Георгий Гупало без малого 30 лет занимается изданием и распространением книг, автор и руководитель книжного проекта «AnimalBooks» — серии книг о животных, написанных известными людьми для детей. Софья Стебловская постаралась не сгущая краски побеседовать с Георгием Михайловичем об отношении к книге в современной России.
— Несмотря на мрачные прогнозы, бумажная книга не умирает. Как профессионал книжного рынка, как считаете, как это сообразуется с информационной эпохой, когда любую книжку можно найти в Интернете?
— Многие думают, что издатели – люди старомодные, привыкли по старинке печатать книги на бумаге, а все человечество ушло далеко вперед и читают книги в электронном формате. Это совсем не так.
Во-первых, многие наши люди не понимают разницы между издательством и типографией: издатель создает книгу, типография ее размножает. Издатель не производит бумагу, переплетные материалы и не имеет типографий. За все это он должен платить. А потом еще оплачивать склад и доставку книг в удаленные уголки нашей совсем не маленькой страны. Как было бы прекрасно публиковать книги в интернете и не тратить денег на логистику! Простой читатель, где бы он не жил — в Москве, Твери или на Камчатке — может в тот же миг скачать нужную книгу, не переплачивая за бумагу и доставку. Поэтому для издателя электронная форма была бы только в радость, можно сэкономить огромные деньги и силы.
Но, увы, в нашей стране пока не работают механизмы защиты интеллектуальной собственности и более 70% электронных книг в сети размещают пираты. Ни автор, ни издатель не получает от этих публикаций ни копейки вознаграждения. Согласитесь, что если книга создается несколько лет и она востребована, то автор вправе рассчитывать на гонорар за свой труд. У нас же пока принято воровать. И при этом кричать о нашей высокой духовности, моральной исключительности и вселенском превосходстве. Дорогие читатели, прекращайте воровать книги.
Во-вторых, интернет развит не только в России. В Европе и США он появился раньше и люди им пользуются значительно больше. Много лет назад в США был бум на «читалки», некоторые жанры почти полностью перекочевали в электронный формат. Согласитесь, что пользоваться справочником или словарь удобнее в электронным формате. Лет десять назад началось торможение, а в последние годы пошел активный откат назад. Людям надоели модные гаджеты и снова потянулась рука к старой, доброй, теплой, живой книге. Детский сегмент рынка в США демонстрирует вообще невероятную перемену интересов — прирост бумажной книги за последний год составил 25%, такое же падение у электронных. А в целом рост детского сегмента в США составил 17%. Американские дети сейчас активно читают. Причем читают именно бумажные книги. В Европе статистика несколько иная. Там нет стран, где электронный формат перешагнул 15% рубеж. А в самой технологически продвинутой Японии ситуация еще удивительнее — рынок электронных книг не превышает 3%. Не хотят японцы читать книги в таком формате. Бумажные газеты и журналы почти полностью исчезли с прилавков, а книги покупают как и раньше.
Издателю все равно, в каком формате будут читать книгу, главное, чтобы читали. Говорить о том, что весь мир перешел на электронные книги, значит распространять неправду. Не перешел и, судя по последним тенденциям, не перейдет. Падение интереса к книге и чтению есть во многих странах, это действительно большая проблема, но нигде в мире нет такого падения как у нас. По данным ВЦИОМ, уже больше половины россиян признаются, что за год не читают ни одной книжки! Эти люди хотя бы честные, многие стесняются сказать правду.
— А ведь в советское время называли себя самой читающей страной. Как мы дошли до жизни такой?
— Отсутствие рекламы, программы развития чтения, какой-либо государственной поддержки, вообще государственной политики по этому вопросу. У нас повсеместно сложилось отношение к издателям как к коммерсантам: книги — товар, за рекламу товара надо платить. Но книги вовсе не товар, точнее не совсем товар. Это еще и образование, просвещение, воспитание.
