Для детей он просто веселый и добрый Дедушка Мокей. А вообще Михаил Мокиенко – и актер, и режиссер, и композитор, и писатель, и телеведущий, и даже Дед Мороз. А еще он многодетный отец, дед и прадед. Его творческие интересы часто тесно переплетаются с семейными. Так вышло, что предложенное им летнее совместное развлечение родителей и детей переросло в небольшой деревенский кинофестиваль. А потом сама эта история попала на фестиваль уже международный.
«Батя» поговорил с Михаилом Мокиенко о творческом воспитании детей.
— Правда, что в вашей большой семье каждый человек, так или иначе, имеет отношение к театру?
— Я окончил театральный институт в 1978 году, по образованию я актер театра и кино, и уже работал. А моему брату, который младше меня на 10 лет, пришло время выбирать профессию. Тогда еще была жива наша бабушка, и она спросила его: «Дима, ты кем хочешь быть?» Он говорит: «Как Мишка, хочу быть артистом!» На что бабушка сказала: «Хватит и одного дурака в семье!» (смеется)
Но у нас так получилось, что вся моя громадная семья – у меня пятеро детей, восемь внуков и внучек, на днях родился правнук, а еще один сын не женат и впереди тоже внуки и правнуки – практически вся имеет отношение к искусству и творчеству.
Мои родители работали на заводе. Но папа очень хорошо рисовал – у него есть и работы маслом. Это было его хобби. А мама, когда вышла на пенсию, поступила в театр им. Ленсовета и много лет работала там старшим билетером.
Моя старшая дочь Даша училась на визажиста, очень хотела быть гримером, но так случилось, что она работает в турагентстве. Никита стал продюсером и возит спектакли для детей по всей стране. Тимофей окончил Петербургский институт кино и телевидения по специальности режиссер анимации, снимал мультики и заставки, а сейчас работает на одном из питерских телеканалов, делает компьютерную графику.
Юра окончил курс режиссуры у Александра Николаевича Сокурова, и его дипломный фильм взяли на Московский международный кинофестиваль. И даже определили, что он придумал новый жанр – документальная комедия.
А младший Ванечка отслужил в армии, вернулся недавно и работает автомехаником. Еще до службы он окончил техникум и теперь ремонтирует машины своих многочисленных братьев, сестер и племянников.
— А внуки себя еще не проявили в творчестве?
— Проявили! Дело в том, что я вышел на пенсию, построил дом в Псковской области, в деревне под Гдовом, и переехал жить туда. Каждое лето ко мне приезжают внуки и внучки, и вообще там много детей – и в нашей деревне, и в соседних. Они с утра до вечера тыкают пальчиками в телефоны, а я им сказал: «А давайте лучше кино снимать!»
Мы начали делать с ними всякие коротенькие фильмы, вместе сценарии придумывали т.д.
— Именно с этого и начался ваш междеревенский кинофестиваль «Золотой шуруп»?
— Да, потом из других деревень нам тоже стали присылать фильмы. В прошлом году у нас в жюри были Таня Абрамова, Юрий Беляев – они у нас теперь председатели жюри. А в этом планируем, что к нам приедут Гриша Гладков, Сережа Селин. Вроде бы Наталья Бондарчук собирается приехать. Вот такой фестиваль детского кино в нашей маленькой глухой деревне!
— А какие на нем показывают фильмы?
— Разные – игровые и документальные. Вот, например, нам прислал один мальчик из деревни свой документальный фильм, который называется «Дорога памяти». Я как прочел название, думаю, ну, наверное, что-то патриотическое? А оказалось, фильм про дорожку, которая вела к его школе, и автор рассказывает, что он узнал от родителей – историю его семьи и как по этой дорожке когда-то ходили его бабушки и дедушки… Шикарная идея, и он ее воплотил!
Мы снимали игровые «Соловей-разбойник», «Три богатыря», «Дюймовочку». Дети сами придумывают сценарии, и мы немножко с моим сыном Никитой их обрабатываем.
