Эти книги я впервые прочла подростком, а потом возвращалась к ним уже во взрослом возрасте, так что впечатлениями буду делиться и школьными, и взрослыми. Все эти издания интерсны взрослым ничуть не меньше, чем подросткам, поэтому такое чтение может стать общим для всей семьи.
Младший брат моего отца за какие-то учебные или спортивные успехи в подростковом возрасте получил приз – книгу М.Г. Брагина «В грозную пору», изданную в 1969 году. Не знаю, как и почему, но уже через несколько лет (вероятно, когда дядя уже вырос) книга стояла в нашем книжном шкафу. Да-да, та самая книга, написанная Михаилом Григорьевичем Брагиным в 60-е годы и заставившая тысячи мальчишек «заболеть» 1812 годом. Что и говорить про мальчишек, если я, совсем не «сорванец в юбке», а «правильная», уже тогда выраженно гуманитарная девочка, читала эту книгу с огромным интересом и очень ею дорожила… А когда у нас в 5 классе был открытый урок литературы по стихотворению Михаила Лермонтова «Бородино», бережно несла в школу и прикрепляла к стенду вкладки из этой книги, на которых изображались русская и французская армия.
Автор рассказывает о полководцах, о сражениях, о разных этапах войны. Повествование, написанное живым языком, увлекает и воспринимается как художественная историческая проза, обладая при этом и всеми достоинствами собственно исторической литературы для широкого круга читателей. Книга «В грозную пору» издавалась потом ещё не раз, но в последние годы оказалась незаслуженно забытой.
К юбилею 1812 года издательство «Лабиринт» выпустило новое издание этой книги. Текст претерпел некоторые изменения. Это издание дальше от художественного произведения и ближе к энциклопедии: меньше «лирики» и больше фактов, уточнений сведений о количестве войск. Это нужно помнить и учитывать вкусы и особенности восприятия конкретного ребенка (выбираем ведь чтение на лето, а не обязательную литературу).
В целом же книга очень хороша. В ней множество дополнительных материалов: объемные и панорамные страницы, «кармашки», маленькие вложенные книжечки, карты, схемы сражений, портреты и биографии полководцев, исторические документы, форма разных видов войск русской и французской армии. В общем, сюрпризы (интересные и полезные) на каждой странице. Современное оформление книги создано со вкусом. Каждая карта, каждая таблица, каждая вкладка на своем месте и сделана с учетом особенностей детского и подросткового восприятия.
При всём внешнем великолепии и «интерактивности» книга осталась в первую очередь книгой. На мой взгляд, это очень важно. Подчеркну: это настоящая книга, т.е. не несколько абзацев текста, а остальное – иллюстрации и «секреты», «кармашки» и т.п., а много хорошего, качественного текста, доступного школьнику. Создатели книги (спасибо им!) не превратили книгу в настольную игру, пусть и интересную и полезную. Издание нужно читать, вчитываться, находить сведения. Содержание здесь очень качественное. Книга сочетает в себе и научность (доступную подросткам), и доступность изложения, и наглядность.
Современное издание можно как читать всё сразу, следуя за авторской мыслью, так и изучать фрагментарно, рассматривая отдельные карты, схемы, периоды. Даже если у вас только девочки, которые «про войну» читать не любят, издание не будет лишним в доме: знать об Отечественной войне 1812 года хотя бы в рамках школьной истории должен каждый, а эта книга помогает получить эти знания в интересной форме. А уж мальчишки, особенно не очень избалованные подарочными изданиями, сначала замирают в восторге, потом увлекаются всерьез и надолго.
Мы говорим о летнем чтении, поэтому стоит учитывать, что издание подарочное, довольно большое по формату. Читать его удобнее за столом, тем более может понадобиться пространство для раскладывания карт, вкладок и т.п., поэтому это не книга в дорогу. Представить школьника с этой книгой в руках на пляже, на траве на лугу или на сеновале тоже сложно, к тому же издание это не самое дешевое, такое жалко испортить небрежным обращением.
