Сценарий праздника, Посвященного Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию просветителям славян

Участник конкурса журнала «Батя» «Сценарии приходских праздников».

 

Действующие лица:

 

1-й ведущийKM_01_normal

2-й ведущий

Выступающие с номерами  (музыкальными, стихотворениями)

Детский хор

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

 

Участники сценки «Благая весть»:

Ангел — мальчик лет 10

Мальчик – мальчик лет 11

Бабушка – женщина лет 65

Мама – женщина лет 30-50

 

Участники сценки «Путешествие свт.Кирилла»:

Первый разбойник — мальчик

Второй разбойник — мальчик

Св.Кирилл – мальчик лет 10

 

 

 

Хор вместе со зрителями поет Тропарь празднику Благовещение.

 

Звучит музыка.

 

Сценка «Благая весть».

Сцена 1.

С одной стороны сцены выходит мальчик, навстречу ему идет бабушка.

Мальчик: Здравствуйте, Марья Антоновна!

Бабушка (приветливо кивает): Здравствуй, внучек. Мальчик хочет пройти дальше, но бабушка удерживает его.

Бабушка: Постой, постой, Кирюша. С именинами тебя!
Мальчик: С какими еще именинами?

Бабушка: Как же? Сегодня день святого Кирилла, твоего небесного покровителя, и брата его Мефодия.

Мальчик: Да? А я и не знал.

Бабушка: На-ка вот… (вынимает из сумки небольшую книжечку, подает мальчику).

Бабушка: От меня небольшой подарочек.

Мальчик вертит книгу в руках.

Мальчик: Ну, ладно, спасибо.

Расходятся.

Сцена 2.

Мальчик вбегает в комнату.

Мальчик: Мама, а у меня сегодня именины.

Мама: Правда?

Мальчик: Ну, да. Вот, Марья Антоновна мне книжку подарила. (вздыхает) Правда, лучше бы она мне машинку подарила или конструктор. А-то книгу! У меня полно книг! Вон, ставить некуда.

Мама (укоризненно): Сынок, нельзя так говорить. Если человек делает подарок от чистого сердца, нужно принимать его с благодарностью. Какой бы он ни был. Ну-ка, давай посмотрим, что это. (берет книгу из рук мальчика, читает) Евангелие.

Мальчик: А что это значит?

Мама: Я не знаю. Давай, почитаем?

Мальчик: Вот еще! У меня уроков полно.

Мама (вздыхает): Ну, ладно, делай уроки.

Мама кладет книгу на стол, выходит. Мальчик садится за стол, достает учебники, раскрывает один из них. Читает какую-то жутко нудную фразу (начало задачки или правило по грамматике). Глаза у него слипаются. Он встряхивается, трет глаза, таращится в книгу, но безуспешно, прочитать ничего не может. Зевает, бормочет.

Мальчик: Ладно, сейчас вздремну немного, а потом…

Кладет голову на стол и засыпает.

Бесшумно на сцену выходит Ангел, садится рядом с мальчиком по другую сторону стола.

Ангел (зовет тихо): Кирилл!

Мальчик вздрагивает, просыпается.

Мальчик (испуганно): Ты кто? Ты откуда здесь взялся?

Ангел: Не бойся. Я твой Ангел-хранитель.

Мальчик: Как это? Ты что, меня охраняешь?

Ангел: Да. Радуюсь, когда ты радуешься, и огорчаюсь, когда ты огорчаешься. Но сейчас ты меня очень расстроил.

Мальчик: Чем?

Ангел: Вот ты расстроился, что тебе подарили книгу. А ты знаешь, что было время, когда на Руси вообще не было книг?

Мальчик: Как это?

Ангел: А вот так. Славяне, наши предки, говорили между собой, но читать и писать не могли. Потому что у них не было азбуки. И нигде они не могли узнать о Христе. Благая весть еще не дошла до них. Они не знали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.

Мальчик: А что такое Благая весть?

