Носил учебники я в ранце,
Зубрил латынь, над аргонавтами
Зевал и, прочитав «Каштанку»,
Задумался об авторе,
— писал Илья Эренбург. Для большинства из нас знакомство с Чеховым начиналось именно с этой трогательной истории о «молодой рыжей собаке – помеси такса с дворняжкой». Антон Павлович Чехов – писатель не детский. Но когда в 1900 году его попросили рекомендовать что-то из своих произведений для образцовой детской библиотеки, которую составляло Педагогическое общество, он ответил: «То, что у меня, по-видимому, подходит для детей – две сказки из собачьей жизни».
Почему сказки? Ведь и события, произошедшие с Каштанкой, были почерпнуты писателем из жизни, и случай с большеголовым наивным щенком из рассказа «Белолобый» вполне реалистичен. Но если второй рассказ все-таки меньше похож на сказку, то «Каштанка» — очень даже сказочная история.
Как и положено в волшебных сказках, в основе сюжета – потеря, в данном случае хозяев, в результате (опять же все по сказочным правилам) какого-то неправильного поведения: «Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично». Традиционно кульминация состоит в том, что главные герои либо сражаются с какой-то злой силой, либо решают какие-то сложные задачи. Перед маленькой собакой с лисьей мордой оказалось много непростых задач. Во-первых, привыкнуть к новым соседям – а ведь, согласитесь, для не очень воспитанной собаки подружиться с гусем и котом не так просто. Во-вторых, самой научиться выполнять цирковые номера. И, наконец, в-третьих, встретиться со смертью, зашедшей на одну ночь в комнату маленькой цирковой труппы. Итак, пережив все это, наша рыжая героиня добралась до развязки сказки – вновь обрела своих хозяев.
Другое дело, что Чехов все перевернул с ног на голову. К концу волшебной сказки ее герои обычно получают какие-то блага, а Каштанка, наоборот, от благ отказывается ради мучительных фокусов Федюшки. Вкусные обеды она меняет на привязанный за ниточку кусочек мяса, который ее малолетний хозяин вытащит у нее из желудка, как только она его проглотит. Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно…» вспоминал, что когда в детстве читал рассказ «Каштанка», то плакал. Взрослый не всегда поймет, а уж ребенку и подавно сложно согласиться с тем, что от доброго и милого клоуна Каштанка убегает к постоянно пьяному и пинающему ее столяру и его жестокому сыну. Парадоксально? Но таких парадоксов огромное количество вокруг нас. Это только в сказках все по каким-то другим правилам. «Каштанка» же – сказка, построенная на жизненных реалиях. Через нее лежит путь к пониманию Чехова – художника потерянной мечты, мастера создания какой-то невнятной странной тоски по чему-то, что могло бы быть, но чего нет, и от чего герой сам часто отказывается.
Слишком сложно для ребенка? Ничего подобного. Дети полюбили «Каштанку» сразу. В одном из писем Антон Павлович вспоминал обед, на котором присутствовало много детей: «…детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке». Почитайте с ребенком этот рассказ. Пусть и по его мнению Чехов будет гением.
Папиного дня в общероссийском календаре пока нет, а сказка о нем – есть!
Я бы рано или поздно опустил руки и смирился, если бы не одна мысль. А ведь на самом деле трудно назвать современных детей не читающими.
Хороших книг о врачах много, но мы выбрали лишь несколько, чтобы напомнить, что часто врач — это больше чем профессия.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.