Всем понятно, как происходит обучение обычных первоклассников, а вот обучение домашнего первоклассника может происходить самыми разными способами. Своим опытом делится папа второклассника Сергей Пархоменко.
Встречается мнение, что, если ребенок не ходит в школу, то дома родителям младшего школьника придется как-то обеспечивать те же 20-25 учебных часов (плюс еще 4-8 часов на домашние задания) в неделю. На самом деле, в школе дети проводят столько времени не потому, что это неизбежно необходимо для освоения учебной программы, а из-за катастрофически низкого КПД. Достаточно сходить на несколько уроков (или посмотреть видео) и проанализировать деятельность нескольких детей, чтобы убедиться, что из всех 35 минут урока ребёнок занимается чем-то продуктивным в лучшем случае минут 10, а в среднем – минут 5.
1. Общая организация процесса
Вошли, сели, успокоились, повозились, доставая всё, что нужно, и убирая, что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе – 2-3 минуты. «Открыли учебники на странице…» для тридцати детей может длиться минуты 2, и повторить инструкцию придётся раза три. И так за урок несколько раз вылетает еще по 1-2 минуты.
Естественно, в индивидуальной работе или в малой группе потери на организацию процесса в разы меньше.
На все это около 7 минут за урок.
2. Выслушивание объяснений того, что известно
Учитель объясняет всё так, чтобы это было понятно даже самому распоследнему ученику — с очевидными подробностями, в низком темпе. Практически каждый ребёнок в классе на уроке слушает (точнее, пропускает мимо ушей) что-то уже хорошо ему известное.
И проблема не только в том, что ребёнок что-то услышит два раза — проблема в том, что ему скучно, он теряет мотивацию, его внимание рассеивается и уплывает.
Заложим на такие ситуации хотя бы 4 минуты.
3. Ответы с места и у доски
Учителя начальной школы, чтобы хоть как-то контролировать внимание учеников, часто задают вопросы классу, желающие поднимают руки, кто-то из них отвечает.
У этого процесса тоже довольно низкий КПД: задавание вопроса, поднимание рук, выбор отвечающего занимают время, и в итоге только 1 из 30 человек получает возможность что-то сказать. Вот и получается, что если на некие устные ответы во время урока выделено 6 минут, то в среднем каждый ученик говорит 12 секунд. Негусто.
Конечно, зато он слышит ответы товарищей и, теоретически, что-то из них выносит — но при соотношении слушать чужие ответы/отвечать самому в соотношением 1/30 это не слишком эффективно.
Ещё минус 3 минуты.
4. Ожидание отстающих при самостоятельных заданиях
В школе среди детей есть те, кто побыстрее, и те, кто помедленнее: кто-то в счёте, кто-то в письме или других видах деятельности, а кто-то – во всём сразу. Задания стандартизированы для всех детей. В результате, одни сидят, ждут и придумывают себе другие занятия на уроке, а другие не получают никакой передышки, работая на пределе своих скоростных возможностей, делая ошибки и не успевая нормально осваивать материал (из-за чего им становиться ещё сложнее двигаться дальше по программе).
Темп урока оптимален только для некоей прослойки «середнячков». У успешного ученика вылетает еще минут 5.
У нас осталось 17 минут урока на собственно продуктивную учебную деятельность. Как же тратится это время?
5. Примитивные методы преподавания
Методы школьной работы рассчитаны на то, что, используя их, самый отстающий выпускник педагогического колледжа мог учить 30 абсолютно разных детей. Поэтому в основу преподавания заложены самые примитивные алгоритмы: заставить всех сидеть молча – рассказать новую тему, как написано в методичке – показать типовое решение на доске – ученики открывают учебники с типовыми упражнениями – ученики отсчитывают четыре клеточки, пушит номер упражнения, переписывают примеры в тетрадь…
Есть и другие методы преподавания, но они сложнее стандартизируются, требуют значительной квалификации преподавателя и намного меньшей учебной группы.
6. Неэффективная программа обучения
Чему нужно учить на уроке чтения ребёнка, который уже знает буквы и даже умеет читать отдельные слова, но ещё не владеет беглым чтением,? Нет, конечно же, не умению быстро читать, усваивать, осмысливать и запоминать прочитанное. Чтобы стать грамотным человеком, гармоничной личностью и хорошим гражданином, ему просто необходимо на этом этапе усвоить, что есть пары звонких и глухих согласных! А еще научиться рисовать схемы слов, обозначая квадратиками разных цветов гласные и согласные и другим странным вещам, которые никогда бы не пришли в голову обычному человеку, решившему научить кого-то хорошо читать.
