Музыка все время присутствует в ее жизни: в творчестве – она композитор, певица, инструменталист и поэт; в сложной и очень важной работе музыкального терапевта; дома – и это на первом месте. Наверное, поэтому Алисе Апрелевой очень легко говорить о том, как общаться с помощью музыки в семье.
Музыка хороша тем, что она не воспринимается, как тяжелый труд, она очень естественна. Не обязательно даже доставать музыкальные инструменты, можно просто хлопать в ладоши. И главное здесь – не бояться музыки, не бояться допустить ее на территорию своей жизни.
Люди часто говорят: у меня нет слуха, голоса, времени, я не знаю, с чего начать… Важно помнить, что когда мы занимаемся музыкой в семье, или с друзьями, или как волонтеры в больницах и домах престарелых, мы не показываем представление и не играем концерт, где нужно быть лучше всех. Мы просто делимся тем, что у нас есть. Музыка – это способ общения без слов.
Нет в мире культуры, где родители не поют детям колыбельных. И не всегда их поют исключительно мамы, часто это делают папы. В России, может быть, культурно сложилось по-другому, но на самом деле в папиных (или даже бартишкиных и сестренкиных) колыбельных нет ничего неестественного. Колыбельные – это важный момент построения отношений и того, что в психологии называется надежной привязанностью между ребенком и тем, кто поет.
Ребенок слышит и запоминает мелодии уже с 20 недель в утробе. Мамин звук он ощущает непосредственно: легкие и диафрагма совсем близко к ребенку. Папин звук опосредован, но если муж много времени проводит с беременной женой, то ребенок, родившись, успокаивается при звуке его голоса тоже. Иногда мама поет колыбельную, а ребенок не засыпает все равно, потому что от мамы молоком пахнет, а папа поет – ребенок сразу выключается. Папин голос обычно ниже, поэтому вибротактильные ощущения от него сильнее. Когда цель ребенка усыпить, то папа иногда оказывается эффективнее.
Колыбельную лучше петь без аккомпанемента: просто голос, чем проще, тем лучше. Сами характеристики колыбельных способствуют тому, чтобы ребенок успокоился. Нет резких скачков в мелодии и гармонических изменений, есть вибрация голоса, повторы, плюс тактильные ощущения – в результате возникает убаюкивающая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно.
Колыбельные очень похожи на тот язык, которым родители говорят с ребенком: «Ой, ты маленький мой!..» В английском языке есть даже специальное обозначение такого языка: motherese («материнский язык») и fatherese («отцовский язык»). Он совершенно необходим для нормального развития ребёнка. Слыша такую подчёркнуто выразительную речь, ребенок моментально ловит интонации и короткие яркие фразы.
Еще колыбельные помогают развивать язык. Ребенок слышит слова родной речи, их там немного и они совсем простые, он начинает что-то понимать. Когда у ребёнка есть языковое отставание, то в план музыкальной терапии включают колыбельные, чтобы помочь речи развиться.
Колыбельные можно петь всегда, для любого возраста. Подросток может, конечно, выразить недовольство, но в душе он будет рад музыкальному общению. Понятно, что с возрастом ребенка это общение модифицируется, видоизменяется, усложняется, могут добавляться инструменты. В более позднем возрасте в качестве колыбельных можно использовать песни других жанров и стилей: народные, авторские, духовные, популярные и т.п.. Главное здесь – как они поются.
Эффект от пения колыбельной испытываетне только ребенок, но и исполнитель. Меняются гормональный фон, ритм сердца, пульс, дыхание – все это подстраивается под спокойный ритм.
Для пап, которые не готовы петь колыбельные, есть игровые песни. Это жанр, где папы могут раскрыться вовсю. В России в нем чаще всего проявляют себя бабушки, но когда папы это делают – эффект волшебный.
Отцы, как правило, предпочитают именно активное взаимодействие с детьми, связанное с движением, весёлой вознёй. Это иногда песни, иногда почти присказки, вроде: «Поехали, поехали в лес за орехами…», или «Гуси-гуси, га-га-га, есть хотите, да-да-да!…» Кажется, что мы просто развлекаемся, но это помогает ребенку учиться новому.
Происходит развитие языка, потому что слова проговариваются или пропеваются очень четко, размеренно, проще уловить переходы из одного звука в другой, понять строй.
В предсказуемом потоке звука возникает последовательность действий, в какой-то момент с ребенком что-то делают, потом он готов сам что-то делать, сам инициировать, сам участвовать, подсказывать. Это развивает координацию движений, причем как на физическом, так и на когнитивном уровне. Развивается память.
