«Батя-2014»: с детьми на авторалли

Семейное авторалли, организованное журналом для пап «Батя» и молодежным просветительским центром «Журавль», прошло 3 января 2014 года в Москве и Подмосковье. Александра Оболонкова прокатилась с ветерком вместе с одним из экипажей-участников.

 

И вот мы садимся в автомобиль. Обойдемся без описания регистрации, инструктажа (хотя – и это станет особенно заметно при оглашении результатов – это очень и очень важная часть ралли), удивленного изучения дорожной книги (для впервые участвующих в подобных соревнованиях стоит немалого труда в ней разобраться), подготовки. Все это уже позади. На автомобили приклеены опознавательные знаки, все члены экипажа пристегнуты, секундомеры готовы к отсчету времени… Поехали!

rally_15 rally_start_2 rally_3

Маршрут с усложнением

 

— А мы что, уже едем по маршруту? – поднимая головы от гаджетов со стрелялками, удивленно реагируют мальчишки на призыв родителей смотреть уже наконец по сторонам. Для современных детей это актуально – заменить виртуальные гонки на реальные, и такая уникальная возможность уже во второй раз предоставляется жителям Москвы и Подмосковья.

 

Пилот и штурман экипажа №23 Алексей и Евгения Забелины сегодня в команду взяли только троих детей – 11-летних близняшек Егора и Никиту и 5-летнюю Катю. Младший 3-летний Максим пока остался дома. Родители немного сердятся: в следующем году пацанам можно будет уже участвовать в ралли в качестве штурманов – правила дорожного движения разрешают сидеть на переднем сидении с 12 лет, то есть можно уже брать на себя ответственность за чтение дорожной книги, в которой условными знаками дан маршрут, и правильность курса, – а у ребят пока не всегда хватает внимания, чтобы увидеть знак «главная дорога».

rally_z

Впрочем, как только рядом обнаруживается автомобиль другой команды, у Никиты с Егором сразу прибавляется заинтересованности: «Надо скинуть хвост!» – наперебой кричат они.

 

Дмитрий Легейда, автогонщик, член судейской команды авторалли «Батя-2014»: Простых ралли не бывает. У меня самого было ралли, где я заблудился и не доехал до финиша.

Конечно, для семейного ралли готовится маршрут попроще, чем для обычных любительских, а тем более уж профессиональных состязаний, но здесь дополнительные сложности могут создавать сами члены экипажа.

 

Вот, например, не так-то просто водителю и штурману сохранять терпение, когда каждую минуту надо отвечать на вопросы: почему мы так быстро/медленно едем? лучше или хуже стартовать первым (все экипажи отправляются от старта с интервалом в минуту)? и зачем он вообще нужен, этот самый знак «главная дорога»?

 

Или вот еще ситуация. Самый младший член экипажа вдруг выходит из дремотного состояния, в котором находился пока остальные переживали, не пропустили ли пункт судейского контроля, и радостно восклицает: «Мы его нашли!» «Кого?!» — хором кричат все и оглядываются по сторонам, понимая, что пропуск контрольной точки грозит большим количество штрафных очков. А сонный ребенок умиротворенно отвечает, глядя в окно на уже удаляющийся золотой купол: «Храм Христа Спасителя».

 

rally_0

Пилоту-мужу так и хочется перепроверить штурмана-жену и заглянуть в дорожную книгу. Понятно ведь, что тут надо доверять цифрам, но она же женщина – может по привычке опять на интуицию начать рассчитывать. Заглянул, перепроверил, да не туда посмотрел – в итоге приходится петлять по улочкам, возвращаться и заново, уже доверившись штурману, идти с того места, где была допущена ошибка.

 

Дмитрий Легейда, автогонщик, член судейской команды авторалли «Батя-2014»: Есть определенные предписания по выполнению задач в ралли, маршрут разработан профессионалами, так что возможность аварийной ситуации при соблюдении правил сведена к минимуму. Но разбить машину можно и на ровном месте. Человек сам оценивает обстановку и свои возможности, и если он не «чудит» и понимает, что делает, то у него не возникнет проблем.

А жена-штурман, в свою очередь, тоже может советы начать давать, когда водительское мастерство нужно проявить. Вот есть, например, задание – по гололеду на скорость проехать. А она: погоди, да куда ты, да не так надо! Придется и голос чуть повысить: «Не кричи! Дай уже машину спокойно разбить!»

 

 

В общем, в семейном ралли – как и в семейной жизни: все проявляют свои характер, привычки, особенности, но все-таки остаются членами одной команды. И это главное. И в соревновании, и в жизни.
 

Искусство компромисса и воля к обеду

 

Итак, 60 километров пути, несколько страниц загадочных указаний из дорожной книги и два непростых задания на мастерство позади. Участники отдыхают. Судьи заняты сложным и скоростным подсчетом результатов: надо свести вместе данные из контрольных карт команд и судейских протоколов и выбрать победителей по баллам. Важно все: именно точное – не медленнее, и не быстрее! – время прохождения этапа, соблюдение правил дорожного движения, внимательность и водительские навыки.

rally_13

«Чем дольше занимаешься автоспортом, – говорит главный судья семейного ралли «Батя-2014», чемпион ДОСААФ России по ралли, мастер спорта Сергей Ушанов, – тем лучше понимаешь, что ралли – это игра на автомобилях, и у этой игры есть некие правила. Побеждает тот, кто их хорошо прочитал, изучил, применил. Мы много раз во время инструктажа говорили о важности соблюдения ПДД, и если бы все участники прислушались, то результаты были бы совсем иными».

