплавка (уклейка, шаклея или басклея – названий у неё тьма тьмущая) – маленькая, но очень вкусная рыбёшка, которую можно жарить, практически не очищая, и кушать с головой, не отделяя мяса от костей. Мякиш белого хлеба, размоченный в воде, – простое и хорошее лакомство для плотвы.
И всё же классикой жанра в ряду приманок был и остаётся червяк. Не скажу, что на территории турбазы его было пруд пруди, однако сами поиски доставили сыну большое удовольствие. Я заметил: дети абсолютно не брезгливы: контакт с разного рода ползучей и кишащей живностью им не противен, и даже интересен.
И вот мы на песчаном берегу. Я разматываю сынову удочку, потом свою. Неподалёку отдыхает семья, ребёнок – ровесник моему. Дети быстро знакомятся, начинается купание до синих губ. Поначалу меня немного расстраивает, что сын не кинулся тут же ловить рыбу, и даже проигнорировал размотанную для него удочку. Но я решаю не обращать на это внимания.
Я вспоминаю, как вёл себя на рыбалке мой отец, когда мне было года четыре и я ещё не имел даже собственной удочки. Отец не предлагал мне подержать свою, не расписывал прелестей рыбной ловли, не убеждал меня в том, что все мальчишки должны уметь рыбачить – словом, не церемонился со мной, – зато сам уходил в рыбалку с таким самозабвением, что, казалось, я просто переставал для него существовать. Почему-то это совсем не оскорбляло моих детских чувств, а, напротив, заставляло наблюдать за его поплавком, примечать его движения, задавать вопросы, а в конце концов и настоять на том, чтобы у меня появилась собственная удочка. Иногда естественное поведение родителя является лучшим педагогическим приёмом.
Грузила и поплавки Ребёнок в состоянии самостоятельно отгрузить поплавок, то есть подобрать и прикрепить к леске грузило, благодаря которому поплавок будет ровно стоять на воде с соблюдением необходимой «ватерлинии». Как правило, на самом поплавке написано, какого размера грузик для него требуется. В этом смысле очень удобно приобрести коробочку, в которой грузы распределены соответственно их массе. Допустим, на поплавке указано: «1g» – ребёнок сам выбирает граммовый шарик свинца и закрепляет его на леске. А если у кого-то есть листовой свинец – это тоже здорово. Детям нравится его отрывать по кусочку, убавляя или прибавляя массу груза до необходимой. Этот метод проб и ошибок развивает в ребёнке чувство меры весов. |
Этот приём подействовал и в моём случае. Правда, только на второй день. Сын снова много купался. Потом построил песочный портовый город с гаванью, куда заходили корабли (створки мидий), потом стал ходить в поисках какого-нибудь нового занятия, иногда тяжело вздыхая (ни игрушек, ни мамы, которая всегда чем-нибудь займёт), спросил, не дам ли я ему поиграть в сотовый телефон и, услышав, что я его оставил в домике, что называется, скуксился.
Потом у меня сорвался весьма приличный голавль, и я, с головой вовлечённый в несложную драматургию рыбалки, искренне расстроился по этому поводу. Это сначала озадачило сына, а потом заставило его подойти к собственной удочке, которая уже давно его ждала.
Здесь мне предстояло кое-какое испытание. Известно, что любой новичок, будь он и стар и млад, первым делом запутает леску. Так случилось и у нас – причём как раз в тот момент, когда у меня пошёл клёв. На языке у меня уже вертелись фразы, вроде: «ну вот, началось…», «надо же было так умудриться…» или просто «молодец, сынок». Но я, слава Богу, от них воздержался. Перевязывая снасть (леску так и не удалось распутать), попутно объяснил ему, как привязывается крючок, как сажается грузило, как нужно подсекать и как забрасывать.
Он приноравливался довольно долго. Несколько раз рыба срывалась, несколько раз крючок цеплялся за водоросли, и он сам отцеплял его, а то и просто становилось скучно оттого, что перестало клевать. Но терпение сына было вознаграждено…
Жаль, что я не имел возможности снять на видеокамеру, как он вытащил из воды свою первую рыбку – крохотную верхоплавку. Заверещал, запрыгал, а на лице отразилось сразу несколько разных чувств: был тут и испуг (она дрожит, бьётся, сверкает!), и гордость (у меня получилось!), и недоумение (прямо из воды за леску достал – как это так?), и нетерпение (скорее бы рассказать об этом маме!).
Меня, конечно, слегка удивило, что, выудив первую в жизни рыбу, сын тут же отложил удочку. Видимо, побоялся чем-нибудь испортить впечатление от своего триумфа. Однако, когда мы ехали с домой, спросил меня: «Пап, а когда мы снова поедем на рыбалку? Мне уже не терпится поймать ещё одну рыбу».
То, что не делается ради финансовой прибыли, мы называем хобби и воспринимаем как что-то не очень серьезное. Но хобби – это серьезно!
Новогодние картинки из детства и дорогие воспоминания, наверное, найдутся у каждого. А как мы сами будучи родителями создаем атмосферу праздника для своих детей?
Мама еще ходит по квартире и бурно переживает за итоговые оценки, а дети откровенно саботируют любые пожелания что-нибудь почитать, подучить, подтянуть. Мне же хочется махнуть рукой и накормить всех мороженым. Впереди новое лето…
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.