15 фильмов о приёмных отцах

Может ли мужчина испытать отцовские чувства по отношению к еще вчера незнакомому ребенку? Может ли он повести себя так, что ребенок примет и полюбит его? В отечественном и зарубежном кинематографе множество сюжетов, рассказывающих об этой встрече и об этом часто непростом пути взрослого мужчины и ребенка навстречу друг другу, о тех сложностях, с которыми сталкиваются приемные отцы и их дети, о любви, дружбе, ответственности, понимании и мужестве, которые спасают ситуацию.

 

«Батя» выбрал лишь некоторые киноистории о приемных папах, ставших родными.

 

«Малыш»

США, 1921.
Режиссёр: Чарли Чаплин.

«Малыш». США, 1921 г..

«Малыш». США, 1921 г.

Сентиментальная история в соответствующем жанре о жизни бродяги-стекольщика и его приёмного сына. Однажды герой Чарли Чаплина случайно увидел около мусорных баков завёрнутого в пелёнки младенца. Он попытался отдать его добрым людям, но ничего не вышло. И тогда мужчина забрал ребенка к себе, ловко приспособив свою тесную каморку под нужды малыша.

 

Прошло несколько лет, мальчик подрос, и вот они уже ходят вместе в поисках заработка. Несмотря на трудную жизнь (а какой еще она может быть в бедняцких трущобах?), папа и сын вполне счастливы: они очень привязаны друг к другу и понимают друг друга с полуслова. Но мальчик заболевает, к нему приходит врач, который обнаруживает, что ребенок не был усыновлен, а значит, должен отправиться в сиротский приют…

 

Черно-белый немой фильм, идея которого появилась у режиссера после личной трагедии — смерти его первенца, стал поворотным моментом в творчестве Чаплина и признанной классикой мирового кинематографа.

 

«Два Федора»

СССР, 1958.
Режиссёр: Марлен Хуциев.

«Два Федора», СССР, 1958 г..

«Два Федора». СССР, 1958 г.

 

Закончилась Великая Отечественная война. Фёдор возвращается домой. Вся родня его погибла, и ему, как и многим другим, предстоит начать жизнь заново. По дороге он встречает мальчика-сироту, которого по совпадению тоже зовут Фёдором. У парнишки погибли родители, и он едет сам не зная куда. Фёдор-большой решает забрать Фёдора-малого к себе.

 

Война роднит их: оба потеряли семью, радость победы смешивается с растерянностью — как жить дальше? Отношения двух Фёдоров – это и попытки обрести друг в друге отца и сына, и любовь старшего брата к младшему, и крепкая мужская дружба.

 

Вскоре в жизни двух мужчин возникает женщина: Фёдор-большой женится на Наташе. Наташа пытается снискать любовь мальчика, но он не принимает «лишнего», а взрослый мужчина не готов понять, что на самом деле чувствует ребенок. Но именно женщина помогает примириться двум Фёдорам.

 

«Судьба человека»

СССР, 1959.
Режиссёр: Сергей Бондарчук.

«Судьба человека». СССР, 1959 г.

«Судьба человека». СССР, 1959 г.

Фильм, вошедший в золотой фонд отечественного кинематографа, поставлен по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Несмотря на то, что пятилетний Ванюша появляется на экране почти в самом конце киноповести, фильм раскрывает тему послевоенного сиротства и обездоленности как детей, оставшихся без родителей, так и родителей, оставшихся без детей.

 

Шофёр Андрей Соколов уходит на войну, оставляя на родине жену и троих детей. В первые же месяцы боёв он попадает в плен. Чудом избегает расстрела, переживает все ужасы концлагеря и, наконец, сбегает к своим. Во время короткого отпуска он отправляется домой, но там его ждут руины и известие о смерти жены и двух дочерей. Старший сын погибает на фронте. После победы главный герой продолжает работать шофёром, и однажды встречает Ванюшку, такого же одинокого, как и он сам.

 

В основу рассказа Шолохова легли реальные события: часть истории очень похожа на то, что пришлось пережить в фашистском плену лётчику-истребителю Григорию Дольникову, хотя тот и отрицал свою причастность к литературному произведению; а рассказавшего о своей судьбе шофера с мальчиком писатель встретил вскоре после войны, в 1946 году. В главной роли снялся режиссёр фильма Сергей Бондарчук.

 

«Сережа»

СССР, 1960.
Режиссёр: Георгий Данелия, Игорь Таланкин.