Через какое-то время ребенок уже улыбается заранее, зная, что он «в ямку бух». Он учится планировать и прогнозировать. У малыша нет понятия о времени, у него нет понятия о днях недели, он не знает минуты, часы, он живет в настоящем моменте. Способность ощутить себя во времени, которой обладают взрослые люди, формируется постепенно. И в том числе, в процессе игр. «В ямку бух» – это не просто так, это вековая мудрость.
Когда проходит период игр, возникают другие возрастные виды деятельности. Ребенок начинает смотреть мультфильмы и слушать песни.
Это могут быть просто детские песенки, то есть те песни, которые мы привыкли ассоциировать с детством. Хотя на самом деле ничего страшного в том, чтобы делиться с детьми взрослыми песнями нет. Если нет обсценной лексики, описаний ужасов, если песни адекватные.
«Под небом голубым» – взрослая песня, тем не менее дети с радостью ее слушают. И дети очень любят фольклорные песни: «Степь да степь кругом», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…»
Музыкальные инструменты позволяют увидеть причину и следствие: я ударил в погремушку – появился звук…
С самого раннего возраста можно использовать музыкальные инструменты вроде погремушек, маленьких барабанчиков, шейкеров, колокольчиков. Но нужно смотреть, чтобы инструмент был крепкий, чистый, чтобы об него нельзя было пораниться, чтобы у него ничего не отваливалось и его или его части нельзя было засунуть в рот и проглотить.
Лучше поискать что-то почти профессиональное, а не покупать дешевые пластиковые игрушки, которые продаются в детских магазинах. Например, производитель барабанов и перкуссий американская фирма «Remo» делает много безопасных, ярких и интересных инструментов для детей. Немецкая фирма «Hohner» делает хорошие духовые.
Если у вас нет музыкального слуха, лучше попросить кого-то разбирающегося помочь, послушать, чисто ли звучит. Особенно это относится к металлофонам и детским пианино. Катастрофических последствий не будет, но если инструмент качественный – будет ощущение настоящей радости. И, скорее всего, взрослым тоже захочется пользоваться этим инструментом, вступать с ним в диалог.
Есть такая игра – перекатывание мячика друг другу. А можно «перекатывать» звук. Понадобится всего пара инструментов – например, погремушек, шейкеров или барабанов. Взрослый делает два удара – ребенок повторяет, а потом – наоборот: ребенок задает ритм, взрослый подхватывает. Обычно от этого бывает много радости. И дети, и родители узнают себя совершенно с другой стороны.
Или другая игра – поем песню:
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе позвал
купил муку, купил творог,
испек рассыпчатый…
Пауза, ребенок отвечает:
…пирог.
А может быть, что-то другое, совершенно неожиданное.
Можно не просто петь песню, а когда ребенок уже знаком с ней, дать ему возможность самому завершить фразу. Это для него очень важно. Таким образом ребенок самовыражается, вступает в диалог, а у взрослого есть возможность остановиться и показать, что он уважает ребенка, что он готов его подождать и услышать, что тот хочет сказать.
Если есть желание и расположенность к этому, то лет с пяти можно писать песни вместе. Дурачиться, выбирать 2-3 аккорда и дальше – что вижу, то пою. И совершенно необязательно должна быть рифма. Можно начать играть и запеть что-то вроде: «Давай мы напишем песню, эта песня про…» и ребенок говорит про что.
Можно играть в оркестр. Каждому члену семьи дать по инструменту, кого-то назначить дирижером. Дирижер начинает играть простой ритм, и когда ритм уже установился, по очереди включаются другие участники. Они добавляют к этому ритму что-то свое. Возникает возможность услышать каждого и в то же время – вместе сыграть. И дирижер может руководить – потише, погромче, остановить, может быть, кого-нибудь, как-то видоизменить. Это совместная работа, и это бывает довольно смешно.
Мои дети, правда, предпочитают играть в музыкальных терапевтов. С трех лет. Достают все инструменты, платочки, на которые я их обычно раскладываю во время своих занятий, и начинают лечить.
Еще один вариант – это ходить вместе с ребенком учиться какому-то искусству. Некоторые папы всегда мечтали научиться играть на гитаре, барабанах или джембе, но у них не было возможности, сейчас, с ребенком, у них есть такой шанс. Это уникальный опыт – ходить вместе учиться играть на каком-то инструменте.
И мне кажется, что это совсем не нарочитый, а естественный процесс.
