«Наше Рождество подходит издалека, тихо», – вспоминал Иван Шмелев Праздник своего детства. Это не то, что в современном мире – тихое радостное ощущение теряется в шуме большого города и больших скоростей. Как же воссоздать настоящую зимнюю сказку?
Рождество – что это такое для ребенка? Да, он знает, что в этот день родился Христос, что перед этим днем положено долгое время поститься, а накануне и утром идти в храм. Но что же в этом чудесного и сказочного? Издавна ребенок черпал знания и волшебные предчувствия праздника из святочных историй, которые обязательно рассказывались или читались, когда вся семья собиралась вместе в эти дни. А теперь? В сочельник мама занята готовкой праздничного стола, у папы тоже какие-то дела, а на святки выпадают рабочие дни. Малышу остается только смотреть телевизор в свободное время… Но если у родителей не хватило времени вместе с ребенком почитать святочные истории, пусть тогда хоть телевизор принесет какую-то пользу. Давайте попробуем составить для малыша тематическую подборку мультфильмов.
Студия «Беларусьфильм» в течение 10 лет – с 1994 по 2004 год выпускала специальную серию, посвященную празднованию Рождества. Среди этих работ есть рассказы о рождении Христа, чудесные истории из прошлого, произошедшие в праздник, и даже современный святочный рассказ.
Автор идеи Ирина Кодюкова начала этот цикл с экранизации стихотворения Саши Черного:
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Поэт сумел подобрать самые простые, самые доходчивые слова. Вроде бы ничего не происходит, просто собрались звери поглядеть на Христа, но и в самом «Рождественском» стихотворении, и в созданном по его мотивам мультфильме – атмосфера чуда. Хорей Саши Черного и тихие позвякивания колокольчика создают особый сказочный мир, понятный для ребенка и близкий ему. А когда на экране «глупый серый ослик» вдруг «заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине», кажется, что крупная его слезинка упала на пол вашей квартиры…
Вместе с мультфильмом «Рождественское» в 1994 году появилась и другая рождественская работа белорусских аниматоров – «Метель». Режиссер Игорь Волчек взял за основу простую и даже наивную, но очень добрую святочную историю, на рубеже XIX-XX веков записанную священником Дмитрием Булгаковским. Была ли она из жизни батюшки, или же он где-то услышал ее, или придумал сам, но она вполне могла произойти где-то и с кем-то… Дважды встречаются ее герои, но по разные стороны метели. В начале проезжий купец помогает замерзающему во время пурги мальчику, а затем спасенный когда-то мальчик Вася, выросший и ставший архиереем, приглашает погреться к себе в дом обнищавшего купца. И все это в канун Рождества, когда на улице холод, ветер и метель.
Еще в начале прошлого века журналист и фельетонист Влас Дорошевич написал легенду-притчу о том, как ходил по Земле Архангел Гавриил, посланный Господом, чтобы принести весть о рождении Спасителя, и все не мог найти семью, в которой бы эту весть приняли с радостью. Царю было жаль своей власти, богачу было жаль своего золота, бедняку надо было думать о делах насущных – всем было не до воцарения на Земле мира и любви. Эта легенда и легла в основу десятиминутного мультипликационного фильма рождественской серии «Притча о Рождестве».
А вот «Удивительный ужин в сочельник» – это уже современная история, из детства самой создательницы этих замечательных мультфильмов Ирины Кодюковой. Мама и сын готовятся к Рождеству, высматривают первую звезду, ждут, когда прилетит из командировки папа, но его рейс отменен из-за непогоды… Ребенок роняет и разбивает банку сметаны и решает позвать дворовых голодных котов на этот «удивительный ужин». Но главное в этой истории не сюжет, а настроение праздника, которое с экрана переносится и в дом зрителей, и в их сердца.
Безусловное достоинство серии из семи мультфильмов, созданных на белорусской студии, – техника, в которой почти все они выполнены. Никакой компьютерной графики, никаких новомодных способов – только многоярусная перекладка изображения (эту же технику использует знаменитый режиссер Ю.Норштейн). То есть это мультфильмы, в прямом смысле слова, ручной работы.
И, может быть, именно поэтому одна из самых известных святочных историй «Девочка со спичками» у белорусских художников получилась проникновеннее, чем западный аналог, вышедший на студии Уолта Диснея в 2006 году. В отличие от творческой группы Ирины Кодюковой, добавившей к видению великого сказочника и свои представления, режиссер Роджер Аллерс попытался точно следовать тексту Ганса Христиана Андерсена. Американские мультипликаторы использовали сложное сочетание компьютерных технологий и вручную прорисованных фонов. Эта работа номинировалась на премию «Оскар». И в целом, это довольно красивая и трогательная лента.
Рисованный мультфильм художника и режиссера Михаила Алдашина «Рождество» появился в 1996 году на московской анимационной студии «Пилот». Сюжет опять же не сложный – Ангел бродит по Земле и возвещает всем о произошедшем Чуде, указывая на появившуюся в небе звезду. Для того, чтобы на нее обратили внимание, Ангелу приходится разнимать ругающихся пастухов, будить крепко спящих мудрецов… Ангел здесь жует грушу, иногда спотыкается, но его простота подчеркивает, что он не от мира сего, что он пришел лишь помочь людям увидеть рождение Христа. Есть некоторая апокрифичность в этом мультфильме, но есть и что обсудить, а преимущества перед рождественскими историями «голливудского розлива» очевидны.
Возможно, и взрослые отвлекутся от своих дел и присядут на несколько минут посмотреть какой-нибудь из перечисленных мультфильмов вместе с ребенком – эти анимационные шедевры вполне придутся по вкусу людям разных возрастов. И пусть не в том когда-то существовавшем виде, но все-таки будет хотя бы частично восстановлена старинная рождественская традиция – на святки вся семья собиралась за столом или перед камином, чтобы рассказывать или читать святочные истории…
Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.
Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.
Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.