И еще – вопрос приоритетов. Совместно с Московским зоопарком мы делаем прекрасный просветительский проект «AnimalBooks». Это не сказки, не рассказы о животных, а самый настоящий научпоп, зоология, поданная в слегка ироничной, веселой форме. Многие звезды участвуют в проекте совершенно бесплатно и с удовольствием встречаются с детьми, выступают, рассказывают про мир зверей. Мы как-то решили устроить встречу авторов с детишками в Московском зоопарке. Создатель легендарного «Ералаша» Борис Грачевский и замечательный теле-радиоведущий Антон Комолов должны были прочитать свои книжки «Я мартышка» и «Я ленивец». Комолов озвучивал ленивца Сида из «Ледникового периода» и всегда его выступления вызывают у детворы бурю восторгов, особенно когда он читает свою книгу голосом Сида. Московский зоопарк, у которого великолепные отношения со СМИ, как всегда позвал журналистов. Всякий раз, когда в Шереметьево или других аэропортах арестовывают контрабандных животных и передают их в зоопарк, журналисты слетаются по первому зову. Тут же все отказались: не формат, книги устарели, они никому не нужны, это глубокое прошлое и вообще платите деньги.
Привозили знаменитого козла Тимура – об этом прокричали 56 СМИ, включая Интерфакс, ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, журналисты всех ведущих телеканалов. Для нашей страны, для нашего народа козел Тимур важнее, нужнее, познавательней, чем рассказ о веселых мартышках и удивительных ленивцах. Если бы Грачевский устроил драку с Комоловым или кто-нибудь, сняв штаны, пробежал по зоопарку – это инфоповод, об этом напишут все. Недели мусолить будут по всем каналам. А когда люди пишут прекрасные книги, и не просто сказки, а просветительские, научно-популярные, то для наших СМИ это не интересно! Разве это нормально? Что с нами происходит? Почему мы стали так падки на грязь?
— Георгий Михайлович, вы очень давно на книгоиздательском рынке. Все наблюдали в динамике. Несколькими штрихами можете описать, как сейчас все обстоит в этой сфере?
— Падение книжного рынка в России продолжается уже много лет. Официально есть прирост 2%, но это в денежном исчислении – за счет того, что растут цены. По количеству проданных книг падение около 17% за год.
Во многом это связано с отсутствием хоть какой-то поддержки со стороны государства. Во многих странах власть понимает, что в стране, где народ образован, можно достичь больших успехов в росте ВВП. А у нас сейчас важнее не хорошо образованный профессионал, а лояльный, послушный, угодливый человек. Карьеру делают не профи, а те, кто больше кричит в поддержку власти или безропотно выполняет любые даже глупые распоряжения.
Мы сейчас дошли до того, что количество книжных магазинов в стране сравнялось с дореволюционным периодом, когда 95% населения не умело читать и писать. Только тогда 95% не умело, а сейчас – не хотят.
Некоторые газеты, журналы, телекомпании, театры, причем, частные, коммерческие, получают сегодня огромные государственные дотации. Государство считает, что за пропаганду надо доплачивать. Никто и не спорит. Но почему не надо помогать тем, кто занимается воспитанием или образованием? Почему на поддержку одного телеканала государство выделяет 28 миллиардов рублей, а на поддержку всех книгоиздательств в стране всего 100 миллионов? В чем смысл такой государственной политики?
— У нашего государства нет пиетета по отношению к тем, кто издает книги.
— А в коммунистическом Китае глава ассоциации книгоиздателей и распространителей имеет статус члена Политбюро ЦК. Китай понимает важность и нужность книги.
Ведь книга – это не только художественная литература. На самом деле, во всех странах на первом месте по продажам учебная литература и нон-фикшн. И в тех странах, где наблюдается экономический рост, мы видим прирост и на книжном рынке. Например, и Китай, и Бразилия каждый год показывают 20-25-процентный прирост книжного рынка. Долгие годы Китай был закрыт, а теперь открывает для себя целые миры – юриспруденции, медицины, экономики, строительства и так далее. Во всех этих областях знаний на Западе есть огромные пласты книг, изучение которых дает технологический прорыв в развитии. И Китай сейчас с жадностью поглощает все, что было издано в мире.
Другой пример – Швеция. Книжный рынок там частный, есть две конкурирующие коммерческие компании, много лет зарабатывающие на книгах. Но государство обратило внимание, что детские книги стали продаваться хуже. Казалось бы, это забота книжных коммерсантов — издателей, книготорговцев, почему государство должно влезать в частный бизнес, но шведское правительство посчитало иначе – и появилась программа по популяризации литературы среди детей и подростков. Теперь прирост – 20%.
