Музей хлеба. О даре неба и земли

Какой пирожок можно сравнить с рубашкой? Кто такой колобок и что такое сусеки, по которым скребла бабка? Какое приданое для девушки считалось самым драгоценным?* Это и многое другое о хлебе, о традиционной русской еде вообще и о русском быте можно узнать в Музее хлеба. Он расположен в Измайловском кремле, центре русской культуры, созданном по соседству со знаменитым «Вернисажем».

 

О ценности и цене хлеба

 

Экспозиция главного зала музея одновременно напоминает и русскую избу, наполненную всевозможной утварью, и амбар с зерном, и старинную пекарню. Здесь наглядно показано, как традиционная культура и традиционный быт строятся «вокруг» хлеба. Это неплохо бы знать современным детям, многим из которых вовсе непонятно, почему в нашей стране слово «хлеб» — почти сакральное, почему хлеб и еда – синонимы.

muzei_hleba_008

Дети, вероятно, удивятся, как удивлялись путешественники, в старину бывавшие на Руси: сколько же хлеба ели наши предки! Но тогда их спросят, а в чём же ещё черпать силу для тяжелой физической работы в нашем климате? Малышне напомнят сказку про сороку: почему наказала ленивого птенца и не дала ему каши? Сначала потрудись на славу, заслужи свой кусок: дров наколи, печь натопи, воды натаскай. И представь, каково это всё в реальности, как тяжел этот труд. А школьники постарше, может быть, вспомнят и биологию: что же является основным «топливом» для нашего организма – белки, жиры или всё-таки углеводы? Причем, топливом почти в прямом смысле этого слова: ведь в наших широтах пища должна не только насыщать, но и согревать.

 

На первый взгляд, Музей хлеба похож на обычный этнографический или краеведческий музей: вот этим пахали наши предки, вот этим молотили, вот в этом пекли. Но если вести речь не только о вещах, но и о смыслах, если периодически огорошивать посетителей вопросами, то даже такая привычная вещь, как хлеб, становится предметом интереса и уважения. И быть может, тогда внук наконец-то поймёт бабушку, которая периодически делает ему замечания за игры с хлебом – ему-то невдомёк, каким счастьем в её послевоенном детстве была теплая и мягкая горбушка!

Руководитель Музея хлеба Григорий Ермилов проводит мастер-класс

Руководитель Музея хлеба Григорий Ермилов проводит мастер-класс

О том, что ценой куска хлеба могла быть и жизнь, напоминает нам наша история. Недавно в музее открылась ещё одна комната, правда, не такая радостная и не такая «сытная», как остальные залы.

 

«Мы подумали, что нам нужно раскрыть блокадную тему, невозможно в России говорить о хлебе и не сказать о блокаде, о войне — говорит руководитель Музея хлеба Григорий Ермилов. — Нам важно показать, что такое те самые 125 грамм хлеба, которые были едой на весь день. Кроме того, мы восстанавливаем, если можно так сказать, «рецепты» блокады, например, что такое хлеб из еловых иголок и лебеды — об этом сохранились воспоминания».

muzei_hleba_006

Модное новое или древние рецепты?

 

Далеко не все экспонаты традиционного русского быта так уж далеки от нас по времени. «Пожилые посетительницы иногда охают: да я же такую в детстве крутила, а в такой отбивала гречку для запарки, — говорит Григорий Ермилин, указывая на ручные мельницы и ступы – экспонаты конца 19 – начала 20 века. – И в этом месте мы на примерах можем поговорить с ними о том, насколько мудры были наши предки, о том, что в своих бытовых решениях исходили из соображений не только удобного, но и полезного. Как с той же гречкой — ведь для сохранения множества микроэлементов ее необязательно варить, а можно отбить и залить кипятком».

 

Сейчас во многих семьях хлеб не только перестал быть «всему головой», но даже и утратил своё место на столе из-за диетических соображений. В то же время, у модных новшеств часто есть древние корни: тот хлеб, который сейчас преподносится как полезный – из ржаной муки, из муки грубого помола, со множеством микроэлементов, испокон веков был основой основ русского стола.

 

«Мы часто начинаем нашу детскую экскурсию с рассказа о Бабе-яге, которая толкла зерна в ступе, — говорит Григорий Ермилин. — Она же заботилась о своём здоровье, ела хлеб не из перемолотой и отбеленной муки, как мы с вами. Тут мы открываем детям, что изначально в фольклоре эта дама была не злодейкой, а доброй лекаркой, а значит, знала толк в полезных веществах: тех самых витаминах B6, B12, клетчатке, микроэлементах, ради которых сейчас люди покупают дорогой зерновой хлеб грубого помола».

