Вечером, под сонным абажуром…

read_normalНа третьей странице начало першить в горле. Ещё через две страницы уже не першило, а резало, и ещё через страницу, закончив главу, я приостановил чтение. Полоскание, горячий чай, и в этот вечер «Похищенный» всё же был дочитан. Впредь я был умнее: готовил чай заранее, выполаскивал горло, ставил на столик бутыль щелочной минералки. На «Катрионе» голос присип лишь единожды, и то лишь на краткое время. И теперь, после стольких тренировок глотка моя настолько вылудилась, что теперь могу читать без перерыва и 10 и 20 страниц, и не только читать…

 

Спрашивается, для чего такие самоистязания? А вот для чего… Со всех сторон несутся жалобы: наши дети не читают! Они не знают лучших мировых образцов детской литературы даже по названиям! Они пялятся на сериалы, чатятся, низводят русский язык до уровня эсэмэсок! И вообще, это новое поколение…

 

Но новое поколение становится ровно таким, каким его воспитали. Не хуже. Но и не лучше. А кто воспитывает сегодняшних детей? Вроде как мы… Так неча и на зеркало пенять. Если бы у тебя хватило мужества вынести из дому телевизор, по крайней мере, до тех пор, пока ребёнок подрастёт, если бы ты не купил ему смартфон (откупился смартфоном), а научил обходиться обычным мобильником только для связи, если бы ты на очередное «почему?» не ответил: «поищи в интернете», а вместе с ребёнком полез рыться в справочной литературе, вот тогда бы и имел право надеяться, что новое поколение будет лучше нашего.

 

Неполадка Возможная причина Устранение
1. Ребёнок не читает В доме нет книг Купить несколько книг
2. Ребёнок не умеет читать Возможно, ребёнок ещё слишком мал Подождать, пока ребёнок вырастет
Ребёнка не научили читать Научить ребёнка читать
3. Ребёнка трудно уговорить читать У ребёнка неинтересные книги Приобрести интересные книги
4. Ребёнок читает плохие книги У ребёнка нет хороших книг Подарить ребёнку хорошие книги
5. Ребёнок не читает даже хорошие и интересные книги Ребёнок не знает, что читать хорошо и интересно Показать ребёнку, что читать хорошо и интересно

 

А вот на последнем пункте остановимся подробнее. Что значит «показать ребёнку»? Как показать? На то есть два способа. Не стоит надеяться, что ребёнок будет читать, набираться ума из книг, если он в жизни-то и не видел, как это люди читают. Дети до определённого возраста подражают родителям, да и после этого определённого возраста подражают, только неосознанно, зачастую по памяти: видели когда-то, что отец, придя домой не смотрит телевизор, а читает и, глядишь, тоже для отдыха возьмут книжку, а не уставятся в ящик. Второй способ надёжней, но, как водится, и сложней. Речь идёт о семейных чтениях. На эту штуку нужно отважиться. Не так всё просто!

 

Читать, конечно, нужно вечерами. А по вечерам так много дел! Да ещё так много интересных телепередач! Вот для начала нужно приучить себя хотя бы по часу перед сном не таращиться в голубой экран, а брать книгу. Голубые уж как-нибудь без нас обойдутся. Если с вечерним телевизором удалось завязать, можно рискнуть и приступить. А как приступить, тут есть секретная тактика. Вот я расскажу…

 

Вообще-то впервые семейные чтения я наладил, когда сыну было 6 лет. Я заметил, что он, как и многие современные дети, почти не читает. С маленьким было проще – я просто однажды вечером взял книгу и начал читать. А сын начал слушать. И оказалось, что читать очень и очень интересно. А потом я провернул приёмчик, старый, как мир. Опять же вечером, когда малыш с нетерпением ждал продолжения истории про Карандаша и Самоделкина, папа, сославшись уж не помню на какие объективные причины, читать не стал. А продолжения-то хочется! Вот человек и взял сам книжку, дочитал до конца, тем более, что папа остановился как на зло на самом интересном месте! А потом были другие книжки, предложенные папой, и сын читал, потому что знал, верил: всё, что даёт папа – интересно. А папа – так тот знал, что это ещё и полезно…

 

Тут тоже нужно с умом. Это на «Приключениях Карандаша и Самоделкина» можно остановиться и понудить ребёнка продолжить чтение самостоятельно. Но в тот же период мы читали «Одинца» Бианки, так там такой номер не прошёл бы. Для первоклашки это была довольно сложная книга, сам он бы её не осилил. Читая, я делал множество отступлений, пояснял и сюжет и детали, иначе сынке было не понятно. А с моими комментариями, когда мы закончили драматическую историю свирепого одинокого лося, мальчишка с восторгом заявил, что это – «самая лучшая на свете книга!»