В США такая программа есть в каждом штате, например, есть даже программы, ориентированные отдельно на развитие чтения среди мальчиков, и так далее. Как уже говорил, в прошлом году – прирост продаж составил 17%. Это говорит о правильной государственной политике.
Для сравнения: одна и та же книга (не буду называть) у нас выходит тиражом до 2 млн экз., а в США – 63 млн.
— «Гарри Поттер», конечно?
— Не в этом дело! Просто оцените масштабы!
— В мире много классной детской литературы, и российские издательства сегодня переводят и выпускают книжку за книжкой, по ним ставятся спектакли в московских театрах…
— Да, много прекрасных детских книг выходит во всем мире! Но наш книжный рынок до того карликовый, что по оценкам западных издательств, мы находимся на уровне слабых африканских государств. Оборот книжного рынка в России – 600 миллионов долларов, Германии – 11 с лишним млрд евро. В Германии – 80 миллионов населения, у нас – 146! Цены на книги сейчас примерно одинаковые.
— Но у нас же проводятся прекрасные выставки, не протолкнуться — в ЦДХ осенью, на Красной площади в июне.
— Если приедете в любую книжную страну, то увидите, как выставки там проходят. Ладно Германия, Франция или Англия. Вот в нашей братской Сербии главная книжная выставка посещается таким же количеством людей, как и главная книжная выставка в России – на ВДНХ! Только помните, что во всей Сербии – 7 млн, а в одной Москве – 15. Про оборот вообще молчу: когда мне сербские издатели сказали, сколько зарабатывают за неделю работы выставки, я чуть сознание не потерял – у нас крупнейшие издательства с километровыми стендами столько не продают! В Белграде книжные магазины один на другом стоят.
— То есть, у нас читает и покупает книги очень узкая прослойка? И именно она создает очереди на выставках?
— Да. Во Франкфурте-на-Майне в октябре проходит крупнейшая мировая книжная ярмарка. Там 11 павильонов по 2-3 этажа, и только журналистов аккредитуется около 10000. Это главное событие не только города и Германии, а нескольких европейских стран. Туда регулярно приезжают главы государств, на последней были Макрон и Меркель, и каждый по 40 минут говорил о важности чтения в деле культурного сближения народов! На Парижской книжной выставке, где мы были с телеведущей Татьяной Веденеевой, автором книги «Я жираф» серии «AnimalBooks», нам приходилось пробираться сквозь плотную толпу посетителей. Особенно поражает обилие школьников — их привозят целыми классами и дети очень довольны.
— Вы нарисовали просто книжный апокалипсис для нашей страны. А как у нас обстоит дело с детскими издательствами?
— Если есть что-то хорошее в отечественном книжном бизнесе, то это в детской литературе. Тут мы наблюдаем настоящий рассвет. Каждый год появляются хорошие детские издательства, выходят очень красивые книги. Вообще надо сказать, что качество детских книг сейчас высочайшее. Никогда в нашей стране, за всю ее историю не было такого разнообразия. К тому же многие книги так прекрасно оформлены и отлично напечатаны. Безусловно, радуюсь этому обстоятельству. Но тиражи?! Капля в море.
Средний тираж книг вообще – 2500-3000. Чуть получше детские, там средний тираж 5000. Если книга продается за год тиражом 5000, это считается хорошим результатом. При населении 146 млн.
— Советскую книжку открываешь – тираж 200-500 тысяч. Областное издательство – Саратов или Магадан – выпускало книги тиражом 150 тысяч.
— Да, так и было. Я не поклонник советской власти, но справедливости ради надо сказать, что коммунисты действительно сделали из малообразованной невежественной страны великую державу – научную и ядерную. Но как сделали? Строили школы, университеты, библиотеки и занимались книгоизданием. Дети крестьян и рабочих стали великими учеными, изобретателями, исследователями, совершили прорыв во многих областях науки. И все это произошло исключительно благодаря книгам.
Тиражи, которые были нормой в советское время, сейчас в Штатах, Англии. А у нас – нет, потому что государство полностью отстранилось.
— Ваша серия «AnimalBooks» рассказывает детям о животных от лица известных людей, и это очень успешный проект на рынке. Пару лет назад в классе у моей дочки дети мерились – у кого какие животные есть из этой серии. Расскажите о ней.
