Кино- и театральный актер Дмитрий Белоцерковский многим запомнился благодаря роли разбитного и любвеобильного студента Сергея Яковлева в сериале «Восьмидесятые», а за последние несколько лет он снялся сразу в нескольких проектах, посвященных футболу. Он много работает, но всегда старается находить время для общения с семьей – супругой актрисой Викторией Шашковой и двумя детьми. Журнал «Батя» узнал, насколько кинообразы проникают в семейную жизнь актера, какой личный опыт он применяет на съемочной площадке, и почему при всей своей любви к футболу Белоцерковский пока не решил, стоит ли отдавать сына в профессиональный спорт.
Дмитрий Белоцерковский — российский актёр театра и кино. Родился 7 августа 1988 года в г. Невинномысске, Ставропольского края. Выпускник ВТУ им. М.С. Щепкина. Актер театра «Содружество актеров Таганки». Известен по ролям в фильмах («Моя жизнь», «Большая игра», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» и др.), сериалах («Восьмидесятые», «Отблески», «Спальный район», «Реальные пацаны» и др.). Увлекается футболом. Вместе с супругой актрисой Викторией Шашковой в свободное время в качестве волонтеров участвуют в деятельности фонда помощи детям-сиротам. Супруги воспитывают дочь Милу (2011 г.р.) и сына Леву (2017 г.р.).
— Дмитрий, каким было ваше детство?
— Замечательным! Сейчас я смотрю на своих детей и лучше понимаю родителей, а также вижу себя в сыне и дочери – представляю, каким был я в их возрасте, потому что обычно мы плохо помним себя в 2 или 4 года. Моя мама, глядя на Леву, говорит: «Точно ты!» И я с удовольствием возвращаюсь в детство через своих детей, и воспоминания чудесные, беззаботные, счастливые – надел шорты и рубашку, намазал хлеб вареньем или чесноком корочку натер и побежал на целый день играть в футбол.
— Правда, что вы не любили читать, и вас приходилось уговаривать?
— Я действительно не любил читать, так как играл в футбол, занимался тхэквондо и учился в музыкальной школе. У меня было много-много разных занятий помимо чтения и, конечно, такому шустрому парню, как я, было сложно сконцентрироваться. Я, может быть, и садился за книгу, но открывал ее, прочитывал первое предложение и «улетал» в какие-то свои фантазии.
— А теперь вы читаете своим детям?
— С чтением для своих детей я придумал вот что – я включаю им замечательные аудиокниги и честно пользуюсь этой технологией. Дети слушают, например, русские народные сказки, а я в этот момент читаю пробы, учу сценарий или повторяю текст завтрашнего спектакля. Так что аудиокнига спасает.
— Хороший совет для занятых молодых отцов!
— Многие этим не пользуются, а зря. Ребенок слушает сказку, которую ему читают внятно, понятно, красивым голосом, а вы можете заняться своими делами или тоже почитать любимую книгу.
— А музыкальная школа в детстве сильно вам «мешала жить»?
— Ну конечно, мешала! (смеется) Я окончил ее по классу фортепьяно, но ни капли не жалею и благодарю своих родителей. Папу, который оплатил эти занятия – в этом было его участие, и маму за то, что терпеливо заставляла меня заниматься. Было непросто убедить ребенка, который, естественно, хочет на улицу – бегать, есть тутовник и абрикосы. Но благодаря маме я сидел за пианино и учил этюды. У меня неплохой музыкальный слух, и в детстве я быстро запоминал программу: за три недели мог выучить то, что другие учили три месяца. Выучивал, играл, получал «4» и «5». Конечно, педагоги ждали от меня большего, но я бредил футболом и оставил занятия музыкой. Хотя как актеру мне музыкальное образование очень пригодилось – сейчас в спектаклях я могу спеть, чувство ритма развито. Так что музыкальная школа ребенку никогда не помешает.
— Чем занимаются ваши дети?
— Мила сейчас занимается по классу рояля. Кроме музыкальной школы она ходит на тхэквандо и танцы, и я считаю, что это хорошо, когда дети заняты. Главное, чтобы выбранное направление им нравилось.
После первого посещения Мила сказала мне: «Папа, тяжело, все болит!» Я ее успокоил: «Доча, через две недели втянешься, привыкнешь и забудешь про боль!» Так и вышло, она довольна.