Что характерно, и фонетический разбор, и классификацию букв, и рисование схем уже научившийся бегло читать ребенок может освоить за часок, а вот плохо читающий может над этим зависать неделями.
Но самое пагубное, пожалуй, в таком содержании обучения – это субъективная бессмысленность учебной деятельности, то есть ребенок по принуждению занимается тем, что для него является полной ахинее и не несет смысла.
Примерно в таком же ключе можно говорить о методике преподавания математики и всего остального.
7. Неучёт возрастных и индивидуальных особенностей, «зон развития»
Ну, понятно, что невозможно для класса из 30 человек хоть как-то учитывать индивидуальные особенности.
Машенька пока посматривает на пальчики, пытаясь что-то пересчитать, а Петя уже играет в «Монополию» и считает в десятках тысяч. Васе, ну, вообще пока неинтересно и не хочется что-то читать, а Леночка дочитала «Хроники Нарнии». И Машенька, и Петя, и Вася, и Леночка будут изучать сегодня сложение в пределах десятка и читать хором вслух четверостишье про снегиря. А если кому-то хочется изучать насекомых или минералы — то, пожалуйста, в свободное от учёбы время!
Естественно, когда ребёнок занимается тем, к чему он психологически созрел, и что ему интересно, то это во много раз эффективнее, чем когда бьётся головой в ещё закрытую для него дверь.
Безусловно, такие потери в какой-то мере неизбежны при любых альтернативных подходах к обучению, но в этом случае есть масса возможностей поднимать КПД процесса в разы (или хотя бы не опускать его настолько низко) и спокойненько уделять освоению ФГОС для начальной школы час-два в день.
В целом, как-то более жёстко организовывать занятия и форсировать процесс приходится и дома, потому что, как ни крути, аттестации сдавать нужно в установленные законом сроки и школьную программу осваивать с некоторым опережением. Итак, наши занятия – это, прежде всего, русский язык (каллиграфия) и математика (умение записывать ход решения и ответ).
Общая идея организации процесса заключается в том, чтобы он был прост, эффективен и требовал минимальных усилий и от нас, родителей, и от сына Никиты. Занятия проходят утром, 3-5 раз в неделю. Кроме того, несколько дней в неделю у Никиты английский, занятия в историко-культурном клубе и наш домашний кружок.
Каждый день вечером я готовлю задания и оставляю на столе, а утром Никита их делает первым делом, до всех остальных дел (игры, мультики, радио). Не скажу, что задания всегда делаются по зову сердца и не требуют напоминаний, но по мере формирования привычки напоминать надо все реже.
В начале первого учебного года, в сентябре, когда важно было адаптироваться, я прикидывал объём заданий так, чтобы выполнение занимало 10-15 минут. В конце года занятия длились 20-30 минут. Если же Никита увлекался каким-то творческим заданием или раскисал, столкнувшись со сложностью, то они могли занимать и большее время.
Не так-то просто определить, какой нужен объем – всегда есть тенденция с позиции взрослого недооценить время выполнения задания ребенком. Для себя я сделал вывод, что удовлетворённый, бодрый и мотивированный ученик — в сто раз важнее, чем объём выполненных заданий, и ошибаться здесь лучше в меньшую сторону.
Лучше дать слишком мало, чтобы ребёнок сделал за пять минут и был доволен собой, чем дать слишком много, чтобы выполнение потребовало сверхусилий или какого-то дополнительного внешнего стимулирования. В первом случае обеспечить прогресс легко и просто, а вот с замученным, демотивированным ребёнком даже оставаться на том же уровне сложно, каждое занятие — испытание и для него, и для преподавателя.
У взрослых же, по моим наблюдениям, напротив, часто есть стремление «выжимать до щелчка», т.е. наращивать и длительность и сложность занятий до тех пор, пока ребёнок с ними может хоть как-то справляться, не все останавливаются и на этом, «отжимая» ещё дальше.
Кстати, мы не делаем каких-то каникул, выходных и т.д. Иногда они получаются вынужденно, но, в целом, постоянство и регулярность формируют очень полезную привычку, и хоть какие-то задания мы стараемся давать всегда. К примеру, даже на выезде с туристической секцией у Никиты была задача каждый день утром писать три любые фразы.
Итого:
Каждый день вечером 10-20 минут вечером занимает у взрослого подготовка заданий для ребенка (или самостоятельно, или из какого-то сборника).
Утром ребенок тратит на выполнение 20-30 минут.
Потом взрослый просматривает выполненное и обсуждает с ребенком результаты – это еще 10-15 минут.