Одна девочка прислала очень трогательный, отлично сделанный мультфильм о своем одиночестве.
В общем, у нас очень душевный получился фестиваль.
— Из которого и вырос представленный на Московском кинофестивале фильм вашего сына «Отцы»…
— Да, я снимал фильм с детьми и внуками. Мой сын Никита снимал со своими детьми. А другому моему сыну Юре надо было снять дипломную работу. Он взял операторов, звукорежиссеров и снимал нас. Получился очень смешной фильм.
— Вы давали сыну советы?
— Я пытался: «Юра, это хорошо бы с этим смонтировать, вот этот кадр лишний». А он мне сказал: «Папа, это мой фильм, я тебя очень прошу, не вмешивайся!» Но это было сказано не грубо, а как-то по сыновнему.
Я это понял и больше никаких советов не давал, хотя он взял мою музыку в этот фильм, ну, и меня там снял.
— Значит, вы умеете отойти в сторону и дать простор для развития?
— Конечно, потому что я доверяю своему сыну. Он же и до этого снимал курсовые, они очень достойные, хотя я бы что-то сделал там по-другому. Но иначе сделали бы и Сокуров, и Михалков – каждый режиссер снял бы фильм по-своему.
— Любовь к театру вам привили родители?
— Да, помню, я был еще совсем маленьким, когда меня водили в Театр юного зрителя. Уже не помню, что именно я там смотрел, но за неделю начинал собираться и спрашивал маму: «А где моя рубашечка вот такая? А штаны ты мне погладила?» Мама отвечала: «Миша, еще столько времени впереди!» Но я настаивал – так ждал этого чуда! В отличие от детей, которые сейчас, к сожалению, приходят в театр кто в чем, просто как на рядовое мероприятие. Думаю, что все это, конечно, зависит от родителей.
— Когда вы поняли, что будете заниматься театром, что вам это интересно?
— В детстве. Еще в школе играл в театральном кружке, начал писать музыку. У нас была школа с литературным и историческим уклоном. Однажды я так проникся уроком истории, что написал по его теме кантату.
На большой перемене все ходят, жуют бутерброды, а я забрался на сцену в рекреации, где стоял рояль, и сказал: «Минуточку внимания, сейчас будет исполнена кантата “Общий кризис капитализма!”» Сел за инструмент, все замолчали…
Это было в 1973 году. На следующий день меня вызвали к директору. У него в кабинете сидел человек в сером костюмчике, который меня спросил, почему кантата была такая жизнеутверждающая?
Я удивился: «А вы что, ее слышали?»
«Нет, но мне рассказали», – ответил он.
Проблем в итоге у меня не возникло. Но сейчас я понимаю, что это было. А тогда мне казалось, кто-то заинтересовался моим творчеством! (смеется)
— А своих детей к творчеству вы как приобщали?
— Только личным примером. И это всего касается.
Вот весна началась – и сразу видны бутылки, фантики, грязь какая-то. Когда кто-то мне говорит, какое у нас плохое руководство города, плохо убирает, я отвечаю: во-первых, убирают дворники бедные, во-вторых, это зависит не от руководства. Кто мусорит?
Например, когда Ванечка был маленький, я у него в карманах все время находил обертки от конфет и мороженого, он на улице никогда ничего не бросал. Если ты будешь говорить ребенку, что нельзя бросать фантики на улице, он все равно когда-нибудь бросит. А если он заметит, что ты не мусоришь – будет делать так же.
В искусстве то же самое. Когда я Дашу отдал в музыкальную школу заниматься на флейте, ей очень это не нравилось, потому что надо заниматься, пальчики держать правильно и т.д. А время прошло и все хорошо – начала играть. Никита окончил музыкальную школу по классу фортепиано и сейчас очень неплохо играет. Его дочки занимаются фигурным катанием, и на одно из соревнований Никита сам написал музыку, под которую его дочка танцевала.
— Вы своих детей включали в свои проекты? Можно сказать, что они росли за кулисами?