Ангел: С благой вестью был послан Архангел Гавриил к Деве Марии, сообщить, что у Нее родится ребенок, младенец Иисус, который спасет весь мир. Потом четыре евангелиста, Матфей, Лука, Марк и Иоанн, сообщили Благую весть людям вот в этой книге, которая называется Евангелие. Что в переводе и означает Благая весть. В этой книге они рассказали о жизни Иисуса Христа, о Его заповедях, о том, как нам жить. Ведь они были свидетелями Его жизни, и писали о том, что сами видели и слышали.

Мальчик: А святой Кирилл здесь причем? Почему мне бабушка именно эту книгу подарила?

Ангел: Именно его трудами Благая весть дошла до русских людей. Он-то как раз и перевел Евангелие на русский язык. Чтобы и русские люди узнали о Христе, о пришествии в мир Спасителя. Ведь они ничего не знали об этом. Представляешь, уже прошло много веков после рождения Спасителя. Многие люди уверовали во Христа, многие пострадали за Него, приняв венец славы. Многие жили по заповедям Его. А русским людям ничего об этом не было известно.

Мальчик: Но как? Почему?

Ангел: Потому что никто не рассказал им об этом. И они могли бы так ничего и не узнать. Поэтому Бог послал святых Кирилла и Мефодия, чтоб они донесли Благую весть до славян. Чтобы они тоже узнали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.

Мальчик: А как это – спасен?

Ангел: А вот об этом ты как раз и узнаешь, если прочитаешь эту книгу.

Мальчик недоверчиво берет книгу, раскрывает, начинает читать.

Ангел так же бесшумно исчезает.

Сцена 3.

Мальчик поднимает голову. Никого нет. Мальчик потягивается, потирает глаза. Входит мама.

Мальчик: Мама, мне приснился такой сон! Будто ко мне пришел ангел.

Мама: Правда?

Мальчик: Да, он рассказывал о моем святом. Представляешь, он перевел Евангелие для русских людей! Я тоже хочу, как он, нести Благую весть людям.

Мама: А что такое Благая весть?

Мальчик: Пойдем, я расскажу тебе. (Уходят).

Конец сценки.

 KM_02_normal

1-й ведущий: Сегодня, дорогие друзья, мы с Вами узнаем много интересного из жития Святых братьев Кирилла и Мефодия. Узнаем, как они изобрели славянскую азбуку «Кириллицу», и сколько сложных и трудных испытаний им пришлось преодолеть.

 

2-й ведущий: На протяжении всего праздника нас с Вами, ребята, ожидает много сюрпризов и приключений. Так что приготовьтесь и будьте очень внимательны.

 

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

 

Буква «А»:             Беда, беда!

 

1-й ведущий:                     «Что случилось?»

 

Буква «А»:              Пропало слово, слово пропало!

 

1-й ведущий:                     Какое слово?

 

Буква «А»:              Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

 

И, вот как, ребята, в жизни бывает:

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут — рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек — съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

 

1-й ведущий:                       И осталась у нас одна — буковка «А».

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила,

Которые и объяснит нам мой помощник.

 

2-й ведущий:            Мы, ребята, с Вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам сегодня стихотворения, а мы с Вами в течение нашего праздника постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных.

 

1-й ведущий:            Ну, как Вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня с Вами слово? А? Поможем нашей букве «А»?

 

Дети отвечают. Вдруг вбегает вторая буква «А».

 

2-й ведущий:            А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве), помнишь свое стихотворение.

 

2-я буква «А»:           Помню!

 

2-й ведущий:            Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

 

2-я буква «А»:          Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

 

1-й ведущий:                       Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

 

Дети отвечают. Ведущий снимает платок с таблички. Объясняет детям, как эта буква звучит на кириллице.

 

1-й ведущий: Мы с Вами знаем, что первая буква русского алфавита называется «А». Первая же буква славянского алфавита – «Кириллицы» называется АЗЪ. В переводе со славянского языка на русский она звучит, как «Я». Азъ значит Я.

 

2-й ведущий: Ну вот, ребята, у нас с Вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова. А пока другие буковки ищут к нам дорогу, давайте с Вами послушаем, кем были святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

 

1-й ведущий: Братья Кирилл и Мефодий родились в  IX веке в семье знатного и богатого военачальника по имени Лев в греческом городе Солуни. Мефодий – был старшим из семи братьев, а Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, – самым младшим. Семейство было многочисленно и воспитывалось в благочестии и вере.