Как ни странно, просто собрать, отвести и забрать ребёнка из школы у нас занимало бы больше времени.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Уважаемый Сергей! Спасибо за интересную статью! Мои дети уже три года на семейном обучении (с самого начала учебы). У меня к Вам вопрос. Вы на мой взгляд справедливо критикуете необходимость, например, делать фонетический разбор. Со своими детьми мы в первых классах обходились веселыми заданиями подобных тем, что вы даете сыну. Но в школе на аттестации учителя ожидают от ребенка должного (с их точки зрения) оформления. Как вы эту проблему решаете? У вас демократичные педагоги в школе на аттестации или вы, в итоге, учите ребенка оформлять «по-школьному»? Заранее спасибо за ответ!
Екатерина, рад, что статья показалась интересной!
Сразу отмечу, что у нас в три раза меньше опыта учёбы на семейном обучении, чем у Вас, пока сдан только первый класс )
В нашей школе на аттестациях используются тесты, поэтому требований по оформлению не так уж и много. За несколько недель до аттестации мы прорешиваем какое-то количество заданий по программе. В целом мы исходим из того, что человек, которые умеет читать, писать, считать и в целом понимает, что делает, с оформлением и «странными» местами школьной программы справиться может где-то по наитию, где-то с минимальной подготовкой.
Второй важный момент — мы не ставим себе и сыну задачу сдать все предметы «на отлично». Предмет должен быть сдан хоть на «удовлетворительно» — главное, чтобы сдан.
Третий момент — это то, что мы достаточно «плотно» работаем со школой в организационном плане: со своей стороны стараемся не создавать лишних сложностей, но «своё берём», и администрация знает, что формальные придирки не принесут пользы и им самим.
Спасибо, Сергей! Мы тоже со школой обсуждали переход на тесты по русскому и математике при сдаче аттестации, но я как-то убрала руку с пульса в этом вопросе, спасибо за напоминание))
По окружающему миру очень хорошо пошла сдача проектами — и нам интересно, и детям в школе (нам предложили устраивать презентации проектов в классе и это оказалось очень интересным и полезным опытом нашим детям).
Моему сыну уже 19. Он второй ребёнок в семье и всегда тянулся за старшей на 2 года сестрой. Когда той пришёл срок поступать в школу вместе с ней попросился и он. Естественно его не взяли- не достиг ещё даже 6летнего возраста. Так вот мальчик был настолько замотивирован учиться, что программу первого класса прошёл самостоятельно и по собственной инициативе. Происходило это так: утром сестра уходила на занятия а мальчик брал свой комплект тетрадей и учебников и выполнял все задания, которые были вчера у сестрёнки в классе плюс домашнее задание. С выполненными письменными работами приходил ко мне (я занималась надомным трудом-шитьём и вязанием) и просил оценить его работу. Я проверяла ошибки, но оценивать отказывалась, просто вместе искали, что сегодня получилось лучше чем вчера. По ходу обычной бытовой жизни мы с детьми всегда говорили на те темы, которые их интересовали, с возрастом темы расширялись и углублялись, дети уже сами могли черпать информацию из книг и журналов и делиться со мной прочитанным. В 6 с половиной лет мальчик уточнил, где есть начальники над директором школы и попросил отвести его туда на беседу и аттестацию. В результате этого визита его зачислили в первый класс, но это уже был конец апреля. Попали в образцово-показательный класс, где преподаватель очень сильно понижала всем без исключения ученикам самооценку, выискивая в каждом недостатки и не поощряя за успехи. Окончание учебного года было с тройками по всем предметам- это за месяц учёбы. Во второй класс получилось по семейным обстоятельствам попасть в класс сестрёнки к другому преподавателю этой же школы, как результат-лучший ученик в классе. Дочка же, в результате школьного образования всё таки несколько утратила мотивацию к обучению, хотя учительница была очень душевная и заботливая, не скупилась на поощрения и старалась сохранить детям физическое и психическое здоровье, создала из ребят дружный и весёлый коллектив. Очень жалею, что в начале двухтысячных не подозревала даже о праве семьи на домашнее образование. Уверенна, что обучаясь подобным образом далее оба мои ребёнка сохранили бы своё здоровье в первую очередь и получили бы более качественное образование минуя плохое влияние системы под названием школа, где помимо этого дети получают пример курения, алкоголизма, наркомании, хулиганства , тунеядства и половой распущенности, от которых сильно страдают все дети без исключения, не зависимо попали они под влияние или смогли устоять.
Спасибо. Чудесная статья.