Участник конкурса журнала «Батя» «Сценарии приходских праздников».
Действующие лица и исполнители:
Ведущий
Ведущая
Волхвы:
Балтазар
Мельхиор
Каспар
Пастухи:
Первый
Второй
Третий
Четвёртый
Пятый
Шестой
Шесть девушек–пастушек (танцгруппа)
ВСТУПЛЕНИЕ
На сцену выходят ведущие: он и она. Читают по очереди.
Сегодня, кликнув вдохновенье,
Проникнем через толщу лет,
Чтобы рассеять тьму сомненья
И обрести Высокий Свет.
Светить нам будет Свет Чудесный,
Звезда Волхвов, мой друг небесный,
Проложит путь средь темноты
И уведет от суеты…
Наш свет живой, сошедший в слово,
Несущий людям торжество,
Свет славы Рождества Христова,
Наш первый праздник – Рождество.
Знамение являет время,
Летящее во весь опор,
Сойтись по самой важной теме,
Вершить по главной теме сбор.
Прости–прощай, Страна Советов…
Но мы советуемся здесь,
А от совета – шаг до СВЕТА
Заветных праздничных небес!
У нас не храмовая служба,
Быть может… старой притчи новь,
Но пусть в сердцах зажжётся дружба,
Надежда, вера и любовь!
СЦЕНА 1. ВОЛХВЫ
На сцене появляются волхвы: Балтазар – юноша, Мельхиор – зрелый мужчина средних лет, бородат, Каспар – старик. Далее по тексту они обозначены литерами Б, М, К.
Ведущий: Притушен свет, пусть станет тише,
И где–то на границе слов,
Где звёзды поднимались выше,
Мы слышим… голоса волхвов!
К: Ногам затёкшим отдых нужен,
Устал я от горбов верблюжьих,
Как хорошо идти пешком
К тебе, нас ждущий Хлебный дом!
Б, (продолжая начавшийся ранее спор): Сын Божий Он!
М: Нет, человечий!
К: Ах, успокойтесь – царский сын!
Б: Он всех спасёт, больных излечит…
К: Но злато я несу один,
А вы хотите угожденья
За благовонья да кажденья,
Царю дешёвое нести…
Не стоило сюда ползти!
М: Тебе уже мы подчинялись
И лишь до Ирода добрались!
Б: Но благоверная его
Не приносила никого…
К: Царь дорожит своей короной
И не спешит с наследьем трона,
Хоть закипает в жилах страсть,
Сам не навластвовался всласть!
Земную власть не чтя пороком,
Гордится Ирод третьим сроком,
«Меня, мол, любит весь народ…»
Козёл ведёт бараний род!
Б: Но лишь явились мы, проворно
Созвал священников придворных
И задал книжникам вопрос:
«Где должен быть рождён Христос?»
М: И фарисеи замудрили:
Семь свитков с Торою открыли,
На царском расстелив полу
Талмуд, Загар и Каббалу…
К: Искали истину, как семя,
Превозмогая страх в сердцах,
Сошлись на том, что в Вифлееме
Родиться должен Мошиах.
Б: И царь, сощурившись немного,
Нас стал напутствовать в дорогу:
«Надеюсь, мол, найдётся Он,
Чтоб смог и я отдать поклон».
М: Царь льстил нам иудейски лживо,
Со сведеньями звал назад,
Суля и денег, и наград,
И мы ушли, представьте – живы!
Б: А мог бы нас распять, поганец!
Позвольте мне восточный танец!
(Танцует и поёт)
Парень юный, черноокий,
По происхожденью – царь,
Я родился на Востоке
По прозванью Балтазар!
И пока папаша правит,
А мне нет и двадцати,
Я им послан, не лукавя,
Богу дар преподнести.
Этот дар неждан-негадан
Бог получит от меня:
Свежий ладан, нежный ладан,
Дым чудесный – сын огня!
Поднялась на небосводе
Выше всех Его звезда,
Вслед за ней мы ныне бродим,
Посещая города.
Даже Ирод, злобный Ирод
Балтазара не убил,
Потому что, сделай вывод,
Я сегодня небу мил!
Занавес.
СЦЕНА 2. ДОМ ХЛЕБА
К: Верблюды шли, текли недели,
Так меркнет свет в конце тоннеля,
Когда дороге нет конца
И червь сомненья пьёт сердца…
М: Быть может, ты, Каспар, слукавил
И гороскоп не так составил?
(Обращается к небу)
Где ты, наш Светоч Рождества,
Над звёздами царей глава?!
Загораются звёзды.
К: Вон та? Всех ярче!
М: Спора нету…
К: В ней светом слились три планеты,
Одна чуть вправо отойдёт
И в путь зовёт, манит, ведёт…
Случается не каждый год
Сие небесное явленье,
Его астролог назовёт –
«Великое соединенье».
Б: Стоп – вниз указывает небо!
М: Да! Я от удивленья нем!
Б: А что за местность здесь?
К: Дом Хлеба! По-арамейски – Виф-Леем.
М: Астролог выкинул коленце!
Как мы отыщем тут младенца?
Что там звезда-то говорит?
(Издевательски к К) Конкретный адрес не горит?
Доходят до колодца, черпают воду, пьют.
Б: Чудны предместья Вифлеема!
М: Да, мы дошли, но небо немо,
Как на губах вода горчит!
Б: А Каспар-старец вновь ворчит:
К: Сын Божий… близко ли, далече?