 

2-й ведущий: Мефодий – по примеру своего отца рано поступил на военную службу. Десять лет он управлял одной из славянских областей. Затем, прослужив около 10 лет, удалился на гору Олимп в монастырь Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Там Мефодий постригся в иноки и стал проводить дни в молитве и изучении Священного писания.

 

1-й ведущий: Кирилл с детства был очень одаренным мальчиком. Он воспитывался в родительском доме и с ранних лет проявлял замечательный ум и удивительные способности к наукам. Когда Кириллу было семь лет, ему приснился сон, предзнаменовавший его будущее.

 

2-й ведущий: А что за сон приснился святому равноапостольному Кириллу, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое нам прочитает (имя чтеца)

 

Стихотворение №1 «Сон святого Кирилла»:

 

Был семилетним отроком Кирилл — Приснился ночью сон ему один:    Могучий и всеславный воевода В богатом, позолоченном дворце

Собрал невест, призвав к себе Кирилла,

Спросил: «Какую выбираешь ты себе?»

Кирилл молчал, с благоговением взирая,

И вдруг увидел девицу в венце,

Богатую убранством и красою,

И мудростью, и добротой в лице.

«Да!», — произнес святой, судьбу свою решая, —

«Да!», «Софию избираю я себе —

Божественную мудрость на земле!»

 

2-й ведущий: Так святой равноапостольный Кирилл избрал свой путь в жизни – он выбрал «Софию», которая олицетворяла мудрость и умение в науках. С любовью и усердием изучал святой Кирилл науки и в особенности Священное Писание. Благодать Божия просвещала не только ум святого Кирилла, она очищала и его сердце.

 

1-й ведущий: У святого Кирилла был сокол, которым он обычно потешался. Однажды Кирилл отправился со своим соколом на охоту в поле, но лишь только он выпустил его из рук, как ветер подхватил птицу и унес неизвестно куда. Два дня не вкушал пищи святой отрок от уныния и печали. Но вскоре он понял намерение Промысла Божия – раз все земные радости ненадежны, значит и не за чем к ним привязываться. И с этого момента святой Кирилл стал еще усерднее изучать Священное писание и творения Святых отцов.

 

В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»), подходит к 1-ому ведущему.

 

Буква «К»: Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась  (вздыхает).

 

1-ый ведущий: Здравствуй!  А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

 

Буква «К»: Да.

 

1-й ведущий: Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

 

Буква «К»:     Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила:

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

 

2-й ведущий: Ну что, ребята, это за буква, догадались?

 

Дети отвечают.

 

2-й ведущий: Правильно, молодцы! Буква «К» в славянском алфавите называется «КАКО».

 

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, три буквы у нас с Вами уже есть. (обращаясь к букве «К») Садись пока к своим друзьям – буквам «А», а мы с ребятами послушаем продолжение жития святых братьев Кирилла и Мефодия.

 

2-й ведущий: Когда святому Кириллу исполнилось 12 лет – на престол вступил малолетний греческий император Михаил III. Император Михаил слушал уроки у знаменитых ученых того времени. Учителя Михаила решили найти достойного соученика императору, который бы усердным учением и добрым нравом служил ему примером.

 

1-й ведущий: И вот один из учителей царя Михаила, Логофет, узнав о замечательных способностях отрока Кирилла, сделал Его царским воспитанником. Под руководством ученейших мужей Царьграда святой Кирилл делал быстрые успехи. В течение нескольких лет он изучил основательно науки, словесность, греческий и латинский языки. Все удивлялись необыкновенным способностям и уму юноши.

 

2-й ведущий: Но молодой Кирилл не гордился своими способностями, был кроток, благочестив и смиренен. Он понимал, что истинная премудрость – это уразумение закона Божия. Именно к этой высшей премудрости стремился святой Кирилл всеми своими силами и способностями. Через некоторое время Кирилла нарекли почетным званием «Философ» за успехи в учении и благонравие. Кириллу было только 20 лет, когда его назначили преподавать философию в высшем училище в Константинополе.