«Сережа». СССР, 1960 г.

«Сережа». СССР, 1960 г.

Дебютный фильм молодых режиссеров по повести Веры Пановой, в котором, несмотря на неопытность его создателей, после прочтения сценария согласился сниматься Сергей Бондарчук.

 

В жизни пятилетнего Серёжи – большие перемены. Его мама вышла замуж. Коростылёву даже не приходится специально завоёвывать сердце мальчишки, всё происходит очень естественно. Он весь как на ладони: добр, отзывчив, и в то же время не заискивает перед приёмным сыном. С самого первого дня он старается общаться с Серёжей как со взрослым, «как мужчина с мужчиной», одновременно не забывая, что перед ним ребёнок, словно он один и воспринимает мальчика со всей серьёзностью и чуткостью. Но и такому безупречному отцу приходится однажды встать перед нелёгким выбором и пройти проверку на прочность.

 

«Когда деревья были большими»

СССР, 1961.
Режиссёр: Лев Кулиджанов.

«Когда деревья были большими». СССР, 1961 г.

«Когда деревья были большими». СССР, 1961 г.

Жизнь не складывается у Кузьмы Иорданова. Он прошёл войну, война лишила его жены, а после он так и не смог найти себя в жизни: пьет, не работает, перебивается случайными заработками. Однажды он случайно узнает, что в одной деревне живет девушка, родители которой пропали в войну и которую односельчане вырастили «всем колхозом». Кузьма Кузьмич решает выдать себя за отца девушки — не ради неё, а просто чтобы пристроиться самому.

 

В отличие от многих сюжетов, которые заканчиваются счастливой встречей родителей и детей, этот такой встречей только начинается. Сможет ли герой начать новую жизнь и какой будет эта жизнь, если хорошее дело началось с неправды?

 

Этот драматичный фильм не о том, как взрослый удочеряет подросшую уже девочку, а о том, как она сама принимает непутевого папу в свою семью. И эта история становления взаимоотношений отца и дочери напоминает зрителю о том, что в любом возрасте человеку нужны родители.

 

Главная роль в фильме стала первой драматической работой Юрия Никулина.

 

«Родная кровь»

СССР, 1963.
Режиссер: Михаил Ершов.

«Родная кровь». СССР, 1963 г.

«Родная кровь». СССР, 1963 г.

Во время Великой отечественной войны танкист Владимир Федотов случайно знакомится с паромщицей Соней, в одиночку воспитывающей троих детей. С войны он возвращается к ней, ее дочке и сыновьям.

 

Дети любят «дядю Володю» как родного отца. Но Соня умирает, а за детьми неожиданно приезжает их кровный отец, которого они почти не помнят. Родной отец в исполнении Анатолия Папанова – благополучный расчетливый юрист, мало помогавший своей семье в трудные годы, но зато «теперь способный многое дать детям». Приемный отец в исполнении Евгения Матвеева – старший механик на пароходе, небогатый, простой, но много лет бывший рядом с семьей. «Папа» хочет увезти всех троих детей с собой.

 

Как и главный герой фильма когда-то стоял перед выбором – уйти или остаться, взять на себя ответственность или сохранить свою свободу, так теперь дети должны принять решение. А он, любящий, хоть и неродной по крови отец, не мешает им это сделать.

 

«Дети Дон-Кихота»

СССР, 1965.
Режиссёр: Евгений Карелов.

«Дети Дон-Кихота». СССР, 1965 г.

«Дети Дон-Кихота». СССР, 1965 г.

Главный герой фильма, роль которого сыграл Анатолий Папанов, – доктор-акушер Петр Бондаренко, добрый, безотказный, отзывчивый человек, которого все вокруг называют Дон-Кихотом. Он дни и ночи пропадает в роддоме, заботясь о пациентках и выручая коллег. И, тем не менее, успевает воспитывать троих совершенно разных сыновей. И ко всему, что волнует его детей, он относится вполне серьёзно, с должным отцовским вниманием вникая в их дела и проблемы.

 

Весь фильм зритель наблюдает за кутерьмой многодетной семьи и за тем, как она справляется с курьезными, но не очень простыми ситуациями. И лишь в самом конце фильма, когда в семье появляется четвертый сын, выясняется, что все дети Бондаренко усыновленные – всех их матери оставили в роддоме.

 

«Странные взрослые»

СССР, 1974.
Режиссёр: Аян Шахмалиева.

«Странные взрослые». СССР, 1974 г.