 

И дальше следует увлекательный рассказ о том, какой хлеб и почему традиционно пекли на Руси. Как основной культурой была не капризная пшеница, а более неприхотливая рожь, то и основным хлебом был вовсе не белый пшеничный каравай, который выпекался в дни особых праздников, а ржаной, то есть черный «кислый» хлеб, содержащий, кстати, именно нужные в наших широтах витамины.

muzei_hleba_002

Любопытно, насколько сильной оказывается генетическая память и в вопросе вкусовых предпочтений. Высшие сословия могли себе позволить много аппетитной выпечки, но дворянину Пушкину во время путешествия по Кавказу не хватало именно родного ржаного хлеба: «Дорого бы я дал, за кусок русского черного хлеба, который был им {туркам} так противен», — писал он в «Путешествии в Арзрум».

 

Хозяйке на заметку

 

Конечно, в рассказе экскурсовода хлеб – это и обобщенное понятие еды, которая даже и в простых семьях была разнообразной. Достаточно мельком заглянуть в «Домострой», в котором не одна и не две главы посвящены столу. Перечень блюд, которые хорошая хозяйка должна если не готовить сама, то хотя бы знать, как приготовить, занимает целые главы. Хлеб же среди них на почетном первом месте:

 

«Да и сама хозяйка должна знать, как сеять муку, как квашню затворить и замесить, и хлебы скатать да испечь, и пышные, и кислые, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала бы при том сколько муки возьмут, и сколько испекут…»

 

И чего только нельзя было приготовить из этой муки: здесь и караваи — с зайчатиной, блинчатые и сдобные, пироги — с репой и кашей, с визигой и грибами, с маком и горошком.

muzei_hleba_007

«Не все из старинных русских рецептов канули в прошлое, есть хозяйки, которые до сих пор месят тесто так, как их научили бабушки в деревне, есть шеф-повара в ресторанах, которые реконструируют старинную кухню, например, рыбные супы с молоком или блюда из репы, — говорит Григорий Ермилин. – Или, например, сейчас популярно готовить в мультиварках. А что такое русская печь, как не древняя мультиварка? Мы стараемся построить наши экскурсии так, чтобы они были интересны именно современному человеку, ребенку, окруженному и опутанному различной техникой».

 

Просто показать чугунки или формы для пряников – это одно, а вот, к примеру, попросить найти среди экспонатов аналог современного миксера или опробовать ручную мельницу – и экскурсия превращается в увлекательную игру.

muzei_hleba_005

И обязательно «мозговой штурм»: почему на поля с озимыми, не боясь, выпускали скот или почему хлеб зачастую пекли ночью? Какая улица в Москве посвящена «хлебным мастерам» и какие вообще «хлебные» профессии существовали в России?

 

На любой вкус: от философии до лепки пряников

 

Конечно, у каждой группы свой интерес. Кому-то важно познакомиться со всем многообразием русской кухни, кому-то узнать всю «технологию» выращивания и обработки зерна, а кому-то понять, почему так «хлебоцентрична» наша культура, как события, связанные с выращиванием и приготовлением хлеба, связаны с православными датами и как бы «сопровождаются» святыми. Например, торжественность дня жатвы можно сравнить только с церковным праздником – этнографы отмечают особую одежду в этот день, песни, которые пели крестьяне во время работы. И при всём уважении к своему труду: «Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе», есть и такое: «Не земля хлеб родит, а небо». Можно продолжить и дальше: ведь для наших предков хлеб означал жизнь, и неслучайно именно эти два слова так тесно переплетены в христианстве.

 

И даже заглянув в народные сказки, мы заметим главенство хлеба. Ведь в трактовке исследователей любопытный колобок не просто лакомство для бабки и деда, а символ позднего долгожданного ребенка, «последыша», последней надежды.

 

Но пока взрослые размышляют о глубинных подтекстах народной культуры, кому-то – понятно кому! – надо обязательно попробовать всё на зуб. Но тогда уже так: отведал пряника печатного – лепи вместо обгрызенного свой собственный. В музее проходят мастер-классы по изготовлению и украшению этого праздничного угощения. И здесь опять история за историей: почему к празднику обязательно — пряник, сколько килограммов он может весить, откуда взялся в известной пословице кнут и какая среди пряничных досок — поддельная.

muzei_hleba_001

Сделать своими руками гостям музея предлагают не только пряники, но и каравай по старинным рецептам. Получится или нет – зависит не только от сноровки, но и от настроения – когда печется хлеб, в доме не место раздорам и всяким недобрым чувствам. В музее им тоже не место: здесь только добро и уважение к тем, кто трудился и трудится ради урожая и каравая.

muzei_hleba_003

*Отгадки:
Какое приданое для девушки считалось самым драгоценным? (закваска для хлеба)
Что такое сусеки, по которым скребла бабка? (место в амбаре для хранения муки или зерна)
Какой пирожок можно сравнить с рубашкой? (расстегай)

 

 



    Автор: Дарья Денисова, 10 июня 2016 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    В качестве небольшого рождественского подарка публикуем рассказ Дарьи Новаковой из сборника «Рождественский ковчег».

    У Алексея Коровина есть обучающий курс о том, как стать топ-менеджером, а в этой книге он ставит перед читателем совсем другие вопросы.

    В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.