Как рассказывать детям о святых? Кто это такие и что у них может быть общего с выдуманными героями, любимыми современными детьми? Какие бывают святые и чем отличается их образ жизни от нашего? Журнал «Батя» начинает серию публикаций о Божьих угодниках.
Первое письмо Карлсону я написал, когда мне было 7 лет. Точнее, не написал, а пробормотал по дороге в школу. Друг с пропеллером, с которым можно было путешествовать по крышам и шалить, был притягательной мечтой для любого мальчишки второй половины ХХ века.
В Средние века такими друзьями для детей были святые. Когда мы читаем жития, то часто видим истории о том, как маленький мальчик подражал подвигам древних монахов: не играл со сверстниками, соблюдал пост, носил драную одежду, любил молиться в церкви и подростком даже убегал из дома, чтобы попасть в Иерусалим.
Дети терпели от родителей побои и «домашний арест», но продолжали ходить в церковь, отправлялись в монастырь в 13-14 лет и своими подвигами удивляли взрослых отшельников. Византийские императоры и церковные иерархи неоднократно принимали законы и каноны, запрещающие делать из маленьких детей монахов.
Похожее положение было и на западе. В 1212 году больше 25 тысяч детей до 12 лет отправились спасать Святую землю от неверных. Крестовый поход кончился тем, что большинство юных «воинов» либо погибли, либо стали рабами.
Все эти мальчики и девочки так хотели стать святыми и попасть в Царствие Небесное, что уходили из дома, ссорились с родителями и превращались из богачей в бедняков, отказываясь от наследства или раздавая его нищим.
Больше тысячи лет святые были героями для общества, а люди желали попасть в рай куда сильнее, чем мы хотим ездить на «Porsche» и жить в роскошном доме на берегу моря.
При этом за каждой литургией в церкви верующим напоминали о том, что в ад попасть значительно легче, а из тысячи христиан спасется лишь один.
Но дети и взрослые хотели быть похожими на подвижников совсем не от страха, это был настоящий религиозный энтузиазм, хотя сил на это хватало лишь у немногих.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что святые отличаются от нас только решительностью и способностью откликнуться на встречу с Богом. Большинство из нас не могут каждый день делать зарядку, соблюдать диету, учить иностранный язык, еженедельно ходить в храм. Поэтому мы откладываем свои дела на «потом».
В Средние века многие тоже пытались найти легкий путь в Царствие Небесное: одни, побогаче, жертвовали деньги монахам, чтобы те за них молились; другие до последнего откладывали крещение, чтобы не успеть нагрешить после таинства; третьи искали эффективные молитвы, ходили в паломничества, покупали индульгенции и отправлялись в крестовые походы… И все они хотели, чтобы Бог простил им грехи попутно, по молитвам другого человека или Церкви.
Святые же так стремились соединиться со Христом, так отзывались на Его любовь, что ради этой цели жертвовали своим временем, комфортом, здоровьем и благополучием. Не случайно апостол Павел сравнивал тех, кто желает спастись, с атлетами. «Многие бегут на стадионе, но лишь один получает награду». Святыми чаще всего становились те, кто много «тренировался» (известное слово «аскетика» значит упражнение) и первым «прибежал» к финишу.
Почти все жития сохранили следы решительности как главного качества подвижника. Сергий Радонежский с младенчества отказывался от детского молока по средам и пятницам, преподобный Феодосий Печерский тайно от матери, насильно удерживающей его от ухода в монастырь, носил вериги, многие монахи жили на хлебе и воде, обличали еретиков, воскрешали мертвых и изгоняли бесов (чтобы совершить великое чудо тоже нужна смелость и вера в то, что Бог услышит твои молитвы).
А еще у них было смирение. Это слово сейчас не очень понятно, и мы восхищаемся тем, что известный актер или политик ездит в метро или несколько часов подряд раздает автографы, что он усыновляет детей или помогает больным. Нам кажется это проявлением смирения – звезда не гнушается простых людей, а миллионер носит ботинки за 30 долларов и ходит в джинсах.
Но смирение святых – это совершенно иное.
Средневековые «герои» достигали Царствия Небесного и побеждали дьявола потому, что действительно видели свои грехи и понимали, что их святость, подвиги, решительность – всего лишь слабое отражение Божественной любви.
А вот о том, как по-разному эта любовь проявлялась в людях, мы и поговорим в нашем цикле статей о типах святости.
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.