«Странные взрослые». СССР, 1974 г.

«Что мы, грибы что ли, чтобы нас находили?» — произносит в начале фильма девочка Тоня, живущая в детском доме. И, правда, в этой истории Тоня находит своего приемного отца сама.

 

И всё у них почти хорошо, но только поначалу новый жилец коммунальной квартиры приносит немало беспокойства – и своим родителям, и соседям. Особенно переживает отец, добрый, интеллигентный, тактичный человек. Всё дело в том, что взрослым нужно привыкнуть к ребенку, который совсем не знает, что такое семья и дом, а ребёнку приходится учиться жить в мире этих «странных взрослых».

 

Тонкий и светлый фильм о том, как непросто бывает взрослым понять ребенка, особенно когда нет практически никакого опыта.

 

«Мужики!..»

СССР, 1981.
Режиссер: Искра Бабич.

«Мужики!..» СССР, 1981 г.

«Мужики!..» СССР, 1981 г.

Когда-то Павел любил девушку Настю, потом ушёл служить в армию, а Настя в это время родила дочку. Поверив сплетням об измене, Павел не вернулся домой, уехал в Заполярье и прожил там 13 лет, не зная, что в родной деревне подрастает очень похожая на него Полинка. Настя вышла замуж, родила сына и еще одного, оставленного матерью, забрала из роддома. Муж пил, с семьей не жил, и она мыкалась с тремя детьми, один из которых, приемный, не разговаривал. Настя умерла, сестре и братьям предстоит разлучиться, разъехавшись по домам-интернатам… Отец Павла срочно вызывает сына в родную деревню.

 

Это история о том, как непросто принимать решения, брать на себя ответственность, совершать поступки вопреки своим эгоизму и привычкам. И о том, как бывает легко на душе, когда эти решения уже приняты.

 

«Мужики!..» стал лучшим фильмом, а актёр Александр Михайлов – лучшим актёром по опросам журнала «Советский экран» в 1982 году. И хотя название фильма – это первое слово, которое прокричал в самом конце внезапно заговоривший мальчик, понятно, что в нем отображена основная идея фильма, ведь и главный герой, и его отец, и друзья, и сослуживцы ведут себя как настоящие мужчины.

 

«Мой любимый клоун»

СССР, 1986.
Режиссёр: Юрий Кушнерёв.

«Мой любимый клоун». СССР, 1986 г.

«Мой любимый клоун». СССР, 1986 г.

У артиста московского цирка Сергея и его супруги не может быть детей, поэтому они собираются усыновить мальчика.  В тот момент, когда все документы готовы и пара должна забрать шестилетнего Ваню домой, жена вдруг высказывает своё нежелание и сообщает об отъезде заграницу. Но Сергей, вопреки предстоящим трудностям и словам коллег, не намерен отказываться от своего решения. Теперь он Ване и за папу, и за маму, и должен как-то совмещать родительство с гастролями и репетициями. И вскоре ему приходится выбирать — отцовские обязанности или профессиональные достижения…

 

Фильм также рассказывает о мире циркового закулисья, любви, предательстве и настоящей мужской дружбе.

 

 

«Второй лучший»

США, 1994.
Режиссёр: Крис Менгис.

«Второй лучший». США, 1994 г.

«Второй лучший». США, 1994 г.

Жизнь Грэма не сложилась. Ему 43, он одинок, похоронил мать, ухаживает за больным отцом. Он хотел бы иметь детей, и однажды он решается и приходит в службу опеки. Специалисты с пониманием относятся к немного странноватому кандидату, но предупреждают, что ребенок ему достанется трудный. Это не пугает Грэма, и он знакомится с 10-летним Джимми.

 

Джимми не трудный – он очень трудный. Его мать покончила с собой на глазах у мальчика, отец сидит в тюрьме… Душа мальчика изранена и изорвана в клочья и, казалось бы, Грэму, мало что видевшему в жизни, по-настоящему никогда не понять ребёнка. Но и у Грэма есть душевная рана, которая, возможно, помешала ему создать семью, прожить свою жизнь иначе.

 

На каждом шагу Джимми «проверяет» своего приёмного отца, а тот терпеливо и участливо сдаёт все «экзамены», самым сложным из которых для Грэма оказывается преданнейшая любовь мальчика к образу своего кровного отца.

 

Это подробный, честный и душераздирающий рассказ о том, что чувствуют приёмные дети и приёмные родители, и о том, что пропасть между ними можно преодолеть. Этот фильм также и о той пропасти, которая может существовать между родными отцами и детьми, о недостатке любви и понимания, отцовском долге и прощении.