— А сын, наверное, еще мал, чтобы выбирать увлечения?
— Леву я, не скрою, хотел бы видеть в будущем в одной из московских футбольных команд. Но это зависит только от его желания, настаивать я не буду.
— Получается, с одной стороны, вы благодарны родителям, что они убедили вас заниматься музыкой, но сами сына не станете уговаривать идти на футбол. Почему?
— Спорт – это все же несколько другое направление. Я буду смотреть очень внимательно. Сейчас я вижу, что сыну интересны мои футбольные тренировки, а как дальше будет – посмотрим. Для меня главное, чтобы он был счастлив и занимался тем, что ему нравится. Давить на ребенка ни в коем случае нельзя!
Мне доводилось видеть маленьких «спортсменов», от которых родители ждут чего-то грандиозного и невероятного. Хотят, чтобы они показывали результаты, как взрослые. На мой взгляд, это неправильно, и понять это мне помогли некоторые мои роли в кино.
— Каким образом?
— Я снимался в нескольких проектах на футбольную тему – «Лев Яшин», «Одиннадцать молчаливых мужчин», «Большие надежды» – и общался с профессиональными футболистами. Они рассказывали, что беда родителей в том, что они очень многого требуют и часто ругают ребенка, который занимается спортом, – например, за неудачную тренировку. Я не хочу, чтобы мой сын жил под таким прессингом.
А есть пример сборной Испании. Я думаю, она так хорошо играет во многом потому, что этих ребят очень любят на родине. Им разрешают ошибаться. Нужно позволять ошибаться всем – и взрослому и, тем более, неокрепшему, маленькому человеку.
В общем, детей надо обязательно поддерживать. Если отцу хочется, чтобы сын занимался хоккеем, это надо прививать через любовь, а не давлением. Слушать ребенка.
А вот с музыкальной школой сложнее. Возможно, по собственному желанию заниматься музыкой будет разве что 1% детей? (смеется) Поэтому здесь надо родителям думать – если у ребенка хороший слух, и они понимают, что занятия ему в будущем пригодятся, то, наверное, стоит убеждать. Но все через любовь и поддержку.
Дети должны чувствовать, что они любимы, что у них есть плечо, на которое они могут опереться – даже если у них сегодня что-то не получилось. Все же по-разному реагируют: на кого-то, может, и нужно покричать, но меня в детстве надо было похвалить, и у меня сразу вырастали крылья.
— У ваших родителей совпадало мнение по поводу вашего воспитания?
— Мама работала в детском садике по хозчасти и занималась мной, а папа больше работал. Поэтому я, наверное, такой «маменькин сынок» (улыбается). Но я считаю, что это прекрасно, когда женщина воспитывает ребенка. Отец, конечно, мне многое рассказывал и подсказывал, покупал вещи, а мама занималась моим духовным развитием и прививала различные бытовые навыки.
— У вас собственные методы воспитания детей или вы следуете путем своих родителей?
— Я постараюсь передать детям то, что мама мне прививала. Я уверен, что она прекрасно меня воспитала! (улыбается) Например, сыну обязательно объясню, как себя вести в отношении женщин – всегда пропустить, открыть дверь, помочь донести сумки, предложить помощь и т.д.
Мама хорошо отучала меня от хамства, и, действительно, граница между ребенком и родителем должна быть. Допустим, такой пример. Мама очень по-доброму ко мне относилась и могла ласково сказать: «Сыночек, пойди и постирай свои носочки!» А я, как и любой подросток, проверял личные границы окружающих и мог ответить: «Сама постирай!» Мне тут же прилетало, и я сразу понимал, что хамить нельзя и злить маму не надо. У меня отложилось, что мама очень добрая, но когда она разозлится, будет очень строгой.
Так же я воспитываю своих детей и считаю, что к ним обязательно нужно проявлять любовь, понимание, выслушивать, но не допускать с их стороны хамства по отношению к себе и к другим. Ребенок должен усвоить, что к родителям надо относиться с уважением и любовью.
— Как дети реагируют, когда видят вас на экране?
— Очень интересно реагировала Мила. Ей был годик, когда пошли сериалы с моим участием. Она очень удивлялась, смотрела на меня там, потом на меня тут и не могла понять, как это – два папы в комнате и оба разговаривают?! (смеется) Сейчас уже растет другое поколение, они иначе воспринимают телевизор и телефон, для них все это привычно, поэтому сын так не удивляется.
