Этот материал мы готовили в 2015 году, с тех пор Московский метрополитен немало изменился. Мы постарались обновить информацию, но даже если где-то остались неточности, этот текст просто о том, что метро — это очень интересно!
⠀
Москвичи привыкли к метро. Ну, что удивительного и необычного может быть в транспорте, на котором каждый день добираешься до работы и возишь детей в гости или в музей в выходные? Метро перестало быть чудом и приключением для ребенка, каким было в свое время для нас. Много пассажиров, длинные скучные тоннели, «будьте внимательны на эскалаторе» — что тут интересного? Поездка с ребенком из одного конца города в другой может стать утомительным испытанием. Можно, конечно, вручить телефон или планшет с игрой или интернетом, благо теперь в метрополитене есть Wi-Fi. Но разве не жалко пробежать в толпе, не глядя по сторонам на удивительные подземные экспонаты, не выпить чаю в буфете, где обедают машинисты, и не поразгадывать загадки, которых в метро множество. «Батя» выбрал шесть любопытных способов нескучно прокатиться на метро.
⠀
Метрополитен – это сложнейшая железнодорожная система, которая действует по определенным четким правилам и графикам. Если внимательно смотреть по сторонам, то даже обычный пассажир сможет заглянуть в этот мудрено устроенный мир. Ребенок может заметить, например, специальные ящики для инвентаря, который достают сотрудники, занимающиеся уборкой и ремонтом в ночное время (для пассажиров метро закрывается, но жизнь в нем не останавливается ни на секунду). Или увидеть, что платформы на некоторых станциях не прямые, а изогнутые. Или обнаружить закономерность, когда женский голос, объявляющий в поезде станции, сменяется мужским и наоборот (при движении к центру звучит мужской голос, а из центра – женский). Или посчитать колонны на станции и найти в московском метрополитене классические станции-«сороконожки». Или, если повезет, можно даже встретить грузовой метропоезд.
⠀
Надо отметить, что помощником в ответах на детские «пап, а как поезда попадают под землю?», «а что это за номер на кабине машиниста?», «а где вагоны ночью?» и прочее-прочее-прочее, станут многочисленные сайты и сообщества, где есть рассказы и фотографии, объясняющие закономерности подземных процессов.
⠀
Но будьте осторожны: изучение внутренней жизни метро затягивает!
⠀
⠀
Давно уже в метро нет вагонов, дверь к машинисту в которых имела закрашенное окошечко, а когда краска немного слезала, то через маленькую дырочку можно было заглянуть в кабину. Помните? Раньше посмотреть, как выглядит рабочее место машиниста, все-таки можно было посетив Народный музей метрополитена, который находился в южном вестибюле станции «Спортивная». Сейчас музей закрыт на реконструкцию, и теперь желающим увидеть мир метро изнутри нужно отправляться в Центр профориентации метрополитена (Мы пока не были, но говорят, детям там очень нравится!). Он открыт ежедневно с 10:00 до 18:00 на станции метро «Выставочная».
Там можно узнать, что находится внутри вентиляционной шахты, как устроен эскалатор, каким был первый турникет и как работают диспетчеры службы движения, рассмотреть рельсы и на мгновение перенестись в те годы, когда подземное техническое чудо строили с помощью кирки и лопаты.
⠀
А прочувствовать удивление москвичей, впервые увидевших метро 80 лет назад, помогут стихи Владимира Маяковского:
⠀
Под землей товарищ крот
до ушей разинул рот.
Электричество гудет,
под землей трамвай идет.
⠀
Во Москве-реке карась
смотрит в дырочку сквозь грязь —
под землей быстрей налима
поезда шныряют мимо.
⠀
Сколько сегодня поездов «шныряет» под землей, можно спросить у сотрудников музея, заказав заранее групповую экскурсию.
⠀
Что же касается профориентации, то тут можно познакомиться со всеми специальностями, востребованными в подземке (и мужскими – в службе подвижного состава, и женскими – в службе движения), и, может быть, еще в детстве выбрать свое призвание.
⠀
Вот, правда, помнится, директор Народного музея метрополитена Константин Черкасский, проводя в залах на «Спортивной» экскурсии для школьников, выговаривал маленьким посетителям за то, что они ходят с «бананами в ушах», не умеют отдыхать и портят зрение и слух всякими современными штучками: «Приходят к нам молодые люди, хотят машинистами быть – а 50% отсеивается по здоровью. Требования к машинисту почти как к военному летчику».
⠀
Выставочные материалы можно увидеть не только в музейных залах, но и в самом метро. Так, экспозиции могут быть размещены на платформах или в вестибюлях и приурочены к каким-то датам и событиям. Кроме того, можно прокатиться на «передвижном музее», изучая по дороге, например, материалы о Великой Отечественной войне, читая фрагменты из мировой литературы или рассматривая репродукции картин великих мастеров. Именные, необычно оформленные поезда курсируют по разным линиям, а экспозиция многих из них периодически обновляется.