 

Кто-то показал хорошие результаты на всей дистанции, но не остановился перед знаком «стоп» на железнодорожном переезде – штрафные баллы тут же переводят такой экипаж из лидеров в аутсайдеры. Кто-то заблудился и решил «срезать путь», но пропустил неожиданный судейский контроль – получать ли баллы за опоздание на финиш или за схождение с дистанции, решать команде.

 

«Это стандартная для ралли ситуация, – рассказывает Сергей Ушанов, – ты пытаешься найти правильное решение загадки, которую дал главный судья, и чувствуешь, что время уходит. Ты думаешь, поехать ли сразу к финишной точке, но понимаешь, что можешь пропустить пункт контроля. Но ведь может быть, что никакого пункта контроля и нет?.. Также и в профессиональных ралли – ты можешь рискнуть и превысить скорость, но ты не знаешь трассу и, не рассчитав свои силы, можешь на ней не удержаться, и ралли для тебя на этом закончится. Ралли – это искусство компромисса».

 

Так или иначе, это искусство в семейном соревновании «Батя-2014» проявили все участники. И хотя кубок «За волю к победе» получил лишь один экипаж, по крайней мере, на словах высокой оценки в этой номинации достойны все. На старте всем участникам выдали конверты, в которых была указана конечная точка маршрута (в дорожной книге она не была обозначена конкретно). В этом году ни одна команда не привезла на финиш этот конверт вскрытым – все добрались сами, без подсказок.

 rally_11

Кстати, год назад одна из команд, заблудившись и долго плутав, наконец остановилась возле какого-то кафе и осталась там обедать, о чем и сообщила организаторам по телефону. «Их можно было бы наградить за волю к обеду», — смеялись в оргкомитете. Надо отметить, что в этом году на финише участников ждал обед.

 rally_5

Пусть каждый уйдет счастливым…

 

Экипаж Желниных уже во второй раз занимает в ралли «Батя» первое место по очкам. Пилот – папа Евгений, штурман – 15-летняя дочь Вера, а в качестве пассажиров и помощников – мама и еще двое детей, еще двое – переживали за своих дома. Год назад все было в новинку, возникали сложности, правила были непонятны. Теперь эта команда – опытные волки: под впечатлением от прошлогодней поездки они нашли в Интернете любительские ралли и уже неоднократно принимали в них участие и даже побеждали. Но там на штурманском месте мама, и только здесь эту функцию на себя может взять дочь.

«Мне нравится в первую очередь то, что здесь можно кататься всей семьей, – говорит Евгений Желнит. – А еще то, что здесь больше не автоспорт, а квест. Нужно именно разгадать задумку. В детстве была игра «Казаки-разбойники», где по стрелкам надо было догнать соперника. А здесь по стрелкам догоняешь самого себя».

 

Конечно, не все участники ралли начинают более серьезно заниматься автоспортом. Для большинства это все-таки приключение раз в год. И тем больше желание организаторов сделать его ярким и запоминающимся.

 

«Когда-то мы все зачитывались Стругацкими, – говорит Сергей Ушанов, – и эта идея: пусть каждый уйдет отсюда счастливым, – позднее стала моей мечтой: сделать такое автомобильное соревнование, где лейтмотивом именно эта мысль. И вот теперь есть ралли «Батя»».

 

Поэтому много номинаций, а для всех участников – дипломы участников и теплые слова, катания на пони, соревнования по стрельбе, чай и пирожки, каток, рыбалка, фейерверк. Это настоящий семейный праздник.

rally_9 rally_12 rally_10

«Я абсолютно уверен, – говорит Ушанов, – что, придя после зимних каникул в школу, дети будут рассказывать, как они с отцом гоняли на ралли. Да и родители на работе могут сказать коллегам: «а вы как праздники провели? в Египте? скукатища… а вот мы с детьми…» Знаете, 40 лет назад родители гораздо больше проводили с детьми времени: беседы, чтение книжек, какие-то походы в выходные, целые «экспедиции» – не важно, в кино или мороженого поесть в ГУМе. Сейчас темп жизни гораздо выше и у многих отцов просто нет возможности общаться с детьми. И тем более значимо это ралли».

 rally_2

***
Награждение закончилось, отгремел фейерверк. У Никиты, Егора и Кати Забелиных на глазах слезы: всего лишь пятое место в общей таблице результатов, а в прошлом году были победителями. Впрочем, такие детские слезы быстро высыхают, зато остаются впечатления, желание победить в следующий раз и бесценные минуты, проведенные семьей вместе.

rally_end

Организаторы ралли благодрят за сотрудничество и помощь рыболовную усадьбу «Остров», Национальный фонд Святого Трифона, конный клуб «Левадия», членов добровольной народной дружины с/п Молоковское во главе с А.А. Сазоновым, инструктора по стрельбе спортивного клуба при Казанском храме с. Молоково Андрея Баклыгина.

 



    Автор: Александра Оболонкова, 9 января 2014 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист и редактор. Лауреат премии Союза журналистов России (2008 г.). Воспитывает сына.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Раллист и спортивный судья Дмитрий Корниенко о любительском автоспорте, водительском и жизненном опыте, правилах и взаимоотношениях в семье.

    Папа, мама, пятеро детей и бабушка — таким был самый большой и самый дружный экипаж ралли «Батя-2018». Всего в соревновании приняли участие 62 команды.

    Батя на Волге

    Семейное авторалли «Батя» шагает по стране.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.