 

1-й ведущий: Однажды покровитель Кирилла — Логофет пожелал женить юношу на своей богатой и прекрасной крестнице. А что было дальше, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое нам прочтет (имя чтеца)

Стихотворение №2 «Отказ святого Кирилла от женитьбы»

 

Ученый муж и покровитель Логофет,

Сраженный мудростью и славою Кирилла,

Решил женить Его на крестнице своей,

Чтоб обрести спокойствие душевное и сына.

С любовью говорил ему вельможа:

«Возьми же в жены крестницу мою!

Прекрасную мы создадим семью!

Женись, царь даст тебе княженье,

и скоро воеводой будешь ты!»

Кирилл же отвечал ему смиренно:

«Велик твой дар, но в этом нет нужды.

Ведь знаешь ты, что цель моя –  наука,

И лишь ее я возвожу плоды».

EPSON scanner image

2-й ведущий: Так святой Кирилл выбрал уединение для того, чтобы посвятить себя Богу. Молитва и учение привлекали Его более богатства и земных радостей. Кирилла ожидало блестящее будущее в столице, но Он предпочел присоединиться к брату Мефодию и удалился в монастырь.

 

1-й ведущий: Когда Кириллу исполнилось 24 года в Царьград пришли послы от калифа – царя Сарацинского. Они хулили христианскую веру и восхваляли свою. Император решил послать на беседу к ним ученого мужа для прений о вере. На эту роль был выбран святой Кирилл. И молодой философ, полный ревности к Закону Божию, с радостью предпринял трудное и опасное путешествие к сарацинам, которые ненавидели христиан. Отправляясь, святой сказал так: «С радостью иду я, может ли что в этом мире быть сладостнее для меня, как умереть за Святую Троицу и получить вечную жизнь?»

 

2-й ведущий: Сарацинский царь принял Кирилла с почетом. В честь него были учреждены обеды, в которых участвовали лучшие магометанские ученые: астрономы и геометры. Во время стола и происходили споры этих мудрецов с Кириллом о вере. Мудрецы и жрецы сарацинские, убедившись, что не могут победить Кирилла ученостью и красноречием, — возненавидели его, и даже покушались на его жизнь.

 

1-й ведущий: А как это происходило, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое нам прочтут (имя чтеца)

 

Стихотворение№3 «Кирилл и жрецы Калифа» (для 4 исполнителей).

 

К хулителям основы православной,

Был послан императором Кирилл.

И отправляясь на духовное сраженье,

Святой с благоговением говорил:

«Да, с радостью иду на славный бой я,

За веру христианскую, за мир!»

 

Жрецы Калифа – астрономы, геометры,

Кирилла встретили как императора посла.

Хвалили свои храмы, украшенья,

Строения из драгоценного камня.

Святой Кирилл на это отвечал им:

«Хвала и слава Господу сотворшему вся!»

 

И говорили с ним, в тяжелый спор вступая,

О вере сарацинской дотемна.

Но красноречием и мудростью Кирилла

Все доводы их были «сожжены дотла»!

 

Возненавидевши святого за ученье,

Жрецы решили отплатить ему сполна!

Накрыли стол – устроили обеды,

Подали яств и ядовитого вина.

Кирилл испил, но не было победы!

Господь хранил поборника Христа.

 

2-й ведущий: По возвращении в Царьград святой Кирилл посвятил себя подвигам благочестия: посту, молитве и попечению о нищих. Он поселился со своим братом Мефодием в монастыре на горе Олимп.

 

В зал входит ребенок с табличкой (буква «З»), подходит к 1 ведущему.

 

1-й ведущий: Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

 

Буква «З»:                «Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите — угощаю!»

 

1-й ведущий: Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

 

Дети отвечают. Ведущий рассказывает о букве «З».

1-й ведущий: Это девятая буква русского алфавита, буква «З». В славянском же алфавите она называется «ЗЕМЛЯ». Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово! А пока давайте послушаем, что же было дальше со святыми братьями Кириллом и Мефодием.

 

2-й ведущий: Недолго святые души праведников Кирилла и Мефодия цвели и благоухали красотою добродетельной жизни в пустынном уединении в монастыре. Просветителям славян предстояли новые тяжкие подвиги.