— А в театр вы уже водили детей?
— Да, причем дочка играет в Театре «Содружество актеров Таганки» в спектакле «Бег» режиссера М. Федосовой. Для Милы нашлась роль девочки, которую спасает генерал Хлудов, вытаскивая ее из-под поезда. Роль с текстом, так что дочка уже денежку зарабатывает. Но Мила, можно сказать, выросла за кулисами, потому что когда она была маленькой, оставить ее дома было не с кем – мы с Викой оба были в театре и брали ребенка с собой.
— Ее заинтересовала эта работа?
— Предложили попробовать и она согласилась. Но изначально я сам видел, что у нее это получается. Бывает, что ребенок играет, но заметно, что он нервничает, робеет, переживает и не хочет выходить на сцену. А она в этом плане похожа на меня, органично себя ощущает на публике.
Кстати, вижу в ней и другие свои черты – когда уроки с ней вместе делаем, как и я в детстве, она куда-то улетает мыслями! (улыбается) Хотя каждому ребенку это присуще – помечтать.
— Как думаете, Мила станет актрисой?
— Мы как-то отдыхали в Турции, и там Мила мне сказала: «Папа, когда пойдешь на рынок, возьми меня с собой – я хочу посмотреть, как построены разные отели, потому что стану архитектором и буду строить такие же!» Мы пошли вместе и всю дорогу разговаривали о том, какие красивые отели и чем они отличаются друг от друга. Так что с актерством все неоднозначно! (улыбается)
А заставлять ее идти в актрисы я ни в коем случае не буду – она выберет ту профессию, которую сама захочет.
— А как дети воспринимают то, что их родители – актеры?
— Лева, наверное, этого пока не понимает, а Миле, конечно, приятно, что нас с Викой узнают на улице. Но мы ей объяснили, что это часть нашей профессии, как и то, что люди подходят и хотят с нами сфотографироваться, пообщаться. Это не значит, что мы какие-то особенные и лучше других, мы просто – актеры.
Она рассказывала мне, что ее как-то спросили в музыкальной школе: «А где папа сейчас снимается?», а она ответила, что «ничего не знает». Я объяснил, что резко отвечать нельзя – у человека может сложиться впечатление, что ты не хочешь с ним разговаривать. Лучше ответить, что ты узнаешь и потом расскажешь! (улыбается)
— На экране вы нередко играете ловеласов, а в жизни примерный семьянин. Как актеру удается создавать такой образ?
— Я примерный муж, потому что у меня прекрасная жена. Дело в том, что мужчина, да, наверное, и женщина смотрят в другую сторону, когда их в семье что-то не устраивает. Меня в моей семье на данный момент устраивает полностью все — благодаря Виктории.
А что касается ролей – мне легко играть этих ребят, я их хорошо чувствую того же Серегу из «Восьмидесятых». Мне они нравятся, и, может быть, где-то внутри я и сам такой? (улыбается) Но это не значит, что я буду гулять или неверно себя вести. Эти роли всего лишь образ в театре или в кино. В жизни мне не хочется быть таким «Серегой».
— А в семье вы главный или у вас равноправие?
— В семье я барин, конечно, и когда захожу в дом, все говорят: «Барин приехал!» Шучу! (смеется)
Я считаю, что в семье обязательно должно быть взаимопонимание – где-то Виктория меня поправит, где-то я ее, главное чтобы не было криков. Я не люблю, когда кричат дома. Считаю, что лучше все решать в спокойном диалоге, потому что мы взрослые люди и можем поговорить. Чаще всего при повышении голоса общение приводит не туда, куда хотелось бы. Семья, как мне кажется, это обязательно сотворчество.
— Кстати, о творчестве. А профессиональные темы вы обсуждаете с женой?
— Непременно. Нам иногда говорят: «Как вы уживаетесь? Вы же оба – актеры!» А я не знаю, как это получается, но на всех моих проектах Виктория мне помогала. Многие роли учились на кухне, и Вика была моим суфлером. Она подсказывала мне какие-то реакции, мы придумывали с ней актерские «закорючки» для моих персонажей. Точно также и я с ней работаю – помогаю ей учить текст, записываю пробы.