 

И вот прошли годы. И к 12-ти годам сын опять прекратил чтение. Неинтересно! Интересней компьютер, навороченный телефон (подарила бабушка, так не отбирать же!), кино. 12 лет – это не 6. Нельзя сказать: «А сейчас, малыш, я расскажу тебе сказку! Очень-очень интересную!» Скепсис, знаете ли. Тут тактика нужна. Вероятно, она может быть разной, но я применил вот какую.

 

Готовился я несколько дней. Прощупал почву, не хочет ли сын узнать, как на самом деле обстояли дела на знаменитом «Острове сокровищ». Но здесь подгадил мерзкий пародийный мультфильм. Всё, мультфильм смотрели, книжку уже не интересно читать. Но, коль скоро речь зашла о Стивенсоне, я, продолжая разговор, и не с сыном вовсе, а вовсе даже с женой, но в присутствии обрабатываемой стороны, сообщил между прочим, что этот автор помимо пресловутого «Острова сокровищ» написал невероятно увлекательный и захватывающий роман «Похищенный» и, если жена пожелает, то я ей почитаю вслух эту превосходную книжицу.

 

Знаете, если выйти в толпу и громогласно объявить, что вот сейчас и здесь любой блондин может получить 3 копейки звонкой монетой только за то, что он блондин, уверяю вас, блондины к такому объявлению отнесутся равнодушно. Но вокруг глашатая непременно соберётся толпа брюнетов, требуя, чтобы и им выдали по 3 копейки не потому, что кому-то нужна эта денежная сумма, а чтобы справедливость была. Вот и ребёныш потребовал, чтобы чтение происходило и при нём. А нам того-то и надо было!

 

А вот теперь начинается самое главное и самое трудное. Если шесть лет тому мы читали в день по небольшой главе лёгкого для чтения текста, то сейчас сын был более терпелив, и, чтобы удовлетворить его потребность в слушании, мне пришлось осваивать здоровенные куски такого умного и сложного автора как Роберт Льюис Стивенсон. Вот тут и начались проблемы с горлом, о решении которых я рассказал в самом начале. Но есть ещё одна проблема, которую совершенно необходимо учитывать, если ты решился на такое действо как семейное чтение. Это проблема интонации. Об интонации чтения существуют два радикально противоположных мнения. Кто-то считает, что читать следует монотонно, без выражения, просто озвучивая текст, оставляя простор для фантазии слушателя. И в этом есть резон. Так тысячу лет назад мне читал отец, и этих чтений я не забуду до гробовой доски. По крайней мере у меня хватало фантазии, чтобы дорисовывать себе интонации героев, само настроение фрагмента. Но есть другое мнение: читать нужно максимально выразительно, чтобы увлечь, заинтриговать слушателя. И здесь есть резон, всем известно, что дети хорошо воспринимают сказки, записанные хорошими артистами. Но для того, чтобы читать как Литвинов, нужно быть Литвиновым… Если, не будучи Литвиновым, пережимать при чтении эмоции, будет карикатура на художественное чтение, а не оно. Не сразу, не с первых глав, выбрал я, как мне кажется, оптимальную тактику. Большую часть текста я теперь читаю голосом ровным, но не совсем уж монотонным. Если предложение вопросительное, то я его, по крайней мере, читаю как вопросительное. Немного, совсем немного нажимаю на голос в ответственных местах. Труднее дела с прямой речью. Если особенно на диалогах говорить за всех героев одинаково, то не будет понятно, кто с кем и о чём говорит. А в хороших книгах, как известно, если уж нет картинок, то обязательно и всенепременно должны быть диалоги. Здесь, помня приблизительно характеры главных героев, я для каждого из них придумал характер речи, не сильно отличающийся от моей обычной речи. Я только чуть-чуть меняю интонацию, и уже понятно, кто из героев говорит. Если бы я радикально менял голос, вернее, пытался бы изменить голос для каждого из героев, то была бы карикатура, да и глотку бы я сорвал в первый же день.