Ученые говорят, что музыка – это наша врожденная способность. Есть очень небольшое количество людей, не способных воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки, музыка для них звучит, как шум. Но это очень-очень редко, большинство же людей обладает музыкальными способностями, слышат звук и ритм – даже те, кто считает, что это не так. Как гласит пословица, если есть голос – вы можете петь, если вы можете ходить – вы можете танцевать.
Мне не очень нравится идея интенсивного раннего развития. На мой взгляд, если есть цель развить музыкальные способности в ребенке, то не нужно его сажать за гитару или фортепьяно с трех лет, это слишком рано. Но когда ребенок научился говорить (а иногда и раньше), он готов воспроизводить ритмы, ручками хлопать или погремушкой греметь. На каком-то этапе он сможет петь интервалы больше кварты, четко воспроизводить синкопированные ритмы. Развивать общую музыкальность можно по-разному и в любом возрасте.
У меня дети погодки. И физически я очень тяжело переживала вторую беременность. Я для себя решила, что у меня будет маленький ритуал, момент общения только с еще не родившейся дочкой утром и вечером, совсем крошечный: буду петь «Богородице Дево, радуйся» три раза утром и три раза вечером. Молитва красивая, я знала, что она слышит, и у нас икона Иверской Божией Матери – семейная. Потом с какого-то совсем небольшого возраста, когда в принципе ребенок еще не готов воспроизводить мелодические интервалы, она стала на нашей семейной молитве очень чисто, со всеми словами петь вместе с нами эту молитву. Ни какую-то другую, ни «Отче наш» – а именно эту, потому что сработала ее музыкальная память. Вот то, что я испытала на себе.
Занимаясь музыкой вместе с ребенком, мы не только налаживаем с ним контакт, мы создаем позитивную атмосферу в семье.
Когда ребенок только родился, иногда возникают конфликтные ситуации, усталость от недосказанности, от изменений в стиле жизни. И колыбельные, и игровые песни могут помочь и мамам, и папам почувствовать себя более адекватно. Этот момент игры, когда люди играют, всем хорошо, может сгладить негатив, который накапливается. Если кто-то на кого-то злится, то в музыке это можно озвучить громким стуком по барабану или громким пением злобной песни. Не обязательно проговаривать словами, в музыке можно разрешить конфликты, когда люди играют вместе, шуршат, звенят.
Положительную роль может сыграть также музыка, которую мама с папой любили до рождения ребенка, которая нравилась обоим, например, песня, которая звучала на свадьбе или которая связана с их знакомством… Только нужно не слушать ее в наушниках для саморазрядки, а как бы невзначай поставить. Может, она зацепит супругу, она разбудит хорошие воспоминания. А дети очень восприимчивы, они не просто песню услышат, они прочувствуют эмоциональное состояние взрослых. Дети – маленькие «обезьянки», они все копируют и, скорее всего, начнут петь про себя, подпевать, в какой-то момент может возникнуть совместное музицирование. В таких ситуациях очень полезно, если папа играет на гитаре, например, или еще на чем-то.
Музыка уникальна тем, что она задействует все участки мозга, а в первую очередь – эмоциональный центр. Связь через музыку друг с другом, значимая песня, с которой связан позитивный опыт, – это всегда будет вызывать положительные эмоции.
Это очень показательно в работе с людьми с болезнью Альцгеймера: когда они уже не помнят ничего, у них настолько сильна остается память о музыке, которая им нравилась с 16 до 25 лет, что, когда они ее слышат, у них включаются эмоции, с ней связанные – чаще всего позитивные, потому что это молодость, – и даже включаются физические функции, которые уже долгое время не работали. Музыка помогает находить контакт с ними.
Когда люди вместе играют, вместе занимаются музыкой на протяжении всего лишь 10 минут и больше, выделяются те же нейротрансмиттеры, которые выделяются, когда мы едим шоколад, влюблены, когда нам хорошо. Можно назвать их гормонами удовольствия для простоты. И когда люди находятся вместе в едином музыкальном пространстве, когда у них возникает музыкальный контакт, у них возникает ощущение близости, привязанности к друг другу.
Так что, хотите стать ближе – хлопайте, стучите, барабаньте, играйте, делайте музыку вместе!
Подготовила Анна Ионычева.
Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. «Батя» выяснил, как растут таланты.
Евгений Викторович Петров – композитор, доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга и папа талантливого и перспективного пианиста Виталия Петрова — о музыкальном воспитании детей.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.