— Вы помните, как почувствовали себя отцом?
— Был такой момент, когда мы с женой ехали в роддом. Мы собирались, и я вдруг подумал: вот чудо, через какое-то время вот здесь, на этом диване, будет лежать мой ребенок. Удивительно, когда в твою жизнь приходит маленький человечек, который растет, смотрит по сторонам, потом видит что-то в телевизоре и говорит: «Папа, купи лошадь!» И ты не можешь ему не ответить: «Сыночек, куплю!» (смеется)
— Актер больше впитывает информации из окружающего мира, чем обычный человек?
— Нет, просто, наверное, обычному человеку негде это потом применить, а у нас есть платформа, где мы можем воплотить все чувства, которые пережили.
— В сериале «Восьмидесятые» в одном из сезонов у вашего героя появляется ребенок. Ваше собственное отцовство помогло вам сыграть эту роль?
— Жизнь для актера – книга, которую он читает до конца дней, и все, что с ним происходит, он так или иначе переносит на сцену или в кадр. Поэтому все, что случается в нашей семье, я использую и сыграть отца мне было легче. Я уже не боялся, понимал, как правильно взять ребенка на руки. Это особенно важно, когда снимаешься с чужими детьми, а мама рядом на площадке сидит. Ребенку 8 месяцев, и я говорю матери: «Не беспокойтесь, у меня двое детей, я почти заслуженный папа и знаю, как подгузник сменить!» (улыбается)
— Вы сказали, что ваш отец много работал, а вашим воспитанием занималась в основном мама. Вам хватало общения с отцом? И хватает ли вашим детям сегодня вас?
— Когда-то, возможно, из-за детского или юношеского максимализма мне казалось, что общения не хватало, и да, мне хотелось больше общаться с папой, но упрекнуть отца я не могу. Тогда было такое время, что надо было очень много работать. Сейчас я хорошо понимаю папу, меру его ответственности перед семьей. Теперь сам я пытаюсь находить «серединку», но это довольно сложно.
Мне кажется, что у меня с детьми достаточно общения. Актерская жизнь – не работа с 8 до 5. Если спектакль вечером и днем нет репетиции, то весь день я провожу с детьми. У нас в семье так: кто свободный, тот и няня. Вика очень быстро после родов выходила на сцену – оставляла мне бутылочку с грудным молоком, а сама шла играть спектакль.
Бывает, супруга не успевает забрать сына из садика. Я съезжу за Милой в музыкальную школу, вернусь домой, а Вика звонит и просит съездить за Левой. Я думаю: ну вот, только сел отдохнуть!.. Но вот приезжаю в сад, и вижу, как сын ждет, как бежит навстречу: «Это мой папа! Его зовут Дима!» – и у меня такой сразу прилив сил! Я говорю: «Догоняй!» – и мы бежим по лужам. Если бы Вика успела, то я бы лежал дома на диване, смотрел телевизор – а тут такая радость, такое счастье.
Дети – это такой «перпетуум мобиле», они дают нам необыкновенную энергию.
— Как вы считаете, дети могут быть помехой для отдыха и удовольствий?
— Когда-то мы с Викой решили поехать в Италию на отдых вдвоем. Тогда у нас была только Милочка. Мы договорились с моими родителями, оставили им дочку и отправились в путешествие. На второй день мы заскучали и поняли, что больше без ребенка никуда не поедем!
Европейцы в этом плане ведут себя иначе: совсем крошечных деток берут с собой и те тоже смотрят по сторонам, сидя у мамы на груди в специальном рюкзачке. В общем, мы убедились на примерах встреченных нами пар с детьми, что и нам ребенок нисколько бы не помешал. С тех пор мы всегда ездим все вместе. Дети – не обуза. Ну, какие могут быть сложности? Нужно взять коляску, чуть больше думать, где поесть, попить и сходить в туалет с малышом – но все это ерунда по сравнению с моментом, когда ты видишь, как ребенок просыпается и улыбается этому миру.
— Что для вас значит быть отцом?
— Передать детям свой жизненный опыт и постараться стать им другом, которому все можно рассказать. Чтобы они знали, что папа всегда подставит плечо, и папа – это не только тот, кто похвалит или поругает, но тот, кто поддержит их во всем.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.