Пасху празднуют и многие нецерковные люди, но часто у них этот праздник ассоциируется исключительно с крашеными яйцами, куличами, и в храм они если и идут, то не на службу, а только чтобы освятить яйца и куличи. «Приходите на ночную службу», — говорят обычно священники, когда освящают принесенную пищу, но насколько это эффективно? Можем ли мы что-то сделать, чтобы эти люди глубже поняли Праздник? Об этом мы говорим с руководителем Отдела по взаимодействию Церкви и общества Красноярской епархии, клириком Покровского кафедрального собора Красноярска священником Петром Боевым.
— Отец Петр, что можно сделать, чтобы донести до людей нецерковных, но Пасху празднующих, духовный смысл Праздника?
— Мне кажется, мы совершаем большую ошибку, когда пытаемся сделать из ночной Пасхальной службы какое-то миссионерское действо. В жизни Церкви, как и в жизни каждого человека, есть вещи внутренние, сокровенные, и богослужение – именно такая вещь. Я сам, когда освящал яйца и куличи, звал людей на службу, но как-то спросил себя: «А если действительно Господь их всех призовет, и они все захотят сегодня прийти?» Если бы это произошло, храмы целого города не вместили бы всех тех, кто в Великую Субботу проходит только через один какой-то храм.
Главное, чтобы мы, христиане, не просто приходили в храм по традиции, по привычке, по инерции, а проживали эту Божественную драму – страсти Христовы, Его мученическую смерть и Воскресение, — и хотя бы ближайшие 40 дней были проникнуты пасхальной радостью. Тогда мы сможем поделиться ей с другими.
Кому-то покажется странным, что священник говорит такое, но я считаю, что важно не зацикливаться только на богослужении. У каждого свой путь, человек возрастает постепенно. Сегодня этим людям, чтобы приобщиться к празднику, достаточно освятить яйца и куличи, а завтра, через год, два, три, пять, десять лет многие из них придут на службу, потому что почувствуют в этом внутреннюю потребность, и не только на службу придут, но будут строить новые храмы, создавать новые общины.
Мы с каким-то комсомольским задором гонимся за количеством, не ленимся посчитать, сколько народу пришло в храм на Пасхальную службу, сколько было причастников, обязательно напишем об этом на приходском сайте, но на самом деле цифры эти ни о чем не говорят. Важно, переживаем ли мы пасхальную радость, и если всё-таки переживаем, сохраняем ли ее, выходя из храма. Я уверен, что благодать Святого Духа действует и за порогом храма, если Христос у человека не только в уме, но и в сердце.
И как священник я вижу, что именно в это время – в течение нескольких недель после Пасхи – Господь приводит много новых людей. Пусть на самой Пасхальной службе их не было, но Господь посетил их в эти святые дни. И я никогда никого не подгоняю, не затягиваю в исповедь. До исповеди тоже человек должен дозреть сам, а если давить на него, да еще говорить, какой он грешник, это скорее приведет к комплексам, неврозам, но точно не к духовному росту. Человек пришел в храм, у него есть вопросы, потребность поговорить с верующими людьми – уже хорошо.
Мы привыкли всех в схемы загонять: раз кто-то не постился, не освятил кулич, не пришел на ночную службу – нет у него Пасхи. Это поверхностно. Господь и этих людей посещает в светлые Пасхальные дни.
— Иоанн Златоуст в огласительном слове всех призывает разделить радость, но нам, неофитам, виднее.
— Совершенно верно. Мы искусственно ограждаем себя от ближних по внешним признакам, даже от родственников себя отделяем. Вместо того чтобы поделиться с ними Пасхальной радостью, пристаем с нравоучениями, обличаем их, и в результате бывает, что праздничный семейный обед заканчивается ссорой. А проблема в том, что в нас самих этой радости нет, мы только усвоили и пытаемся соблюдать внешние правила, любить же ближнего так и не научились. В этом проблема!
Не на других надо смотреть, а себя спросить: где мое сокровище? Если оно во Христе, я смогу поделиться этой радостью с другими, и не только с теми, с кем причащался из одной Чаши, но с каждым, с кем Господь сведет меня в эти дни. От сердца к сердцу радость передается! В другом человеке мы встречаем воскресшего Христа – вот что такое Пасхальная радость! А пережил ли ты ее, зависит не от внешних факторов, а только от твоего внутреннего состояния. Можно побывать на всех службах Страстной и на Пасху и не пережить, а можно даже по каким-то причинам (например, по болезни или потому, что надо быть рядом с болящим) не попасть в храм на Пасху, но при этом встретиться с воскресшим Господом и поделиться своей радостью с другими.
— В вашей семье, когда вы росли, Пасху праздновали?
— Да, я рос в православной семье. Мама меня брала на службу с раннего детства. Помню крестный ход, много горящих свечей, пение «Христос Воскресе из мертвых…», а потом меня внезапно выключало – засыпал прямо возле клироса, на ступенях. Будили меня ближе к причастию, причащался. Возвращались домой. Папа в храм ходил редко, но на Пасху он, как правило, был с нами. Мы немножко разговлялись и ложились спать. Ну а днем, когда отсыпались, либо к нам приходили гости, либо мы к кому-то ехали.
Сейчас у нас примерно то же самое, только встречаюсь с большим количеством людей. На Светлой седмице и служу часто, и каждый день с кем-то встречаюсь. Это радостно, но очень важно не утонуть в праздничных встречах. Чтобы не потерять Пасхальную радость, нужно находить время побыть наедине с собой и Богом. А то бывает, что Праздник выстреливает, но потом человек чувствует себя таким усталым, что ему уже не до радости, он думает только об отдыхе. Это я слышал и от прихожан, и от священников. А если уходит радость, нечем поделиться с другими. Пасха обретается в глубинах человеческого духа, в тишине, в рассудительности.
Еще хочу сказать, что если Пасха прошла мимо, был ты в храме или не был, верующий ты или нет, но всё-таки есть желание быть причастным к Пасхальной радости, не надо унывать. Надо понимать, что в любой момент, когда человек чувствует в своем сердце тоску по Богу, жажду веры, Господь сподобляет его этой радости. Не важно, что ты не постился или сорвался, не пришел на Пасхальную службу или пришел, но умом и сердцем был далеко от Бога – важно, что в тебе просыпается жажда Бога. Учитесь всегда пребывать в радости, хотя в жизни много боли и страданий. Христос Воскресе!
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.