…Чуть более 20 лет назад я взяла из домашнего книжного шкафа весьма потрепанный двухтомник. Книга эта к тому времени давно стала библиографической редкостью, потому что издавалась в 1959 году, тираж давно был раскуплен, а в библиотеках зачитан до дыр. Благодаря неравнодушному библиотекарю книга к нам в дом и попала. Пользующийся любовью читателей двухтомник был потрепан настолько, что его списали. Но рука библиотекаря не поднялась отдать эту книгу на переработку, и двухтомник с отрывающейся обложкой и рассыпающимися страницами отдали кому-то из моих родных.
Речь идет о книге Валерия Язвицкого «Иван III – государь всея Руси». Именно с этого издания мой интерес к родной истории стал по-настоящему глубоким и постоянным.
В настоящее время книга переиздана. Издательство «Альфа-книга» выпустило её в серии «Полное издание в одном томе». Главный герой романа – князь Иван III, управлявший страной несколько десятилетий. Именно в годы его правления произошло множество важных исторических событий: объединение значительной части русских земель вокруг Москвы, освобождение от ордынской зависимости (знаменитое стояние на Угре 1480 года), принятие Судебника, ряд реформ и др.
Повествование начинается с момента, когда будущий князь Иван и его младший брат Юрий – дети дошкольного (в современной «терминологии») возраста, и заканчивается концом земного пути Ивана III. Книга увлекает и при этом совершенно незаметно и «между делом» помогает запомнить имена исторических лиц, события, реалии. Имена большого количества родных и современников Ивана III я когда-то запомнила в гораздо большей степени благодаря этой книге, чем учебникам. В учебнике о них было немного (если вообще было) и сухо, а на страницах этой книги они были живыми и интересными.
Автор старается не отходить от исторической достоверности. Повествование ведется в духе основной исторической линии укрепления государства во главе с Москвой. Позиция автора-повествователя в книге промосковская, и Иван III – герой положительный, поэтому все не до конца ясные моменты истории решены в пользу Ивана III, и он, конечно, несколько идеализирован.
Хочу отдельно подчеркнуть, что при издании произведения в двух томах тома были весьма объемными. «Альфа-книга» издала в одном томе, поэтому книга ещё более объемная, шрифт довольно мелкий. С одной стороны, одну книгу удобнее брать с собой в поездки, и такой одной книги может хватить надолго; с другой – книга не самая легкая по весу (но и не чрезмерно тяжелая).
Из опыта общения с подростками и их родителями знаю, что некоторым сложно решиться на книгу такого объема и масштаба. И здесь рискну предложить совершенно «непедагогичный совет»: хотя бы начать читать книгу и не дочитывать, если устал, понял, что «не тянешь», что воспринимать сложно. Дело в том, что первые части более увлекательны по сюжету, т.к. написаны о ребенке, о юноше, о молодом человеке. Последние же и посвящены не самым известным подросткам проблемам, и не содержат такой динамики, и могут оказаться сложноватыми из-за затронутых в них политических и т.п. событий тех лет. Поэтому, даже если подросток книгу пока не дочитает, главную свою роль книга выполнит: подскажет столько исторических имен, расскажет о стольких событиях, что останется только снова и снова возвращаться с интересом к изучению родной истории в разные годы. Если же дочитает и пока поймет далеко не всё, значительная часть исторической информации всё равно будет усвоена и в дальнейшем поможет создать более полную историческую картину. Можно предлагать школьнику возвращаться к книжке каждое лето: человек взрослеет, больше узнает, больше способен воспринять.
…Сергиев Посад тогда совсем недавно снова стал Сергиевым Посадом (пробыв несколько десятилетий Загорском). Восьмиклассники одной из московских школ вместе с несколькими родителями и, возможно (точно не помню), учителем приехали на экскурсию в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. С собой были небольшие суммы денег, и большинство ребят что-то себе выбрали, в основном сувениры. А одна девочка купила (по-моему, на лотках перед Лаврой) книгу Дмитрия Балашова «Похвала Сергию». Насколько я знаю, эта повесть, посвященная детским и юношеским годам Сергия Радонежского, к сожалению, больше не издавалась. Между тем, это одно из лучших произведений для подростков.