— Да, я это очень любил, особенно наблюдать за их поведением. Они и на съемках у меня были, и снимались в некоторых программах, видели, как артисты гримируются, примеряют костюмы. Для них это было чудо, а я очень радовался, когда видел их горящие глаза.
— То, что вы стали многодетным отцом можно назвать семейной традицией?
— У мамы три сестры, а у папы – я только сейчас увидел параллель – была такая же семья, как моя. У папы старшая сестра и три брата, а у меня – дочь и четыре сына.
Я никогда не задумывался о многодетной семье, просто так сложилось. Хармсу приписывают такой рассказик. «Лев Толстой очень любил детей, и все ему было мало. Приведет полную комнату, шагу ступить негде, а он все кричит: «Еще! Еще!»» (смеется)
— Какие-то традиции воспитания вы перенесли в свою семью?
— У нас семья была дружная. Я видел отношения отца с матерью, как они любили друг друга, как общались, и это как-то перешло и в мою семью.
У родителей было странное общение. Папа был немножко под каблуком у мамы. Она управляла им: «Юра, надо то сделать, надо это!» Но если вдруг что-то не так, папа цыкнет – и все: мама становится шелковая, и она уже у него под каблуком. И вот эти «качельки» наблюдать было очень интересно.
По поводу моего воспитания вспоминаются такие моменты. Мне было четыре года, и мы с родителями переезжали из коммуналки одного дома в соседний – в комнату большей площади и с балконом. Жили небогато, вещи переносили на руках – кровать, шкаф, мама несла тюки с одеждой. Но и меня привлекли к участию – дали мне маленькую табуреточку. Помню, как гордо я шел с ней в руках!
А второй случай смешной. Я провинился в садике, мама меня привела домой и говорит: «Вот папа придет с работы и отлупит тебя ремешком!» Я так испугался, что взял свои детские книжки в мягком переплете и несколько штук запихнул себе в шортики — под попу, чтобы было не больно. Мама это видела и со смехом рассказала отцу, а он меня не наказал, но поругал.
Родители меня направляли как бы с двух сторон, но по-разному. Мама всегда следила, чтобы я был хорошо одет. Даже, когда уже взрослым я где-то давал интервью на телевидении или выступал, она мне говорила: «Миша, надо было причесаться, усы немножко подстричь». – «Так я нормально выступал?» – «Да нормально… Зачем ты эту рубашку надел? Надо было другую!» Папа наоборот, отмечал: «Мишка, ты молодец, ты все хорошо сказал!»
— Как вам удавалось совмещать творчество и отцовство? Вы успевали заниматься с каждым ребенком?
— Я скорее был отцом, который весь в творчестве, но с детьми мне всегда было интересно куда-то сходить погулять, поговорить, узнать что-то. Все, что мне интересно, интересно и моим детям. И не только моим, потому что я много выступаю перед детьми, пишу детские сказки.
Домашние задания со своими детьми я не делал – может, очень редко, да разве что стихи учил. Это все было как-то немножко на самотек пущено с моей стороны. Сейчас время прошло, и я об этом не жалею.
Мама мне всегда говорила: «Маленькие детки – маленькие бедки, большие будут детки – большие будут бедки». Я все ждал этих «бедок», но, к счастью, ничего глобального не случилось.
Как-то все шло само собой. Я не был «Макаренко», и в тоже время я никогда не был равнодушным. Но и нравоучений старался избегать.
Вот и сейчас младший сын уходит на работу автомобили ремонтировать, я ему говорю: «Возьми с собой контейнер с едой, там макароны и котлеты — разогреешь в микроволновке». Знаю, что у него не всегда есть время сходить куда-то и пообедать. Ваня отвечает: «Да-да, папа, возьму!» А сам забывает. Когда вечером он возвращается, я ему: «Ну что ж ты так!» (улыбается) Вот на таком уровне, и это, пожалуй, все нравоучения.
