Крупные снежные хлопья медленно парили в воздухе. Я шла по белой дороге и думала : «Не понятно, как снежинки летают: снизу вверх или сверху вниз?» На проезжей части суетились машины, грудились в пробке, пытаясь обогнать соседа. Как хорошо, когда не надо спешить, а просто спокойно идти и слушать музыку Рождества.
«Рождество Христово! Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песни пел:
Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте!
Днесь Христово Рождество!
Ангелы в пещеру первые пришли
И младенца Бога с матерью нашли,
Стояли, молились, ХРИСТУ поклонились.
Днесь Христово Рождество!»
Душа сияла улыбкой: «Радость моя», — повторяла я тихо.
Жизнь манила и звала.
– Эй, посторонись раззява!- прикрикнул спешащий прохожий.
– Ой, простите, — обернувшись, сказала я.
– Это вы надо мной улыбаетесь? — оторопел мужчина.
– У Вас на носу снежинка, — тихо молвила я.
– А у тебя — на ресничках! Передай, что я рад! -засмеялся прохожий и бодро зашагал по тротуару.
Как я люблю «РОЖДЕСТВО»! В это время, наверное, рождается наша любовь ко всему. Пронести бы её через всю жизнь.
…Вспоминаю тёплые добрые руки бабушки. Напевая, она вяжет кружевные подзоры. В печке золотятся ароматные печенья в виде фигурок звёзд и ангелов. Свечи горят на столе, их огонь символизирует свет, принесённый СПАСИТЕЛЕМ в этот мир. Мама готовит «сочиво» — традиционное православное блюдо из орехов, изюма и риса и тихонько напевает: «Ко мне нонче друг Ванюша приходил, три кармана друг Ванюша приносил… первый карман с орехами, другой карман со изюмом…» Входит папа и тихо, подойдя к иконе, творит молитву. Все затихают, он молится за всех: и друзей и врагов. Потом прощаем друг друга за все обиды и прегрешения, ведь в Новый год нужно войти с чистыми мыслями и сердцем. Ждём первой Рождественской звезды. Мы выбегаем с моей младшей сестрой Леночкой на мороз, посмотреть: не появилась ли на небе звезда?
– Послушайте! — начинаю я читать стихотворение Маяковского. – Ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда.
Выходит мама, гладит нас по голове, её большие васильковые глаза светятся тёплым светом, мы с сестрой начинаем петь: «Говорим спасибо мы, родные, вам! Ведь Земля красива добротою мам. С вами и моложе и щедрей она, ведь без мам не может наступить весна».
– Во городе Вифлееме, что со вечера Звезда восходила, со полуночи она воссияла. Что Пречистая Богородица Христа Бога породила, в пелены спеленала да в ясли Его положила.
– Приходили к Христу персидские цари, — присоединилась бабушка Клава.
– А, как их звали? — спрашивает Леночка.
– Гаспар, Мельхиор и Валтазар.
– Приносили честные дары. Говорит Христос Бог: «Мне не дороги ваши дары, Мне дороги ваши души».
– Ой, Звезда, какая большая!
– Рождественская, можно за стол садиться.
– Папа! Там дети со звездой идут, Христославные песни поют.
– Надо им конфет дать, сейчас… – говорит бабушка.
Дети начинают оттаивать. Щёки горят огоньком. Звезда серебряная в руках мальчика сияет.
– Можно вам колядки пропеть?
– Пойте, только так, чтобы душа возрадовалась, — отвечает бабушка.
Маленькие певцы запевают:
«Добрый вечер всем вам, добрым людям здравия!
Радуйся! Ой, радуйся Земля! Развесёлый Божий Сын народился. Пусть святкует с нами вся наша семья родная. Радуйся! Ой, радуйся Земля! Развесёлый Божий Сын народился. Застилайте столы да всё скатертями. Радуйся!.. А за те колядки дайте шоколадки… А на том на слове бывайте здоровы!»
Бабушка одаривает певцов: «Молодцы, пташки. Возьмите конфет за то, что талант свой в землю не зарыли, а нам подарили, приумножили».
Мальчик благодарит и поёт: «Маленький хлопчик сел на снопчик, в дудочку играет, Христа прославляет. Пришла коляда накануне Рождества. Дайте коровку — маслену головку, открывайте сундучки, вынимайте пятачки. Пусть Христос даст тому, кто в этом дому, чтобы вам жилося, богателося, здоровелося».
