В России ширится традиция постановок вертепных театров — семейных и приходских. Таким бодрым зачином можно было бы начать рассказ о вертепном искусстве вообще и его нынешнем положении в искусстве.
Но откровенно говоря, «ширится» — не совсем подходящее слово. Вернее, совсем не подходящее. Потому что масштаб этого процесса — не количественный (в цифрах — так и вовсе мизерный).
Масштаб этого в том, что в наш век информационного общества и засилья «гаджетов» и «девайсов» людям по-прежнему важны вечные сюжеты. Масштаб этого в том, что люди до сих пор находят что-то созвучное своей жизни в традиционной культуре, к которой относится вертепное искусство.
Потому что Традиция шире традиционной культуры. И потому что Рождество вечно.
«Стихийно, без начальства, без указаний сверху, само по себе появилось движение — много людей одновременно и в разных местах стали ставить вертепы, и никто не может этому помешать. – Рассказывает Александр Греф, организатор фестиваля и один из создателей театра «Бродячий вертеп», сам сделавший немало для возрождения традиций вертепа в стране. – Фестиваль, который называется «Старый Новый Год» проводится уже в пятый раз. Мы выделили семейные и школьные коллективы особо, в отдельный фестиваль, потому что это все-таки любительские, домашние или приходские вертепы. Фестиваль маленький, камерный — потому что сам вертеп это все-таки камерное мероприятие, частное дело, семейное или приходское. За пять лет у нас участники не повторялись.»
В этом году фестиваль проходил 14-15 января в помещении театра «Бродячий вертеп», который располагается в ЦДТ «На Вадковском». Помещение маленькое, очень уютное, с развешанными по стенам куклами и старинными музыкальными инструментами, созвучное камерности вертепного представления. Ведь сам сюжет Рождества, то есть рождения Человека — очень человеческий и интимный.
Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют.
Эти слова из рождественского кондака можно считать своего рода «аннотацией» к вертепному действу.
И само Рождество — чудо из чудес, которое с трудом может принять разум, ведь Бог не просто родился, а родился в пещере. Именно так – «Бог в пещере» и назвал одну из глав в своей книге «Вечный человек» Гилберт Кийт Честертон. В переводе же с церковно-славянского «вертеп» и есть пещера, на современном языке вертепный театр мог бы именоваться, например, «Театр Одной Пещеры». В вертепном действе социальное и сакральное поменялись местами. В смысле земном, бытовом — социальный статус Христа, как говорится, «ниже некуда». Он родился в пещере, как бездомный бедняк, Он являет собой пример «ничтожнейшего» по человеческим меркам фигуранта жизни. Его же социальный антагонист Ирод — напротив, могущественнейший из живых существ, царь, властитель, по своей воле распоряжающийся жизнями людей, вершащий судьбы. В бытовом смысле Ирод выше Младенца, в смысле же истинном, надбытовом, бытийном — он оказывается ниже. Мир вывернутый наизнанку. Бог в пещере и ничтожество на троне.
Именно эта несоразмерность и несоответствие статуса социального статусу метафизическому зафиксирована в самой конструкции вертепа: на верхнем этаже, вровень с ангелами и Звездой Царей — Младенец, Мария, Иосиф, безымянные пастухи и волхвы с пышными именами, которые донесло до нас предание — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. В нижнем ярусе — мир земной, мир непреображённой плоти, мир страстей, где людьми правит «человеческое, слишком человеческое», мир, который «не знал, что жизни счет начнется с этой ночи». Это как игра в «истина –ложь». Причём, сторонний наблюдатель (хотя внимающий этой истории не может остаться в стороне) знает изначально, условно говоря, «кто хороший, кто плохой». Это входит в правила игры вертепа.
В вертепном действе, как и в самой жизни радость не дистилированная, не беспримесная. Она нарушается опасностью и страхом, срастворяется с горем, смешивается со смертью. Второй пласт вертепного повествования — это Ирод, его воины, Рахиль, олицетворяющая всех матерей, плачущих по избитым младенцам, сама смерть, чёрт из преисподней. В самой рождественской драме, как в зачатке, содержится вся будущая драматургия евангельских событий: избиение младенцев как прообраз неминуемой смерти
Христа, младенец с «прободенною утробой», как Распятый Христос, которого прокалывает пикой римский солдат, рыдание Рахили как будущий плач Марии, утешения ангела как предвозвестие будущего Воскресения.