Иногда передаю опыт: рассказываю, что я сделал такого, что лучше было бы не делать, когда у них похожие ситуации возникают. Но это тоже не навязчиво. Я не учу, не настаиваю, и дети это лучше понимают, чем если бы я повторял: «нельзя курить!» Я сам курю и очень много, но дети у меня не курят, только старший сын иногда.
— Говорят, что старшим детям везет меньше, чем младшим — родители только учатся воспитывать. Вы чувствовали разницу в этом смысле?
— Нет, это совершенно не мой случай. У нас все было одинаково. Они друг от друга подпитываются, учатся, что-то подхватывают…
Я, наверное, счастливый в этом отношении человек, потому что об этом не задумывался и, может быть, именно поэтому у нас в семье все хорошо, нет каких-то конфликтов, как бывает в других семьях.
— Как творческому человеку сохранить семью?
— Это как повезет с женой или мужем. Мне повезло, моя жена – художник, тоже творческий человек.
Она окончила театральный институт, по специальности художник-постановщик и сейчас работает на телевидении. Приезжает в деревню на выходные, и я называю ее «жена выходного дня».
Она меня хорошо понимает. Конечно, иногда пилит, когда я, например, попрошу в качестве гонорара мало денег за какую-то работу, но это такой неагрессивный пилеж (смеется) и чаще по телефону.
— Имея большой опыт работы с детьми, можете дать какой-то совет родителям, как взрослым и детям лучше понимать друг друга?
— Когда внезапно закрыли мою авторскую программу «Сказки дедушки Мокея» на петербургском телеканале СТО, посыпалась куча писем от родителей и детей с вопросами и словами поддержки. И мой друг детский поэт и писатель Сергей Махотин написал: это была единственная детская передача, в которой к детям относились с уважением.
Я мог бы пожелать родителям – к детям относиться с уважением!
Не нужно сюсюкать, но надо понимать, что дети это будущие взрослые. Это такие же люди, как и ты, только у них пока нет опыта и каких-то знаний – и в этом им необходимо помочь. Это, пожалуй, все.
Не могу сказать, что надо быть с ними на равных, естественно, это невозможно. Но вот, например, ты пришел вечером, тебе ничего не хочется, только отдохнуть или какая-то работа тебя еще ждет. А тут маленький сын начинает говорить: «Папа, я сегодня то-то и то-то делал!» Так и подмывает сказать: «Извини, мне сейчас некогда». Но я себя зажимаю, выслушиваю совершенно мне ненужную информацию, включаюсь в диалог… Надо иногда наступать на себя, на горло собственной занятости для того, чтобы найти время и просто спокойно, по-человечески поговорить со своим ребенком, объяснить ему что-то.
Мне вот, например, мой отец перед сном обязательно читал книжки, причем засыпал первым он, а я его будил: «Папа, дальше, что дальше?» Он просыпался и продолжал.
А я своим старшим, когда Даша и Никита были маленькими, сочинял. У меня все сказки начинались одинаково: в городе Ленинграде, на улице Варшавской, жили Никита и Даша, и вот как-то раз они… Я на ходу придумывал какую-то историю, и каждый вечер они просили: «Папа, давай про Никиту и Дашу!»
— А ведь вы еще и Дед Мороз…
— Когда я был студентом, среди маминых друзей молодости был директор детского садика. Там нужен был Дед Мороз – «а Мишка же вроде на актера учится?..» И вот на втором курсе я сшил костюм и долго готовился – учил тексты. Потом понял, что не всегда надо их учить, а лучше просто быть веселым добрым «дедушкой».
