Когда находишься на Святой Земле, читать Евангелие удивительно легко. Не надо воображать места, где разворачивались евангельские события; эти места перед тобой. Столетия, которые отделяют тебя от времён земной жизни Христа, куда-то улетучиваются: тебе кажется, что Спаситель ходил по этой земле ещё вчера. Недаром её называют «пятым Евангелием».
Давайте предпримем небольшое виртуальное путешествие по этому Евангелию (разумеется, опираясь на тексты основных четырёх), чтобы снова вспомнить о событии, в котором заключается смысл жизни каждого христианина, – о Воскресении Христа.
Многих людей, впервые пришедших в храм Гроба Господня и мало о нём читавших прежде, удивляет, что под его сводами расположена и Голгофа. Кажется, что место смерти и место победы над ней не могут находиться в такой тесной близости друг от друга. Но это так, и мы находим подтверждение этому в Евангелии от Иоанна.
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. (Ин 19:41,42)
Собственно холма или горы, воображаемых нами при чтении Евангелия, мы здесь не увидим. Желая стереть память о Крестной смерти Христа, римляне во II веке почти полностью срыли возвышение. И всё-таки мы можем увидеть голгофский камень и даже коснуться его, проделав путь в 17 ступеней до православного престола, который установлен на самой вершине Голгофы.
И привели Его на место Голгофу, что значит Лобное место. (Мк 15: 22)
Существует несколько версий относительно того, что означает словосочетание «Лобное место». Согласно одной из них, к подножию возвышения, предназначенного для казни, складывали черепа («лбы») казнённых преступников. Согласно другой, своим названием Лобное место обязано специфической – гладкой и округлой – форме, напоминающей форму лобной части черепа.
Существует и третья версия: по одному из древних преданий первый человек Адам был погребён как раз у основания Голгофы. Недаром у подножия Распятия часто изображается Адамов череп. Вне зависимости от исторической достоверности последней версии, её богословский смысл ясен: Спаситель победил грех и упразднил смерть, на которые человечество было обречено после того, как согрешил первый человек.
Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял Тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью – и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин 19: 38-40)
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали (Мк 15: 47)
Мы спускаемся с Голгофы и останавливаемся у Камня Помазания, который мы видим сразу при входе в храм. На этом месте Тело Спасителя умастили (помазали) благовонными маслами и облекли в плащаницу перед положением во гроб. Таков был обычай погребения у иудеев.
За Камнем Помазания в храме Гроба Господня мы видим на стене современную мозаику, изображающую это место таким, каким оно было во времена Христа. Голгофа тогда не являлась частью города и, видимо, представляла собой место пустынное и одинокое. Это отражено в мозаике, на которой показана удалённость Голгофы от иерусалимских стен.
Уже первые христиане почитали это место святым, но приблизительно во II веке, через несколько десятилетий после разрушения Иерусалима, здесь был построен языческий храм, посвящённый богине Венере.
Вот как пишет об этом древний историк Церкви Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина»:
Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы.
По свидетельству того же Евсевия в IV веке император Константин Великий велел срыть созданную язычниками насыпь, и Гроб Господень был вновь обретён верующими.
Тогда святыня ещё представляла собой настоящую пещеру, но в 1009 году мусульмане подвергли её разрушению. Уцелели только погребальное ложе, часть стен и входа.
Гроб Господень заключён под своды часовни, которая называется Кувуклией (в переводе – «опочивальня»). Со времён Константина Великого это уже третье сооружение, возведённое над местом погребения Христа. Нынешней часовне более двухсот лет.
Уже не один век на погребальном ложе — выступающем камне, на котором лежало Тело Христа — помещена мраморная плита (нынешняя плита лежит с 1555 года) – защита от настырных паломников, растаскивавших по кусочку святыню.
Зайти в Кувуклию может каждый верующий, только ненадолго: греческий монах, охраняющий часовню, следит за тем, чтобы паломники не задерживались в ней дольше минуты.
Именно в Кувуклии совершается схождение Благодатного огня в Великую Субботу.
Перед входом в Гроб Господень находится придел Ангела – место, связанное с первым свидетельством Христова Воскресения:
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. (Мф 28: 1-7)
Выражаясь современным языком, новость о воскресении Христа не утратила своей сенсационности за две тысячи лет. Каждую Пасху верующие сообщают друг другу эту новость, и другой такой нестареющей новости не было за всю историю человечества.
Можно лишь догадываться, как реагировали на эту новость современники евангельских событий. На их глазах Иисус Назарянин совершал чудеса, исцелял больных, вселяя веру в то, что именно Он – обещанный пророками Мессия. Но вот этот Человек «не смог» сойти с креста и умер позорной смертью, не как мессия, а как разбойник.
Кто-то наверняка вздохнул с облегчением: чуда не произошло, волноваться незачем, можно продолжать свою обычную жизнь.