 

1-й ведущий: Моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III с просьбой направить в Моравию учителей, чтобы они наставили местное славянское население истинам христианской веры на его родном языке. Император Михаил откликнулся на эту просьбу и избрал для этой миссии святого Кирилла.

 

2-й ведущий: Кирилл согласился, но чтобы проповедовать славянам, необходимо было создать славянскую азбуку и перевести на славянский язык Священное Писание и другие церковные книги.

 

1-й ведущий: Вместе со своим братом Мефодием он уединился в монастыре и, трудясь, с молитвой и постом, составил славянскую азбуку, которая получила название «ГЛАГОЛИЦА». Позднее славяне будут пользоваться другой славянской азбукой, многие буквы которой будут заимствованы из греческого алфавита. Она получит название «КИРИЛЛИЦЫ» — в честь первого Апостола славян святого Кирилла.

 

2-й ведущий: Свои апостольские труды святые братья начали с перевода Евангелия, с чтения Святой Пасхи, которыми открывался годичный круг церковных евангельских чтений. Таким образом, первыми словами, написанными на славянском языке были: «В начале  бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Когда в 863 году это великое дело было окончено, весь духовный собор в торжественном молебне воздал славу и благодарение Господу.

 

1-й ведущий: Переведя самые необходимые церковные тексты с греческого языка на славянский, святые братья, помолившись, двинулись в путь. А сейчас, дорогие друзья, давайте послушаем с Вами стихотворение, которое называется «Молитва Святых Кирилла и Мефодия». Его нам прочтет (имя чтеца)

 

Стихотворение №4 «МОЛИТВА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

 

Помоги нам, сирым, неприкаянным,
Знаний жаждущим вельми.
Предстоит дорога непростая нам.
Отче, нашим чаяньям внемли:

Жизнь людей лукава и расхристанна.
Похотью наживы обуян,
Мелок дух, но чуем, — плещет истина
В море неисчерпанном славян!

Мерзок им постыдный дух торгашества,
Гнусен подлый промысел менял.
Ремесло, искусство, хлебопашество, —
Вот, что чутко Ты для них избрал.

Но какой обидою жестокою
Алчный мир им исподволь грозит!
Осени ж их мудростью высокою,
Чтоб им Слово стало словно щит.

Чтоб лицом к лицу перед интригою,
В битве меж корыстью и добром
Защищались Верою и Книгою,
Как отцы — мечом и топором.

 

2-й ведущий: Много испытаний и трудностей ожидали святых братьев Кирилла и Мефодия на пути в славянские земли. Об одном из таких испытаний, которое пришлось пережить святому равноапостольному Кириллу, мы сейчас с Вами и узнаем.

 

Звучит музыка.

Сценка «Странствия святого Кирилла». (декорации — лес).

 

Два разбойника сидят в засаде.KM_04_normal

Первый разбойник: Смотри, идет!

Второй (приглядываясь): Да, в самом деле…

Первый разбойник:           На сей раз точно мы у цели.

Богач он, видно.

Второй разбойник:                        Иль купец.

Первый разбойник (потирая руки):         Озолотимся, наконец!

Вынимают ножи.

 

Выходит святой Кирилл, в руках у него книги.

Первый разбойник:                       Стой!

Второй разбойник:             Выкладывай золотишко!

Кирилл:                                Вы говорите про деньги? Их у меня нет.

Второй разбойник:              Да? А что это ты прижимаешь к груди, словно это драгоценность?!

Кирилл:         О, да, это бесценный дар.

Господь славянам буквы дал

И грамоту…

Первый разбойник:                       Ха! Грамота… На кой она?

Второй разбойник:             Она нам вовсе не нужна.

Первый разбойник:                       А что это?

Кирилл:         Законы букв сложенья,

Порядок слова в предложенье.

Первый разбойник (усмехаясь): Зачем нужна такая штука?

Второй разбойник (поддакивая):        Такая хитрая наука?

Первый разбойник:                       Ее не требует живот.

Второй разбойник:             Ее ведь не положишь в рот.

Первый разбойник:                       И пашню ею не засеешь.

Второй разбойник:             Сдается мне, что это ересь!