Мне слышен только хор овечий…
Смеётся над людьми звезда…
Горит костёр, кругом стада…
Б: Пойдём скорей к костру поближе,
Там светлый огнь поленья лижет,
Согрев и души, и сердца
И пастуха, и мудреца…
СЦЕНА 3. КОСТЕР
М: Пастушки ходят в хороводе…
Костёр тела и души сводит,
Всё обсуждается на нём
В кругу согревшихся огнём…
Танец евреек-пастушек на мотив «Семь сорок» или «Хава нагила». Затем они убегают со сцены. Идёт неторопливая беседа пастухов:
Пастух 1(обращаясь к волхвам):
У нас тут перепись проводит
Среди порабощённых стран
Завоевавший мир тиран.
П2: Он – многобожия идеи
Внедряет в сердце Иудеи…
Реализуя подлый план,
Грозя другим кровавым пиром,
Взять власть над всем
Подлунным миром…
П3: Тот, кто из царского колена
Давида продолжает род,
Тот в Вифлеем всенепременно
Собраться должен в свой черёд…
П4: Так Хлебный дом стал многолюден,
Что путь для стад овечьих труден,
Ведь чуть не каждый иудей
Нашёл себя в роду царей!
П5: Представьте, и в хлеву овечьем
Расположились в этот час,
Хоть привечать царей нам нечем,
В яслях – гостиница у нас!
П6: Семья Иосифа с Марией
Другого места не нашла,
В овчарне мы её укрыли,
И тут Мария родила!
Б: О, небо! Это же надежда!
Каспар, не спи, отверзи вежды!
Скорей ведите нас туда!
Смотрите, как горит Звезда!
СЦЕНА 4. ЯСЛИ
Ведущий: – Открыли пастухам овечьим
Волхвы, что судьбам человечьим
На небе письмена горят,
Планеты выстроились в ряд,
Их привели сюда, в Дом Хлеба…
П1: Выходит, вы посланцы неба?
Б: Нет, мы не ангелы, волхвы,
Вы – вестники от Бога, вы!
Ведущий: Кто ищет рифмы на «Мессию»
И ждёт пришествия Христа,
Тот, верю, – выберет Россию,
Ведь эта рифма – неспроста!
ФИНАЛ
Действующие лица берутся за руки и выходят на авансцену:
Б: Восток зарёю засветился,
Восторг в сердца людей вселился,
Все взявшись за руки пошли
К Царю Небес и Всей Земли.
М: Так миру явлен был Мессия
И на колени перед ним,
Поняв, что в Заповедях сила,
Великий опустится Рим.
К: Так меч был побеждён культурой,
И потеряла силу власть,
И светлый день над ночью хмурой
Взошёл, сменив Любовью страсть!
Б: Войны, вражды и смерти пасть
Отныне потеряла жало,
Любовь над миром воссияла,
Все мы – Любви Святая часть!
Ведущий: Как Божество для жизни вечной
Снисходит в славе человечьей,
Так к нам средь ярмарочных слов
Приходит свет Звезды Волхвов!
Б: Талант, молитва, вдохновенье,
В них – вечность скрыта во мгновенье,
Равны учитель и поэт,
Несущие небесный свет!
М: Свет Рождества зимой и летом
Горит в России новым светом,
Мир может лишь Любовь спасти,
Нам Свет Любви в сердцах нести!
Все вместе: Нам Свет Любви в сердцах нести!
Нам Свет Любви в сердцах нести!
Общая песня: «Мы желаем счастья вам…»
ПРИМЕЧАНИЯ
Если спектакль идёт в предновогодние дни, Ведущий и Ведущая могут быть стилизованы под Деда Мороза и Снегурочку.
ПРИЛОЖЕНИЯ
АРХЕТИПИЧНОЕ число волхвов – ТРОЕ – родило фантазию их деления по возрастам, расам и т. д.).
Деление ПО ВОЗРАСТАМ ТРАДИЦИОННО в католической традиции:
Балтазар – юноша,
Мельхиор – зрелый мужчина,
Каспар – старик.
В ранних рукописях Балтазара зовут Вифисарей.
ИМЕНА: Кроме традиционных апокрифических есть греческие варианты:
Аппеликон, Америн, Дамаскон.
Есть еврейские варианты:
Магалат, Галгалат и Сераким.
К трём архетипичным порой приблуждается 4-й волхв – Артабан (кстати, брат персидского царя Дария!)
В Книге Чисел имеет место «звёздное пророчество» Валаама:
«Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17).
Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары царю Израиля:
…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему… (Пс. 70:6–7)
Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царице Савской.
Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:
Золото— это царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
Ладан— это дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
Смирна— это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей жертве искупления Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчающихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Есть мнение, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена волхвами.
Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева (Ис 60:6–14).
Вероятней всего, эпизод о визите волхвов в Иерусалим до Вифлеема мог возникнуть благодаря этому пророчеству.
МОЩИ ВОЛХВОВ найдены, по преданию, царицей Еленой. Сейчас хранятся в Кёльне.
«Пятеро из одного стручка» Андерсена, история о красном яичке и чудесное выздоровление девочки на Пасху в одном пасхальном сценарии.
Сценарии спектакля о современном блудном сыне, его злоключениях и возвращении.
Сценарий рождественского спектакля, главный герой которого, не послушавшись материнского совета, становится настоящим Иваном-дураком. Но в Праздник с ним случается чудо…
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.