В саду была такая практика – я выступал, а потом надо было сказать детям, чтобы они шли по своим группам, где их ждут подарки. Я предложил, чтобы они получали их от Деда Мороза. Мне сначала возразили: 30 подарков – сколько же это займет времени? Но согласились. И я с каждым ребенком немного стал говорить. Коротенькое общение – потом подарок. Одному: «Ты маму слушаешься? – Да». Другому: «Ручки моешь перед едой?» Но я заметил, что одна девочка не хотела водить хоровод, всегда отдергивала руку. Даже помню, что она была с огромным голубым бантом. И в момент вручения подарка она тоже отдернула руку, настороженно за мной наблюдала. А потом спросила: «Дедушка Мороз, а ты настоящий?» Я завис в этот момент. Что делать? И главное, как доказать? Тогда я разворачиваю подарок и спрашиваю ее: «Вот мандаринка настоящая? А конфетка?» Девочка соглашается. «Значит, и я настоящий?» Она обрадовалась и закричала «Да!» Этот момент искреннего общения запал мне в душу…
Поначалу я просто так работал, а потом это стало моей профессией.
— А для своих детей и внуков вы тоже Дед Мороз?
— А как же! Каждый год собираемся в деревне отмечать праздник, только сейчас взрослые дети сами мне подыгрывают – читают стихи и пр.
Как-то внучка меня разгадала. Маргаритке было шесть лет. Она подошла и говорит: «Дед, я знаю что ты — Дед Мороз!» – «А почему ты так решила?» – «А я твое кольцо на руке увидела, ты его забыл снять!»
Кстати, есть вещи, которым не научишь, они в ребенке возникают благодаря атмосфере в семье.
Когда младший сын еще был маленький, он был последний, кто у нас тогда верил в Деда Мороза. Мы делали так, чтобы подарки в Новый год под елкой появлялись волшебным образом: бьют куранты – ничего нет, пробило 12 – и вот подарки! Я объяснял, что, когда Дед Мороз кладет их под елку, они невидимые, а наступил Новый год – их видно. А Ванечка предложил: «Папа, а давай поставим камеру и включим, когда нас нет? Я хочу посмотреть, как Дедушка Мороз подарки приносит!» Я его слушаю, а сам думаю: надену костюм и сделаю запись, когда сына дома не будет. И вдруг Ваня говорит: «Нет, давай не будем так делать!» – «Почему?» – «Ну, получится, что мы за ним подглядываем…»
Вот этому не научишь, это уже само воспиталось.
— Жизнь в деревне, наверное, требует определенных навыков? Вы можете назвать себя умельцем-хозяйственником?
— Мой папа был мастер на все руки. Они вдвоем с нанятым рабочим поставили на даче дом. Причем до этого отец особо ничего не умел, но научился управляться с топором, пилой, ножовкой, сам делал ремонт в квартире и все подключал.
Я от него этот талант не перехватил, хотя, конечно, могу гвоздь вбить, картошку посадить-выкопать.
Вот была история. Зимой прибился к нам маленький щеночек. Пришел к дому, сидит и не уходит. Я ему говорю: «Уходи, мне собачка не нужна!» А он все равно сидит. Я сжалился над ним, остатки супа вынес, а он под крыльцом поселился. Теперь вот даже когда в Петербург еду, беру его с собой и гуляю каждый вечер и утро. Но в деревне возник вопрос – надо будку ему сделать. Я взял доски, стал колотить – не выходит. Позвонил товарищу в соседнюю деревню, мол, проблема, что-то будка не получается. Он приехал, посмотрел молча на мое сооружение, разобрал, а потом часа за три-четыре сделал отличную будку!
— Так что не мастер вы будок для собак!
— Нет, а вот сыновья дедовский талант переняли. Юра, например, для своей квартиры смастерил кровать особой конструкции, она экономит место в комнате.
— А какую-то житейскую мудрость вашего отца детям и внукам вы передали?
— Я старался привить им любовь к Родине, чувство патриотизма – это мне передалось от отца. Я в детстве с его подачи читал «Сын полка», «Вовка – сын командира» и т.д..
А что касается житейской мудрости, то жизнь сама научит, в зависимости от обстоятельств и окружения. А также твой личный пример: какой ты есть, такими будут и твои дети.
— Что для вас значит быть отцом?
— Это гордиться своими детьми. Это мне доставляет такую радость! И я всеми своими детьми горжусь, каждым по-своему.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.