⠀
Все мы знаем, что метро – это уникальный памятник архитектуры и искусства, но не так часто обращаем на это внимание. В оформлении практически каждой станции заложена какая-то идея, какой-то смысл. Ну, цветы, допустим, на «Ботаническом саду» — это просто и понятно. А обращали ли вы внимание, что полосы на своде станции «Аэропорт» подчеркивают авиационную тематику, напоминая стропы парашюта? Все ли мировые религиозные сооружения, запечатленные на стенах станции «Владыкино», вы узнаете?
Есть станции, посещать которые стоит просто как музеи. Вот взять хотя бы «Новокузнецкую», открытую в годы Великой Отечественной и посвященную народному подвигу. Помимо изображений великих русских полководцев, офицеров, солдат, знамен, здесь можно увидеть последние мозаики знаменитого мозаичиста Фролова, собранные им по эскизам Дейнеки в блокадном Ленинграде (с 2013 года об этом пассажирам напоминает мемориальная доска). Изучать историю страны только по оформлению одной этой станции можно не один час…
⠀
Советские мозаичные панно на разных станциях (многим известны истории их переработки), совершенно новые мозаики на «Марьиной роще», необычные витражи на «Новослободской» и, конечно же, скульптуры на «Площади революции» – все это сложно не заметить. Но в оформлении метро есть немало красивейших элементов (барельефов, медальонов, оригинальных светильников), которые не так бросаются в глаза.
⠀
Аммониты, наутилусы, морские лилии и ежи, кораллы… — думаете, чтобы все это увидеть, надо идти в палеонтологический музей? Вовсе нет. Уникальные окаменелости можно обнаружить в метро, если внимательно поискать их на колоннах и стенах, облицованных мрамором и известняком. А чтобы искать было легче, стоит воспользоваться специальной картой метрополитена на сайте «Палеонтология московского метро». На этом портале, созданном 10 лет назад программистом и палеонтологом-любителем Александром Мироненко, размещены фотографии и описания уникальных экспонатов, заметить которые в ожидании поезда может любой пассажир.
⠀
Ежедневно мы проходим мимо застывших в камне древностей, а попробуйте-ка поискать их вместе с ребенком. Но учтите, даже руководствуясь интернет-подсказками, найти некоторые из них бывает не так-то просто.
⠀
⠀
Если просто читать о метро и путешествовать по станциям вам не очень интересно, можно усложнить задачу. Вернее, это уже сделали создатели «самого сложного в стране подземного интеллектуального забега по метрополитену Метробуки».
Метробуки – это такой квест, который проводился в московской подземке дважды в год до 2016 года. Участники получали вопросы и задания и отправлялись искать ответы и коды, которые заносили в свой маршрутный лист и приносили на суд жюри в конце игры. Интернетом пользоваться можно и нужно, но от этого задача проще не становилась – задания довольно сложные, и участникам приходилось сильно поднапрягать головы, ноги и глаза.
⠀
Для тех же, кто пропустили Метробуки во времена существования квеста, на сайте остались задания и ответы к ним. На их основе можно придумать свое метроплиключение — попроще и поскромнее.
⠀
⠀
Ну и наконец, ничто так не подкрепит утомленный изучением метро ум, как чай с булочкой, или шоколадка, или котлета – тут уж кто что любит. Жаль только, что пообедать или заморить червячка в метро можно всего лишь на трех станциях. На «Войковской» прямо перед турникетами, а на «Арабатской» – на платформе работают и принимали всех проголодавшихся буфеты для сотрудников.
Всего несколько столиков, раковина в углу, разрезанные салфетки – все в традициях советского общепита. «Машинисты обслуживаются без очереди» – объявление на стене напоминало, что это не просто кафетерий на радость пассажирам, а организация, обслуживающая тех, без кого эти пассажиры никуда не уедут.
⠀
Сейчас эти ведомстенные точки питания реконструированы в современные кафе. Третье заведение сети «М кафе» открылось на станции Выставочная. Все они оформлены в едином стиле, подходящем для мегаполиса.
⠀
Ну а мы помним еще те времена, когда в кафе на «Арбатской» висела репродукция «Мона Лизы», как будто напоминая, что метро – это не просто средство передвижения, а еще и огромный и разнообразный подземный музей…
⠀
В общем, будет возможность, немного замедлите шаг, посмотрите в метро по сторонам.
В качестве небольшого рождественского подарка публикуем рассказ Дарьи Новаковой из сборника «Рождественский ковчег».
У Алексея Коровина есть обучающий курс о том, как стать топ-менеджером, а в этой книге он ставит перед читателем совсем другие вопросы.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.