Девочкой, выбравшей книжку, была я, и с тех пор в течение нескольких лет я старалась прочитать все произведения Дмитрия Балашова, какие мне только удавалось достать. Сначала брала в библиотеке всё, что там можно было найти из написанного Балашовым, а потом смогла собрать почти все книги в домашней библиотеке.
Главный труд писателя – цикл романов «Государи Московские». Он представляет собой историческую художественную хронику, охватывающую период нашей истории со времени кончины князя Александра Невского (1263 год) до первой четверти XV века. В цикл входят романы: «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени», «Отречение», «Святая Русь», «Воля и власть», «Юрий». Наверное, это самые лучшие художественно исторические произведения о русском средневековье, какие я читала. Романы можно читать как целым циклом, так и по одному.
Названный период насыщен историческими событиями, основные из них отражены на страницах романов, читатель узнает о жизни княжеств, об особенностях быта и нравов сословий, облике, характере сотен людей, в том числе оставивших след в истории. Найдена замечательная форма повествования, позволяющая дать живой интересный сюжет и множество исторических реалий. В романе дана история княжеской ветви (нескольких ветвей) и история самой обычной семьи, в которой есть примерный ровесник князя. Усобицы, набеги, эпидемии, переходы, изменения показаны через их отражение на судьбах разных поколений обычных людей тех лет. Значительную часть героев Дмитрия Балашова читатель «знает» с детства и проходит с ними их жизнь до старости (или до их гибели). Суровые реалии времени (большая смертность, потери, многократные набеги, разорения, междоусобицы) на страницах романов отражены, сложность времени показывают, но в то же время не нагнетают ощущения полной безысходности и беспросветности. Поэтому книги можно предлагать и чувствительным, эмоциональным, склонным к сильным переживаниям подросткам.
О средневековом периоде истории нашего государства достоверных, абсолютно «доказанных» данных намного меньше, чем хотелось бы, а о некоторых аспектах, событиях, деятелях и совсем мало, поэтому любой автор, пишущий книги об этом времени, неизбежно будет что-то додумывать и развивать. У Балашова герои получаются естественные, живые. Веришь им и веришь, что всё могло быть именно так. Помню, как в юности удивлялась, когда автор довольно рано «убивает» одного из своих героев: я была почти уверена, что этот персонаж и дальше должен был бы идти через повествование. Ряду перипетий, известных по нескольким словам из исторических источников, писатель предлагает психологическое объяснение, они обрастают деталями на страницах книг.
При этом Дмитрий Балашов не всегда строго придерживается исторической точности: всё-таки это романы, а не хроника. В частности, в послесловии к одному из романов он сам пишет, что «уморил» некоторых исторических персонажей раньше, отступив от исторической точности.
Цикл романов «Государи Московские» переиздавался (насколько я знаю, неоднократно) и сейчас, например, читателям доступны книги, выпущенные издательством «АСТ».
Моя школьная подруга (когда мы были примерно в 6-8 классе) как-то совершенно серьезно сказала: «Я хорошо знаю историю Франции: я всего Дюма перечитала». Конечно, названные выше авторы не Александр Дюма, а их произведения к исторической достоверности ближе, чем произведения французского романиста, но всё же не стоит путать исторические романы и повести со строго историческими источниками, и читаем мы их никак не вместо учебника.
Их роль не хуже и не лучше, она иная: помочь читателям заинтересоваться родной историей, ощутить «изнутри» разные исторические периоды и получить настоящее читательское наслаждение от чтения высококачественных текстов. А лето – прекрасный период отпусков и каникул, когда все мы меньше загружены обязательными занятиями и можем больше времени уделить чтению, в том числе весьма объемных (и очень интересных) книг.
Папиного дня в общероссийском календаре пока нет, а сказка о нем – есть!
Я бы рано или поздно опустил руки и смирился, если бы не одна мысль. А ведь на самом деле трудно назвать современных детей не читающими.
Хороших книг о врачах много, но мы выбрали лишь несколько, чтобы напомнить, что часто врач — это больше чем профессия.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.