 

«Коля»

Чехия-Великобритания-Франция, 1996.
Режиссёр: Ян Сверак.

«Коля». Чехия-Великобритания-Франция, 1996 г.

«Коля». Чехия-Великобритания-Франция, 1996 г.

Конец 80-х, социалистическая Чехия в напряженном ожидании перемен. Виолончелист Франтишек Лоука кое-как зарабатывает игрой на похоронах, и ради значительной суммы заключает фиктивный брак с русской переводчицей, которой нужны чешские документы. После свадьбы женщина эмигрирует в Западную Германию, а Франтишек вынужден заботиться о ее сыне – пятилетнем Коле.

 

Для убежденного холостяка и ловеласа это самый неприятный сюрприз, который только может быть, — чужой ребенок совсем не входит в его планы. На фоне нарастающего в обществе неприятия к «братской» СССР и всему советскому русский мальчик в доме у чеха – явление неоднозначное. Но выбора нет, и мальчик остаётся у музыканта.

 

Поначалу эти двое совсем не понимают друг друга: они говорят на разных языках, Франтишеку приходится отказаться от привычного образа жизни, перестать водить к себе женщин и заняться ребенком. И, заботясь о своём «фиктивном» сыне, мужчина начинает многое видеть совсем в ином свете…

 

Картина принесла своим создателям – Зденеку Свераку (сценарий, главная роль) и его сыну Яну Свераку (режиссер) «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и премию «Золотой глобус».

 

«Волшебная страна»

США, 2004.
Режиссёр: Марк Форстер.

«Волшебная страна». США, 2004 г.

«Волшебная страна». США, 2004 г.

Биографическая драма об авторе знаменитого «Питера Пена», шотландском писателе Джеймсе Барри.

 

Драматург знакомится с семьей Дэвис — овдовевшей Сильвией и ее четырьмя детьми. Мальчики тянутся к Джеймсу, между ними завязывается дружба, в то время как между их матерью и Джеймсом возникает любовь. Вдохновленный этим знакомством, писатель принимается за свою новую пьесу, сказочную историю о мальчике, который не желает взрослеть. Имя Питер, которое драматург дал своему герою, носит один из ребят Дэвис.

 

Сюжет во многом отличен от реальной истории Дэвисов и Барри, но и в фильме, и в жизни писатель по завещанию их матери становится опекуном осиротевших мальчиков.

 

«Пути и путы»

США, 2007.
Режиссёр: Элисон Иствуд.

«Пути и путы». США, 2007 г.

«Пути и путы». США, 2007 г.

Том Старк – опытный машинист. Но однажды он становится невольным виновником трагедии: именно в его смену молодая женщина с 12-летним сыном в салоне автомобиля выехала на пути, чтобы покончить с собой. Ребенок успел выскочить из машины, и через некоторое время появляется на пороге дома Старка. Он приходит без ясной цели, просто, чтобы излить свои ярость и гнев, обиду и боль. И неожиданно — как для Тома и его неизлечимо больной жены Мэган, так и для себя самого – остаётся в их семье. Это «против всех правил», но есть что-то, что выше закона и даже, казалось бы, здравого смысла.

 

Мужчина и мальчик могли бы возненавидеть друг друга, но они становятся друг для друга опорой и поддержкой. Это история о том, что жизнь разнообразней, чем мы о ней думаем…

 

«Свой – чужой»

Россия, 2008.
Режиссёр: Тимур Кабулов.

«Свой – чужой». Россия, 2008 г.

«Свой – чужой». Россия, 2008 г.

Однажды пожарный Матвей, роль которого сыграл Дмитрий Дюжев, вытаскивает из огня двухлетнего мальчика. Судьба маленького Бори не даёт покоя мужчине: он начинает ездить в дом ребёнка, куда определили малыша после случившейся беды. Вскоре он понимает, что хочет усыновить ребенка. Но невесте Матвея что-то серьёзное, большее, чем просто неготовность, не даёт покоя и не позволяет принять в сердце ребенка-сироту.

 

Простой и довольно легкий фильм со счастливым концом, опровергающим распространенное мнение, что мужчине очень сложно полюбить чужого ребенка.

 

Еще фильмы, песни, книги об отцовстве на портале МедиаБатя



    Автор: Дарья Денисова, 14 ноября 2016 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.

    Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.

    Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.