— Мне давно хотелось делать книги о животных. Я люблю документальные фильмы о природе, много читаю о животном мире и решил попробовать сделать такую серию, чтобы увлекательно рассказать какие-то малоизвестные интересные факты.
Вот мало кто знает, что муравьи умеют считать шаги, у них два желудка – общественный и личный. Есть бабочки, которые могут унюхать друг друга на расстоянии 11 км. Есть бабочки, которые летят из Южной Америки в Северную четырьмя поколениями! Белый медведь может проплыть 700 км без остановок за 9 дней. У ленивца может быть забитый едой желудок, но он может умереть от голода, т.к. из-за падения температуры с 30 до 20 градусов у него замедляются все метаболические процессы. А вомбат умеет какать кубиками! Как он это делает, никто не понимает!
Лично для меня все перечисленное гораздо интереснее, чем то, что сказал Жириновский, Зюганов или какой-то другой политик. Дело не в именах и названиях политических партий. Вся эта политика рядом с какашками вомбата – ничто! Политики ничего не производят, не приносят никакой пользы обществу, только стравливают и ссорят народы. Но мы их слушаем, а про вомбата или дельфина не хотим. Почему?
Вот я и решил сделать книги про чудеса животного мира. Потом появилась идея пригласить звезд, практически все откликаются с радостью, и большие звезды участвовали в проекте бесплатно, то есть не только писали книгу, но выступают перед детьми, ездят в библиотеки, в другие города – потому что понимают важность того, что мы делаем. Им нравится участвовать в большом просветительском проекте. Тем более, веселом.
— У вас есть книга «Я козел»!
— Да, ее написал директор крупнейшего издательства «РОСМЭН» Борис Кузнецов. А ректор Института Печати написал книгу «Я свинья». Татьяна Устинова, интересная, красивая женщина, прекрасный писатель и телеведущая, не побоялась написать книгу «Я скунс».
— В чем ваша фишка, кроме авторов-селебрити?
— Это настоящий научпоп, не байки. Ребенок узнает, где зверь живет, чем питается, и так далее. Мы готовим серьезную научную записку для автора, а его задача – весело рассказать о том, что его самого поразило, и так, чтобы мы поверили, что его животное – круче всех других зверей! А потом текст и картинки проходят экспертизу Московского зоопарка, это знак качества, на всех книгах стоит печать Зоопарка.
Серия выходит уже 2 года. Издано 35 книг, и все разные – как и те, кто их пишет, кто оформляет. Как кошка не похожа на таракана, так у каждой книги свой автор и художник. Задача художника – сделать книгу яркой и запоминающейся, чтобы маленький читатель влюбился в зверька.
— Тексты, написанные мужчинами, отличаются от женских текстов?
— А как же! Но тут еще вот в чем смысл. Тут собрались личности. Их задача не только рассказать про животное, но слегка очеловечить своего героя. Рассказ ведь идет от первого лица. Каждый вкладывает в описание свой опыт, взгляды на мир, каждая книга написана человеком, у которого большая интересная жизнь за спиной. И это чувствуется в книгах.
Например, Андрей Макаревич. Сколько всего он повидал, с кем только не знаком. У него особый взгляд на живую природу, которую он любит, изучает. Мало кто знает, что он большой фанат змей, еще подростком и молодым человеком их разводил, следовательно, изучал повадки, особенности поведения и пр. Змеи вообще потрясающие животные, посмотрите, как они элегантны, красивы, быстры!
— У меня серпентофобия.
— Надо ломать! Все животные на земле прекрасны и неповторимы. И когда люди, тем более верующие, говорят, что им кто-то не нравится, это неправильно. Ребят, вы тогда признайте, что не все Бог сотворил, или что не все, что Он сотворил, прекрасно! Нет, каждая маленькая букашка, смертельно ядовитый паук, змея или лягушка, обжигающая щупальцами медуза или хищная акула — все они красивы и совершенны. Всех надо любить и изучать.