Кирилл:         Сей пашню новым ты зерном.

Святая благодать на нем.

Благая весть о Боге нашем

Пускай распашет души ваши.

И пусть растут сквозь дни и годы

Святых семян святые всходы.

Второй разбойник (нерешительно глядя на первого):

Похоже, драгоценностей у него и вправду нет.

Кирилл (поднимая книгу):  Дороже многих злат и сребр

Сей драгоценный мой ковчег,

Ковчег завета и добра,

Святая книга Библия.

И если будешь буквы знать,

О Боге сможешь прочитать.

Осеняет разбойников крестным знамением, уходит.

Разбойники стоят, притихшие.

Первый разбойник (глядя вслед ушедшему Кириллу):

О Боге… Ишь ты, как загнул!

Второй разбойник: Всю душу прям перевернул.

Первый разбойник (задумчиво): Благая весть… Поди ж ты!

Второй разбойник (качая головой):         Ишь ты…

Первый разбойник:                       Иль правда есть, что в этих книжках?

(решительно)

Догнать его скорей!

Второй разбойник:             Постой!

Первый разбойник:                   Святой, мы все пойдем с тобой!

 

Конец сценки.

 

1-й ведущий: Наконец, братья Кирилл и Мефодий благополучно достигли славянских земель. Моравский князь Ростислав принял их радушно.

 

2-й ведущий: Проповедь братьев шла успешно. Они в течение четырех с половиной лет обходили Моравию и Паннонию, призывая народ к познанию истинного Бога и объясняя всем закон Господень. Братьям предстояло научить местное славянское духовенство древнему церковнославянскому языку. Церковнославянский язык приблизил древних славян к пониманию того, что читается и поется в храме.

 

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)

 

1-ый ведущий: А вот и еще одна буква. Ну что же читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

 

Буква «У»:     У Ульянки день рожденья.

Ух, какое угощенье:

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

 

2-ый ведущий: Так что же, ребята, это за буква?

 

Дети отвечают.

 

2-й ведущий: Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу Вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с Вами сможем составить все слово целиком! А пока последняя буква ищет к нам дорогу, давайте послушаем, что же было дальше со святыми братьями Кириллом и Мефодием.

 

1-й ведущий: Тяжелейшие труды и лишения подорвали здоровье святого Кирилла. Он тяжело заболел. С самого начала болезни, предчувствуя близкую кончину, Кирилл пожелал принять схиму. Болезнь его продолжалась около двух месяцев.

 

2-й ведущий: Перед смертью Кирилл напутствовал брата Мефодия: «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. И вот я падаю на своей меже: день мой кончился. Ты возлюбил уединение на горе Олимп; но молю тебя, не оставляй начатого дела – труд учительства, ибо этим подвигом ты более можешь спастись!»

 

1-й ведущий: Помолившись, святой равноапостольный Кирилл 14 февраля 869 года отошел ко Господу. Ему был всего 42 года. Все римское духовенство и все греки, находившиеся в то время в Риме сопровождали гроб учителя славян.

 

2-й ведущий: Давайте с Вами послушаем стихотворение замечательного русского поэта Федора Тютчева, написанное на тысячелетнюю годовщину смерти святого Кирилла в 1869 г.,  а прочтет его нам (имя чтеца)

 

Стихотворение №5 «Великий день Кирилловой кончины»

 

Великий день Кирилловой кончины —

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

 

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

 

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

 

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем, и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

 

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам»…

 

1-й ведущий: Святой Мефодий пережил брата на 16 лет. Похоронив Кирилла, Мефодий поспешил возвратиться в славянские земли. Однако обратный путь святого Мефодия к своей пастве оказался долгим и трудным. Немецкие епископы  с неодобрением смотрели на деятельность святых братьев, видя утрату своей власти у славян. Они добились того, что в 870 г. Мефодий был арестован и сослан в Германию. Там он провел два года, пока папа ИоаннVIII не освободил его.

 

2-й ведущий: Наконец Мефодий возвратился в Паннонию. Он принялся снова с величайшей ревностью за свое дело: проповедовал, объяснял слово Божие, перелагал книги на славянский язык. Бог благословлял труды его; Евангелие быстро распространялось, и святое учение приносило свои плоды: любовь, мир и согласие среди людей. Вскоре Мефодий был провозглашен епископом Паннонии и Моравии.