– Отец, неси детям по денюжке.
– Вот вам детки грошики, чтоб были хорошеньки.
– Благодарим, пойдём к другому двору.
Гости поднимаются по лестнице, вкруг стола большого рассаживаются. Бабушка достаёт из печи Рождественский пирог. Запах такой, что не можем дождаться, когда же она обойдёт с ним вокруг стола:
«Как во нашем дому печка истоплёная, блины испечёные, каравай состряпаный. Эдакий высокий, эдакий широкий, эдакий низенький, эдакий узенький. Кто изюминку найдёт, к тому счастье придёт, каравай, каравай, Рождество скорей встречай».
Пирог горячий, но хочется скорей съесть его, вдруг найду свою изюминку, так хочется быть счастливой.
– Ну что? Не нашла, Ладушка, денежку? Не переживай, порадуйся тому, что у тебя есть.
– А что у меня есть? — спрашиваю я шёпотом.
– Радостное детство, любящая семья и голос. Спой нам песенку.
Начинаю мяться, сомневаюсь, что у меня есть голос, вдруг не понравлюсь самым любимым людям — ответственно. Наконец преодолеваю страх и пою:
«Все люди на большой планете должны всегда дружить, должны всегда смеяться дети и в мирном мире жить. Должны смеяться дети и в мирном мире жить».
– Кто тебя выучил этой песенке?
– Ольга Николаевна Ионова.
– А кто автор?
– Чичков Юрий.
– Хорошая песенка детская. Только слово «должны» смущает.
– Радость — это нужное состояние души, трудно без неё жить. «Радоваться жизни самой, радоваться вместе с тобой…» – поёт мама.
Папа встаёт и, поднимая бокал, читает стихотворение:
«Друзья! Настал и Новый год!
Забудьте старые печали,
И скорби дни, и дни забот,
И всё чем радость убивали;
Но не забудьте ясных дней,
Забав, веселий легкокрылых,
Златых часов, для сердца милых,
И старых искренних друзей.
Живите новым в новый год,
Покиньте старые мечтания
И всё, что счастье не даёт,
А лишь одни родит желанья!
По-прежнему в год новый сей
Любите шутки, игры, радость
И старых искренних друзей.
Друзья! Встречайте Новый год
В кругу родных, среди свободы.
Пусть он для вас, друзья, течёт,
Как детства счастливые годы!» (Д. Веневитинов)
Все улыбаются: «Ура! Здрав буди русский род, здрав буди рассейский народ».
Встаёт мама. У неё в руках открытка, сделанная своими руками: «Иван Бунин. Вечерний ангел».
«В вечерний час над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезёй эфирной,
Вечерний ангел пролетал,
Он видел сумрак предзакатный,
Уже седел вдали восток…
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребёнка голосок.
Он шёл, колосья собирая
И васильки, и пел в тиши,
И были в песне звуки рая
Невинной, неземной души.
«Дитя, — сказал посланник Бога,
И грусть и радость затая, —
Куда ведёт твоя дорога,
И где сложилась песнь твоя?»
Ребёнка взор был чист и светел,
Но он в смущении стоял.
«Не знаю…» — робко он ответил.
«Благослови меньшого брата, —
Сказал Господь, — благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!»
И осенил дитя с улыбкой
Вечерний ангел, — развернул
Свои воскрылья в сумрак зыбкий
И на закате потонул.
И, как алтарь весенней ночи,
Заря сияла в вышине,
И долго молодые очи
Ей любовались в тишине.
И в созерцании впервые
Дитя познало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту».
— Красиво, Аидушка, молодец.
– А день-то стал прибывать, — говорит дедушка.
– После Спиридона (25.12) хоть на воробьиный скок, да прибудет дня, — отвечает бабушка.
– А коляда от слова «Коля»? — спрашиваю я родителей.
– Нет, дитя, от слова «коло» — колесо солнечное поворачивается на рост, день всё длиннее становится, вот люди и радуются, что тьма проходит, потому и светлые вечера «Святками» называют.
– Ой, Святки нынче! Надо погадать, — говорит соседка.