Вся драматургия рождественской истории пронизана противопоставлением мнимого и истинного. Власть Ирода оборачивается ничем, слабость Младенца — силой истины; ложное знание земного царя противостоит «Солнцу Правды»; воля человека — воле Божией, детская беспомощность контрастирует со всемогуществом. Вообще сама логика, сам дух христианства учит нас, что земная значимость человека не всегда соразмерна его значимости в другом измерении, что явленное нам может не быть адекватным тому, что за ним кроется. На сочетании несочетаемого — как, например, всемогущества и беспомощности — по выражению Честертона, «зиждется вся поэзия нашей веры». И все эти достаточно условные и сложные вещи в вертепном действе выражены со всей безусловностью и силой традиционной культуры.
Совместное создание вертепа и последующее его обыгрывание способно стать настоящим семейным событием. Тут тебе и творчество в чистом виде, причем всех видов и для всех членов семьи: для папы — плотничанье и проектирование, для мамы — изготовление кукол и декораций, для детей — озвучивание кукол, игра. И попутное изучение Святого Писания, и размышления по поводу прочитанного, и обмен мыслями, и репетиции, и трепет выступления перед публикой, пусть часто и невзыскательной! А поиск и отбор драматургического материала — то есть текста самого действия, разучивание колядок, которые сопровождают выступление, как бы обрамляя его! Тут вся семья может попробовать себя в роли коллективного фольклориста, или исследователя традиционной культуры. Ну и, конечно, то, что называется разговоры о смысле жизни — о жизни и смерти, об истине и лжи, о кажущемся и явном; ведь, как бы выспренно это ни звучало, это те самые «витамины» для души, без которых не растет ребенок, человек не становится Человеком.
В создании вертепного театра без папы не обойтись. Тут папа — всему голова! Потому что помимо своего дидактически-смыслового наполнения вертепный театр состоит из весьма тяжёлой материальной конструкции, воплощение которой в жизнь как ничто другое пристало главе семейства. Сегодня в интернете можно найти схемы конструкций вертепа, рекомендации и пояснения. Классика — это двухъярусный театр, однако вертеп может иметь и один, и три яруса-этажа (с дополнительным измерением ада, куда проваливается Ирод, а можно и без него обойтись — слишком много чести).
Побывав на фестивале, могу засвидетельствовать, что многообразие вертепных театров неистощимо, как сама жизнь. История одна, а вариаций — множество.
Несмотря на то, что само вертепное действо — вещь сезонная, подготовкой и репетициями можно заниматься весь год. Кроме того, это Рождество – оно вечно, а земное время-то течет. Дети растут. Вот в семье Екатерины и Андрея Гусевых — семеро детей. Лет с пяти выступать начинают все. «Владела нами только любовь ко Христу и своим детям» — сказала во вступительном слове Екатерина Гусева. Теперь семейный вертеп выступает регулярно, иногда даже несколько раз в день — в период Святок. В православной гимназии, или на приходе — как органическая часть праздника, в обычных школах — в рамках культурного ликбеза. Екатерина даже ведет семейный клуб — муниципалитет района Москворечье — Сабурово выделил помещение для занятий с детьми. А все началось, как принято говорить, с частной инициативы.
Другой семейный вертеп показала семья Жуковских, в которой пятеро детей, и начинают они активно участвовать в постановке с 3-х лет. Ирина Жуковская с мужем Александром работают в ДК «Северный», для тамошних детей впервые и построили вертеп, нашли традиционный текст — и пошло-поехало.
Сейчас в их семейном вертепе выступают трое из пятерых детей, причем, младший, Тимофей — самый младший и из всех участников фестиваля.
Справедливости ради надо отметить, что причислить семейный вертеп «Распев» (так называется коллектив Жуковских) к любительским — значит слукавить. Коллектив вполне профессиональный. Руководитель коллектива Александр Жуковский играет на народных инструментах, которые традиционно сопровождали вертепный театр, все вместе — жена, муж и дети поют, как дай Бог каждому. И раскованность на сцене профессиональная чувствуется. На такое исполнение начинающим вертепщикам сложно рассчитывать. Но тут главное — не «как», а «что», простите за банальность. Лично я решила попробовать на следующее Рождество поставить свой семейный вертеп — может, косоватый, неуклюжий и смешной, но зато свой! Ну а подготовку можно начинать хоть сейчас…
Надо только собраться с силами, и попробовать быть волхвом не только в Рождество!
Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?
«Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.
Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.