 

1-ый ведущий: Предсказав за несколько дней свою смерть, Мефодий скончался 6 апреля 885 года. Весь народ глубоко скорбел о святом учителе. При отпевании тела святого Мефодия служба совершалась на славянском, греческом и латинском языках, и память его живо сохранилась в просвещенных им землях.

 

2-й ведущий: Чувствуя приближение своей кончины, Мефодий выбрал из своих учеников благочестивого и умного мужа по имени Горазд, и завещал ему продолжать труды его. Ученики Мефодия усердно трудились о распространении веры, переводили духовные книги, и плоды их трудов разлились по всем славянским землям.

 

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)

 

1-й ведущий: А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

 

Буква «Б»:    Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят.

Бобик крутится у ног:

«Бросьте хоть один кусок!»

 

 

1-й ведущий: Так что же это за буква, ребята, догадались?

Дети отвечают.

 

2-й ведущий: Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите она называется «БУКИ».

 

1-й ведущий: Ну что же, дорогие друзья, — все буквы мы с Вам отгадали — остается теперь из них составить слово целиком.

 

Все ребята (буквы) встают в ряд, дети с помощью ведущих составляют слово «Азбука».

 

1-й ведущий: Ну, вот, ребята, сегодня мы с Вами узнали, какое значение имеет Азбука – именно с нее все и начинается. Азбука является основой любого языка, позволяет иметь письменность. Как важно иметь письменность, все вы, ребята, конечно, хорошо понимаете. Благодаря письменности смогли появиться книги: сначала рукописные, потом печатные, а ведь книги собирают и во многом сами составляют культуру всякого народа.

 

2-й ведущий: А сейчас, дорогие друзья, давайте с Вами послушаем стихотворение Виктора Афанасьева, которое нам прочтут наши БУКВЫ.

 

Дети с буквами а, з,б,у,к,а читают стихотворение:

 

Буква «А»:     Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,

Буква «З»:      Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;

 

Буква «Б»:     Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,

 

Буква «У»:     Живой благодати родник,

 

Буква «К»:      Господнее нам утешенье –

 

Все вместе:  Церковно-славянский язык.

           

1-й ведущий: Язык, на котором святые братья впервые записали для нас Святое Евангелие, стал общим для всех славян источником письменности. Мы называем этот язык церковно-славянским. Господь даровал ему духовную глубину и огромную молитвенную силу. Русская Церковь верна церковно-славянскому языку, молится на нем и совершает на нем богослужения.

 

2-й ведущий: Русский язык существовал задолго до церковно-славянского, но именно язык церковно-славянский положил начало литературному русскому языку. Давайте же, дорогие друзья, будем бережно хранить врученные нам Богом великие духовные сокровища: церковно-славянский язык и его собрата – русский язык, и с благодарностью вспоминать наших славянских первоучителей – святых братьев Кирилла и Мефодия, которые принесли Благую весть на Русскую землю.

 

1-й ведущий: А сейчас, уважаемые зрители, давайте с Вами вместе споем тропарь и кондак Святым равноапостольным учителям славянским Кириллу и Мефодию.

 

Хор вместе со зрителями поет тропарь Святым Кириллу и Мефодию.

 



Автор: Юля Соколова, 5 апреля 2009 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Пять горошин на Пасху

«Пятеро из одного стручка» Андерсена, история о красном яичке и чудесное выздоровление девочки на Пасху в одном пасхальном сценарии.

Сказка-притча о блудном сыне. Сценарий

Сценарии спектакля о современном блудном сыне, его злоключениях и возвращении.

Современный сказ про Рожедство и про Ивана-дурака

Сценарий рождественского спектакля, главный герой которого, не послушавшись материнского совета, становится настоящим Иваном-дураком. Но в Праздник с ним случается чудо…

Свежие статьи
Про подготовку к «настоящей жизни». Сергей Пархоменко

Автор обучающих настольных игр и отец двоих детей Сергей Пархоменко объясняет, почему родителям нужно давать своим детям возможность учиться весело.

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.