– А полотенцем тебя не перетянуть?
Кто-то начинает подтрунивать: «Гадала, гадала, с полатей упала, с полатей упала – на лавку попала. С лавки под лавку, а под лавкой Савка… Матронке целоваться сладко».
– Да всегда, в старину, гадали.
– А ты знаешь, откуда слово гадать в русский язык попало?
– Нет.
– Из Египта. В мифологии богиня Гада судьбу предсказывала, да только всё тщетно, люди от этого счастливей не становились. Любит наш народ всё иностранное.
– Это оттого, что себя не любит, свои корни не ведает. Ровняйся на запад и всё тут, а у нас такие красивые традиции, обряды, праздники.
– Деревня всё это, а на западе культура, мода.
– Да, вы правы, царевна Лебедь не модна, моден Карлик нос.
— Лучше жить поживать да добра наживать, — улыбается папа.
– Лучше песни поиграйте, — говорит мама.
– В « Колечко» давайте.
Мама взяла папу за руку и повела «под воротца» в центр круга.
Все встали в хоровод и взявшись за руки, стали двигаться по часовой стрелке и петь:
«Я качу-мечу золото кольцо да серебряное. За колечком я сама пойду, за собой поведу добра молодца разудалого, развесёлого. Я поставлю его среди горницы, среди новыя. Я заставлю его танцевать, гулять. Потанцуемте веселёхонько. Подарите нам всё подарочки сладки прянички. А милей всего щёчки алые».
Папа целовал маму в щёчку и приговаривал: «Твои щёчки, как листочки, глазки, как озёрышки, сына нет, зато две дочки, наши с тобой зёрнышки».
…Незаметно, как пришла на Савёловский вокзал, садясь в поезд, подумала: «Надо бы сделать Рождественские посиделки с детьми ансамбля «ЛАД», вот и будет преемственность поколений, живая нить традиций».
Как быстро течёт время, словно вода сквозь пальцы. Я уже Светлана Валентиновна — педагог дополнительного образования ЦДТ «На Вадковском». В 1994 году, окончила РАМ им. Гнесиных, стала Лауреатом Всероссийского конкурса молодых исполнителей и во время перестройки была распределена в Центр «На Вадковском». В 2014 году ЛАДу исполнилось 20 лет.
У меня накопился опыт работы с детьми, он отражён в авторской программе «Русская песня — душа народа».
Главное, что я поняла: душа поёт от радости, и, если народ поёт, значит, он жив.
Певец мыслит образами. По утренней траве можно пройти и сказать: «Мокрая, зябко». Можно подумать иначе: «Какое свежее утро, дышится легко, солнце сияет и на траве бриллиантовые россыпи» — от такого образа у певцов тембр голоса становится звонким, свободно летящим, искристым. Как только человек начинает бояться, робеть, сдерживать свои чувства — голос тут же реагирует, становится «приглушённым, хрипловатым». Максимально глухой голос тоже имеет применения для выражения ужаса или таинственности в произведении.
Единую психологическую окраску и тембр-образ можно создать только в результате психологического единомыслия всех участников ансамбля. Для этого нужно искать общие точки в чувстве радости.
Тембр можно изменить, перенося точки упора звуковых волн в твёрдое нёбо, меняя форму рта. Выражение лица, мимика певца влияет на окраску голоса. Форма рта, имитирующяя смех, придаёт звуку весёлый, светлый характер, при опущенных уголках губ, плаксивом выражении лица звучание становится слезливым, при раздутых ноздрях и оскаленных зубах голос делается резким и злым.
Для развития голоса существует прекрасная методика профессоров РАМ им. Гнесиных Н. К. Мешко и Л. В. Шаминой. Я училась у них, но как всё это применить к детям? Дети хотят играть, а не упражняться. Я поняла, что всё нужно включать в игру, сказку.
Мы садимся кругом. Кидаю мячик и спрашиваю, кем хочет быть ребёнок? Он думает и делится со мной своей сокровенной мечтой. Затем я узнаю, какими качествами обладает персонаж, чего герой боится, и начинаю сочинять сказку, дети включаются в процесс и помогают мне. В ткань сценария помещаю народные песни и танцы.