 

Для второстепенных героев я держу несколько шаблонных «голосов». Женский голос. Я только слегка смягчаю интонацию. В самом деле, не подделываться же мне под женщину! Отрицательный персонаж. Ну, тут я немного кривляюсь. Положительный персонаж. Спокойный, уверенный голос. Надменный сноб. Немного в нос. Вот и всё. Главное – не переигрывать и не пытаться подражать профессиональным актёрам, будучи даже не любителем. Очень лёгких изменений интонации будет достаточно и для обозначения героев и для того, чтобы всё, что нужно, ребёнок дофантазировал сам.

 

И на последок самое-пресамое главное. Как я уже говорил, книжку, полностью соответствующую по сложности возрасту вашего ребёнка, он, в конце концов, может прочесть и сам. Интереснее читать с малышом книги, немного опережающие его понимание. Это раскрывает перед человеком новые горизонты, в его сознание закладываются понятия, которые пригодятся ему в будущем. Личность формируется. Но в этом случае только лишь чтение текста становится невозможным. Ребёнок просто не будет ориентироваться как в перипетиях сюжета, так и в душевных состояниях героев. Нужно периодически прерывать чтение и пояснять, объяснять, разъяснять. Более того, не нужно раздражаться, когда вас, увлечённого чтением, перебьёт детский голосок с возможно не очень уместным вопросом. Должно бестрепетно прерывать чтение даже на полуфразе и терпеливо комментировать. Ведь в этом и заключается главнейший для ребёнка смысл семейного чтения – возможность не просто узнать о приключениях героев интересной книжки, но и получить развёрнутый комментарий взрослого, опытного человека.

 

Так, при чтении «Катрионы» я и сам запутался в сложном узле отношений шотландских кланов в период после восстания 1745-го года. Что ж, пришлось порыться в источниках, уяснить проблему для себя и как дополнение к чтению пересказать вкратце сыну историю Шотландии. А что? Так потихоньку ознакомимся с ключевыми событиями всей мировой истории!

 

Но есть кое-что ещё более важное. Семейное чтение – это ведь общение, это передача опыта от старшего поколения младшему. Это то, чего нам так не хватает!

 



Автор: Артемий Лебедев, 12 декабря 2010 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Артемий Лебедев
Журналист, писатель, педагог, инженер, отец. Стоял у истоков журнала "Батя" и до 2012 года был его главным редактором.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Сергей Белорусец о Фестивале Чуковского, литературе и жизни

С одной стороны, с детской литературой в России все в порядке. И доказательством тому – фестиваль имени Корнея Чуковского. С другой стороны, с детской литературой в России все совсем не в порядке. И доказательством тому опять же фестиваль имени Корнея Чуковского…

Детям о природе: книги, с которых стоит начать

Существует мнение, что книги о природе – далеко не самое интересное чтение. Это не так. Чтобы читателям было легче открыть для себя богатство этих книг, «Батя» сделал подборку изданий, с которых хорошо начать знакомство с литературой о родной природе.

Аттикус Финч: «Нечто такое, что не подчиняется большинству»

Книга американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» входит в пятерку лучших книг, написанных на английском языке. Эта книга – прежде всего, о том чуде, которое великий философ поставил рядом со «звёздным небом над головой»: о «нравственном законе внутри нас», о нашей совести.

Свежие статьи

Традиционное семейное авторалли «Батя» пройдет в Москве 3 января 2017 года. Для участия в нем необходимо до 31 декабря заполнить и заявку и прислать ее по адресу [email protected] В день соревнования сбор участников – в 10.00 на Поклонной горе. Финиш организаторы держат в секрете.   Девиз ралли: Семья – это дружный экипаж. Участники – семьи…

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.