— А про пауков нет книги? А то арахнофобию тоже надо многим преодолевать…
— Пока нет. А вот еще большой вопрос: кто красивее – кошка или паук? Мы привыкли к кошкам, потому что они живут с нами рядом, ушки, мордочки, лапки нас умиляют, мы готовы их целовать бесконечно…
— У вас как раз живет кот Брюс, которого вам подарил…
— …великий Сергей Юрский. Мы с ним теперь родственники по кошачьей линии…
Но ведь паук тоже прекрасен! У него гениально продуманное тело, включая наружный скелет, способность делать паутину. Надо увидеть красоту во всем!
— Много людей отказывались участвовать в серии?
— За все время только два. По поводу одного я сразу лоб перекрестил и сказал, ну и слава Богу! Он из круга известных писателей, которые думают только о войне и убийствах. Он сказал, что ему вообще неинтересны книжки для детей, сейчас не время ими заниматься.
— А БГ? У него-то как раз песня есть «Я – змея»!
— Да, первая реакция у всех на книжку Макаревича: это же тема БГ. Но Борис Борисович не любит участвовать в сериях, он всегда один.
— Ваши книги можно читать вслух с детьми?
— Мне нравится позиция писателя, драматурга, педагога и телеведущего Андрея Максимова, автора книги «Я лев». Он подметил, что наши книги как раз хорошо читать вместе, родителям с детьми, чтобы и рассказ обсудить и картинки вместе порассматривать.
Вообще в наших отношениях с детьми крайне не хватает такой формы, как совместное чтение книг. Обязательно надо читать сообща, а потом обсуждать книги, фильмы, спектакли…
— Как описывали вам свои ощущения авторы книг?
— У всех хорошие положительные отзывы. Некоторые даже ассоциируют себя с героем и даже представляются «Я жираф», «Я мартышка», «Я свинья». Несколько человек не справились с работой, просто не смогли. Тоже не буду называть имена, это очень знаменитые и прекрасно пишущие люди. Но сделать детскую книжку сложно. Взрослую намного легче.
— Человек может не любить детей, а писать для них, например, как Хармс?
— Тут вопрос не в любви к детям, а в определенном таланте разговаривать с ними. Конечно, идеально, когда и талант, и любовь к детям, как, например, у Чуковского.
— Ну, Чуковский – это «наше все» для детей!
— Титанище! И как личность тоже. Всем советую читать его дневники, чтобы понять насколько он был глубокий, мудрый человек.
Прошло 30 лет, как нет советской власти, а Чуковский у нас до сих пор на первом месте по продажам. Больше «Гарри Поттера». Самый продаваемый автор в России! Но я не могу сказать, что это хорошо. Потому что каждая эпоха должна рождать своих чуковских.
Они, может быть, и есть. Сидит в какой-то дыре большой писатель и пишет в стол, а мы про него и не знаем. Ведь, поймите, таланта надо раскрыть, звезд создают. Чуковский во многом был сделан – советскими высококлассными редакторами, всей работой издательства. Пока человека равного Чуковскому нет, но у издателя нет и возможностей вытолкнуть подобного автора на рынок. Сейчас есть потрясающие художники, но кто из них стал звездой, как Чарушин, Васнецов или Сутеев? Если уезжает за рубеж, как Спирин, то у него хотя бы есть шанс состояться, работать и нормально зарабатывать иллюстрациями. Мы же не можем сейчас платить художнику реальную цену. Иначе книги будут в разы дороже, и тогда еще меньше людей сможет их купить.
Если мы сейчас заглянем в отдел детской литературы в любом книжном, то увидим, что 40% книг – это западные переиздания, еще 40% – советские репринты. Новинок, новых авторов, новых художников, новых дизайнеров мало. Они есть, но их явно не достаточно. Да и продаются они хуже советской классики. Надо искать и создавать своих Чуковских, Барто, Маршака и пр. Наше время должно родить новых героев, нельзя жить только прошлым. Нельзя идти в будущее с повернутой назад головой.
Папиного дня в общероссийском календаре пока нет, а сказка о нем – есть!
Я бы рано или поздно опустил руки и смирился, если бы не одна мысль. А ведь на самом деле трудно назвать современных детей не читающими.
Хороших книг о врачах много, но мы выбрали лишь несколько, чтобы напомнить, что часто врач — это больше чем профессия.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Благодарю редакцию и героя интервью за раскрытие столь важной темы!!