Если герой европеизированный, что сейчас очень часто бывает, благодаря западным мультфильмам и передачам, то учим самые любимые народом песни зарубежья. Запретный плод сладок, я сама с удовольствием включаюсь в процесс и стараюсь максимально понять суть текста, задаю вопросы детям с добром: «А ты понимаешь, о чём поётся в песне?» Начинаю петь вместе с ним, расставляя осмысленные акценты, передавая понимание песни через голос. Ребёнку приходится решать много не понятных для него проблем, и сказкотерапия помогает ему в этом. Потом, когда всё готово, мы собираем посиделки. Родители пекут пироги, чай дымится на столе.
– Уважаемые родители, мы покажем вам сказку, которую сочинили ваши дети, обратите внимание на то, что они этим хотят вам сказать.
В сказке всегда есть место импровизации. Если ребёнок уже решил свою проблему, ему становится скучно, начинает на ходу придумывать, подключая своё творческое начало, то, что ты не подозреваешь.
Педагог держит форму в целом: обычно я выполняю роль ведущей, держа на руках весь сценарий, у аккомпаниатора есть ноты.
Благодаря таким играм, я выстраиваю тембральный образ, через естественно окрашенную смысловую интонацию. Хочу напомнить, что педагог сам должен владеть голосом. Играть нужно искренне с детьми, чтобы они тебе поверили. Не потакать и не противоречить, быть лидером.
Но иногда бывает так, что родители говорят: «Пение – это пустая трата времени. Если ты не победитель, то тебе нечего делать в пении». Да, у нас вся система выстроена на конкуренции, к этому нужно привыкать. Уходить в подполье, чтобы уберечь детей — не вариант, нужно взаимодействовать с миром с любовью. Другое дело, что не всем она нужна, хотят ведь управлять людьми, а это жёсткая конструкция. Но есть ли в ней Любовь к человеку? Возлелеяние гордыни есть. На конкурсы нужно ходить, чтобы окрепнуть и перестать плакать, что не дали приз, не увенчали лестными почестями, а если добился славы, нужно учиться радоваться и делиться с теми, у кого её нет. Да и тем, у кого нет славы, пора перестать завидовать и начать любить, искренне радуясь тому, что дано.
Сейчас такое время, что дети учатся, но не живут в мире беззаботного детства. У детей нет времени пробежаться по васильковому полю босыми ногами и сделать на мансарде дачи родителям спектакль – у них ЕГЭ. Вот что натворил мир взрослых в погоне за прибылью и комфортом. Дети учатся иностранным языкам, компьютеру, лепят из своего тела стандарт, подобный яблокам в магазине: с виду манят, прельщают, а если съешь, то можешь и отравиться — сути самого яблока не найти. ПОДРОСТКИ ВИДЯТ ЛОЖЬ и по мере своего уровня воспитания уходят в субкультуры, опровергающие стандарт, зачастую уродуя своё тело и душу.
Духовную составляющую даёт молитва и Храм, а сок наших с вами чувств: народная песня — душа народа. И ребёнок, для которого родитель непререкаемый авторитет, перестаёт петь, либо поёт зарубежные шлягеры, не зная их сути, а иногда она бывает разрушающей. Не помня своих корней, не прочувствовав сути слов, поют вместе с родителями стремясь к Еврокомфорту, потому что родители сами являются иногда «иванами, не помнящими своего родства». Выросло несколько поколений поклоняющихся евростандарту. Поэтому они ненавидят свою культуру, даже не зная, что это такое. И вот уже и их дети, повзрослев, мчатся на работу в своём автомобиле, пытаясь объехать соседнюю иномарку, ругая всех и расталкивая локтями тех, кто встал у них на пути. Стоило рождаться от живой матери, чтобы превратится в компьютер…
Иногда нужно остановиться и посмотреть: в какую сторону ты идёшь? Практика показывает, что все системы, создаваемые взрослыми, рушатся пред миром детей. «Будьте как дети» — очень правдивое наставление.
А у детей душа поёт от радости.
Фрагмент репетиции ансамбля народной песни «Лад», ЦДТ на Вадковском:
Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. «Батя» выяснил, как растут таланты.
Евгений Викторович Петров – композитор, доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга и папа талантливого и перспективного пианиста Виталия Петрова — о музыкальном воспитании детей.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.