Совершенно по-другому переживали смерть Иисуса те, кто Его любил. Эта смерть ввергла апостолов в такую глубокую печаль, в которой они даже забыли о том, что Христос предупреждал их о Своём воскресении. Первая их реакция на весть, принесённую жёнами-мироносицами, – грустное недоверие. «И показались им слова их пустыми», – пишет евангелист (Лк 24:11).
Так или иначе, Ангел оповестил учеников о том, что они увидят Христа в Галилее. Но почему-то Господь явился им раньше: двоим – на пути из Иерусалима в селение Эммаус, и многим – в Иерусалиме. Пути Господни неисповедимы; мы не будем пытаться объяснить, почему Господь решил так, а не иначе. Одно мы можем сказать с уверенностью: ученикам, осиротевшим без Учителя, хотелось увидеть Его как можно скорее.
Селение Эммаус, о котором повествует Евангелие от Луки, предположительно совпадает по местонахождению с современной географической областью Латрун (в прошлом – византийский Никополь), находящейся в 15 км к западу от Иерусалима. Направлялись туда двое учеников. Имя одного из них мы знаем. Это был Клеопа – апостол не из двенадцати, а из семидесяти (Лк 10:1). Имя второго ученика в рассказе евангелиста не звучит. Согласно преданию, это и был он сам.
Зачем они направлялись в этот загадочный Эммаус, нам неизвестно. Зато мы знаем, что на пути туда к ним присоединился третий Путник – Сам Христос. Правда, узнать Его ученики не могли, ибо «глаза их были удержаны» (Лк 24:16). Впрочем, даже воспринимаемый ими как человек, Путник поразил их своей речью, укорив их за то, что они ещё не уверовали в воскресение Христа. Достигнув Эммауса к исходу дня, ученики попросили Путника остаться с ними.
И лишь когда Христос преломил хлеб и подал им, «открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим» (Лк 24:33).
Православные паломнические группы редко задерживаются в Эммаусе (Латруне) надолго. Да, здесь можно отведать знаменитых на весь мир латрунских вин, которые изготавливают католические монахи-трапписты; можно посетить музей израильской танковой техники и даже постоять на развалинах византийской базилики. И всё же не покидает ощущение, что в это место нужно придти лишь затем, чтобы его покинуть, как это сделали ученики Христа.
Читая евангельский рассказ о том, что произошло с учениками в Эммаусе и на пути к нему, трудно не соотнести его с нашей жизнью. Каждый из нас точно так же спешит в некий «Эммаус», спешит по своим делам. Эти дела кажутся такими важными, что мысли о них всё время «удерживают» наши глаза от того, чтобы увидеть главное. Но мы должны найти в себе силы открыть их и в тот же час поменять направление своего пути, как это сделали апостолы.
Вернувшись в Иерусалим из Эммауса, Клеопа и его спутник «рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк 24: 35,36).
Местонахождение дома, где произошла эта счастливая для всех учеников встреча, нам тоже неизвестно. Никем не указано и то место на берегу Тивериадского моря (Галилейского озера), где Господь, как повествует Иоанн, ещё раз явился ученикам. И гора в Галилее, на которой Христос благословил апостолов на проповедь, – тоже не названа в Евангелии…
В последний раз мы находим земные следы воскресшего Христа там, где они обрываются, уходя в вечность, – на Елеонской (Масличной) горе близ Вифании. Здесь свершилось вознесение Господне.
Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9-11).
На месте вознесения стоит часовня, называемая паломниками Стопочкой. Доступ сюда христианам открыт за небольшую плату, потому как эта часовня находится в собственности у мусульман. Богослужение во дворе часовни совершается один раз в году – в праздник Вознесения.
В центре этого небольшого сооружения находится камень с углублением в форме стопы (отсюда и название). Считается, что это углубление отображает последний шаг Спасителя на грешной земле перед тем, как Он, благословив учеников, «стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк 24:51).
В сотне метров от места вознесения находится русский Свято-Вознесенский монастырь. Здесь, справа от входа в Вознесенский собор, можно увидеть камень, у которого, по преданию, стояла Богоматерь во время вознесения Христа. Монастырь утопает в зелени и благоухании цветов, его всегда наполняют пение птиц и невыразимый душевный покой. Это место трудно покинуть.
На большой, имеющей три вершины Елеонской горе находится и Гефсиманский сад, и Гробница Богородицы, и русский Гефсиманский монастырь с удивительным по красоте храмом Марии Магдалины. А ещё с этой горы открывается «хрестоматийный» вид на Иерусалим – тот самый, который мы чаще всего видим на открытках и календарях. Город, размеры которого не сопоставимы с размерами современных мегаполисов, вдруг предстаёт перед нами безмерно огромным, полным чудес, о которых мы ещё не знаем, – таким же необъятным, как Евангелие.
Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Ин 21:25).
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.