…И вот взрослый мужчина, отец семейства берет ручку или карандаш, открывает рабочую тетрадь с заданиями и начинает учиться. Чему учиться? Быть папой.
Сложно представить? В Санкт-Петербурге прошло уже несколько наборов в «Папа-школы». И «ученики» уроки не прогуливают! Ну, почти – только, если работа сменная.
«Папа-школа» – форма поддержки отцов, проект межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям». Программа реализуется в Санкт-Петербурге с 2015 года и распространяется в других регионах России.
В рамках 8 групповых занятий мужчины могут получить необходимую информацию, обсудить актуальные вопросы, проанализировать и скорректировать свои стратегии воспитания и общения с детьми.
Занятия ведут педагоги, врачи, психологи. Чтобы избежать узко мужского подхода и наиболее полно рассмотреть разные точки зрения, как правило, ведущих двое – мужчина и женщина.
Изначально ведущие готовили к каждому занятию раздаточные материалы. Затем, чтобы эти материалы не терялись, возникла идея создать рабочую тетрадь, которая остается у участников проекта и после окончания курса. В тетради отцы могут зафиксировать заинтересовавшую их информацию, личные переживания и размышления, чтобы позже вернуться к ним.
Программа создана так, чтобы участники могли освободиться от стереотипов и не только укрепить, но и более широко посмотреть на роль отца.
«Для меня дети – огромная составляющая жизни, — говорит координатор проекта Константин Захаров. – Я стараюсь не навязывать свое восприятие отцовства, но информировать других пап, чтобы у них вырабатывалась своя позиция, именно направленная на ребенка».
«Батя» поговорил с Константином Захаровым – врачом, координатором проектов МОО «Врачи детям», отцом троих детей – о необычной методике, ее результатах и его собственных родительских принципах.
— Кто эти люди, готовые, как школьники, опять брать тетрадки и начинать учиться? Кто приходит в «Папа-школы»?
— «Папа-школа» – программа не для будущих, а для уже состоявшихся пап, у которых, естественно, возникают вопросы о развитии ребенка, об общении с ним.
Дети могут быть любого возраста – от года-двух-трех и старше. Мы стараемся формировать группы отцов так, чтобы у них была общность интересов, то есть по возрасту детей. Папы самые разные – самых разных профессий, самых разных слоев. Мы их никак не делим. Это просто папы, которым интересно.
— Выходит, что это те мужчины, которые и сами по себе настроены на ответственное отцовство?
— В целом, да, но не только. Мы специально проводили мероприятия по привлечению в «Папа-школу» в том числе и тех пап, которые пока не очень активно участвуют в жизни детей. Именно для того, чтобы увлечь их идеей отцовства и помочь им осознать, что отец – очень важная фигура в жизни ребенка. В программе участвуют специалисты центров помощи семье и детям семи районов города, основным направлением работы которых как раз и является профилактика семейного неблагополучия и формирование ответственного отношения родителей к воспитанию и заботе о детях.
Где-то из 30-50 пап, которым предлагается принять участие в программе, приходит 10-15. До конца занятий из всех этих пап доходит процентов 70-80. И это очень хороший результат! Он говорит о том, что программа нужна, что ее надо продолжать.
— Как реагируют папы, когда на занятиях им выдают рабочую тетрадь?
— Очень хорошо реагируют. Как и положено «школьникам», пишут в тетрадях, рисуют, делают заметки на полях. Чтобы эту тетрадь разработать, мы привлекали художников, дизайнеров и самих пап. Задача была – сделать тетрадь максимально полезной и интересной. В итоге получился некоторый символ детства, который сближает пап со своими детьми.
— И что же папы пишут в тетради? Хорошо ли они выполняют задания?
— Папы задания выполняют с удовольствием. Каждому разделу тетради соответствует определённая тема занятия, к которой художники создали иллюстрации. Также в тетради есть место для выполнения заданий. Всё, что обсуждается во время занятий, папы записывают или зарисовывают, делают для себя необходимые и важные заметки.
Многие папы, приходя на занятия, признаются: «Я поразмышлял дома над записями и на многое стал смотреть по-другому».
— Чему посвящены занятия в «Папа-школе»?
— Каждое новое занятие – это новая тема, новые знания, новые открытия, обогащающие отцовский опыт. Обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные отцы. Это и вопросы о психологическом и физическом развитии ребенка, о поддержании здоровья ребенка и здоровом образе жизни, о семейных ценностях и традициях, о том, как сделать взаимоотношения между папами и детьми гармоничными и наполненными интересными делами. Также на занятиях папы анализируют причины возникающих трудностей во взаимоотношениях с детьми и выбирают наиболее эффективные пути для их преодоления.
Один из важных результатов, к которому мы пришли, – папы говорят о том, что они стали уделять больше времени своим детям, что в сложной, повседневной суете они чаще находят время выслушать, вникнуть в проблемы ребенка, помочь, посоветовать, пожалеть.
«Я, – рассказывает один папа, – вообще считал: ну что там, ему же всего 6 лет… А тут я сына слушал и вдруг понял, что он здравые вещи говорит. Действительно, вы на своих занятиях говорите, что это личность, что надо прислушиваться. Мы с женой недавно совещались и впервые за столом спросили: «слушай, а какое твое мнение по этому вопросу?» Ребенок удивился, а потом сказал: «Я считаю так-то и так-то». И когда он увидел, что его мнение было выслушано, когда в ответ ему было сказано (мы, конечно, немного подыграли): «Да, здорово, что ты вот так считаешь, мы учтем», — ребенок был очень горд. Он стал более эмоционально открытый, стал чаще подходить ко мне: «Пап, а давай вот так?..»
Вот это доверие детей и родителей друг к другу – это, конечно, еще один из результатов, которого мы хотим добиться, проводя «Папа-школу».
— Расскажите о своем отцовстве.
— У меня трое детей. Два сорванца школьника занимают всё моё время. Мы очень много времени проводим вместе: все любим спорт, рыбалку, путешествия.
Для меня важно, чтобы за чередою событий всегда оставалось время для обсуждения и размышлений. Я всегда стараюсь остановиться и поговорить: «Расскажи, что тебе понравилось? Не готов рассказать? Ладно, можно и потом, когда захочешь. А пока я расскажу…» И сам делюсь впечатлениями, мыслями. Всем, что вызвало у меня отклик в душе. И смотришь – они тоже уже высказываются, что понравилось, что не очень, что было важно. Я поддерживаю, отвечаю: «Я понял. Классно! Давай тогда в следующий раз…» – и тут же мы вместе строим дальнейшие планы.
Быть отцом – означает быть ответственным человеком. Важно уметь учитывать не только свои интересы, но и интересы ребёнка. Все трудности можно преодолеть. Дети учатся на наших словах, на наших поступках. Время, проведённое с ребёнком – бесценно. И чем оно будет наполнено – зависит от нас. И очень важно, что есть на свете человек, который называет вас «папа».
Авторы готовы предоставлять методические материалы желающим на своей базе реализовывать проект «Папа-школа».
Еще один проект МОО «Врачи детям» в рамках программы поддержки ответственного отцовства – «Папакнига». «Папакнига» — это яркие красочные книги-малышки, которые может прочесть отец, пришедший с ребенком в поликлинику, в ожидании своей очереди к врачу. В книгах даются информация о росте и развитии ребенка, полезные советы по организации совместной деятельности, а также задания для ребенка.
Подробнее о «Папакниге» можно узнать, нажав на картинку:
Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?
Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?
Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.