Как рассказывать детям о святых? Кто это такие и что у них может быть общего с выдуманными героями, любимыми современными детьми? Какие бывают святые и чем отличается их образ жизни от нашего? Журнал «Батя» продолжает серию публикаций о Божьих угодниках.
Читайте также:
Помните сказку о Золушке? Осиротевшая девочка живет в доме мачехи, выполняет тяжелую работу, ходит в обносках, спит на золе. У нее нет выходных, и ее никто не любит.
Если бы в конце истории она не встретила фею и принца, то жизнь ее была бы сплошной мукой, а сама девочка – мученицей. Всю жизнь терпела, а потом умерла в нищете и забвении.
В голове многих людей слово «мученик» означает «страдалец», «неудачник», может быть, даже «лузер», который не смог спрятаться, договориться, переждать гонения.
Еще мученик – это герой, который терпит боль и ужасные пытки, бесстрашно отвечает на вопросы судей, выходит на арену Колизея, усмиряет львов, толпу язычников, требующих его смерти, и даже палачей.
Во многих мученических житиях рассказывается, как солдаты, пытающие человека, падают от усталости, а страдалец не чувствует боли и славит Христа.
Церковь с самого начала своего существования называла мученика – «свидетелем». Греческое слово «martis», которое славяне перевели как «мученик», больше похоже на юридический термин. Мученик свидетельствует о Христе ценой своей жизни.
Около 111 года крупный римский чиновник Плиний Младший написал письмо своему другу императору Траяну. Плиний рассказал, что в провинциях империи живет много людей, называющих себя христианами. Они поют гимны своему Богу, отказываются приносить жертвы Юпитеру и другим языческим божествам за здоровье императора, а еще обещают друг другу не совершать преступлений и жить достойно.
Чиновник спросил императора, как нужно наказывать христиан, и Траян ответил:
Это письмо стало законом для римских судов, и чиновники в разных городах допрашивали христиан одинаково. Если человек сам называл себя христианином, то ему предлагали хорошенько подумать – отправляли в темницу, приглашали родителей или детей, чтобы те убедили «преступника» отречься от странной веры. Если это не помогало, то заключенного начинали пытать. Страдания становились все ужаснее, но после каждой пытки мученика вели на допрос. Если он отрекался, то получал свободу, если нет – его ждала казнь.
Христиане, как могли, поддерживали своих товарищей. Они подкупали стражу и находились со страдальцами в темницах – кормили, поили, ухаживали за ранами, записывали их наставления.
Мученическую смерть принимали епископы, священники, обычные люди, взрослые и дети. Каждый из них был готов пожертвовать земной жизнью ради Спасения.
В начале IV века при императоре Диоклетиане многие судьи сами подсказывали христианам, как отвечать на вопросы, чтобы не пострадать. Вместо церковных книг верующие могли отдавать чиновникам любые книги, вместо принесения жертвы языческим богам христиане могли просто согласиться на то, что их по ошибке внесли в записи. Гонители формально исполняли свои обязанности, но все равно сотни людей добровольно отдавали себя в руки палачей и становились мучениками, о чем писал в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский.
Значит ли это, что первые христиане были «золушками», искавшими мучений? И да, и нет. Во время больших гонений людей охватывал религиозный экстаз, поэтому Церковь запретила добровольно искать мученичества. При этом, не все выдерживали пытки и отрекались, и это тоже было свидетельством, которое очень сильно огорчало христиан, оставшихся верными.
За первые три века существования христианства мучеников стало так много, что празднования в их честь совершались почти каждый день. По словам одного из самых известных раннехристианских мыслителей Тертуллиана, «кровь мучеников – семя Церкви». Своим бесстрашием, способностью не отрекаться от веры даже под угрозой смерти эти святые приводили в Церковь все новых и новых христиан. И, кстати, среди них были настоящие принцы и принцессы. Например, великомученица Екатерина.
После IV века массовые гонения на христиан почти прекратились. Мученики появлялись среди миссионеров, отправлявшихся проповедовать Христа в самые разные уголки Земли, а также ими могли стать христианские пленники, проданные иноверцам. Этот подвиг стал более индивидуальным, связанным не с самой принадлежностью к христианству, а с тем служением и теми обстоятельствами, в которые попадал человек. Даже в наши дни христиан преследуют в некоторых странах, приговаривают к смерти за «осквернение Корана» или хранение Библии.
В ХХ веке в России снова была попытка уничтожить Церковь, и вновь появилось много людей, готовых отдать жизнь за Христа. Но это уже другая история…
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.