Житие Богородицы: смерть превращается в Рождение

Как ни странно, тексты канонических Евангелий, то есть признанных Церковью в качестве Священного Писания и вошедших в состав Нового Завета, не слишком много рассказывают о жизни Богородицы. Евангелисты начинают свое повествование о Ней с момента Благовещения. Затем читатель узнает о Рождестве Христовом, бегстве в Египет, встрече с праведным Симеоном Богоприимцем, историю о том, как 12-летнего Христа нашли в храме, позже Богородица будет на свадьбе во время чуда превращения воды в вино, затем будет упомянута в беседе о том, кто является настоящим родственником Спасителя, еще Ее восхвалит одна из женщин, которые видели Господа, а затем читатель узнает, что вместе с апостолом Иоанном Она стояла у креста, на котором был распят Ее Сын. В апостольских Деяниях рассказывается, что Дева Мария была вместе с учениками в сионской горнице в день Пятидесятницы. И все. Больше в Новом Завете о Богоматери почти ничего не сказано.

bogorodica

Этот пробел восполняют не вошедшие в Священное Писание, но ставшие основой для иконографии и богослужебных текстов источники. Важнейшим из них можно считать «Протоевангелие Иакова», написанное, скорее всего, во второй половине II века. Греческий вариант пользовался огромной популярностью и неоднократно переводился на разные языки. Неизвестный автор предложил христианам «Житие Богородицы», написанное в форме евангельского текста.

 

Из него мы узнаем, что у святых Иоакима и Анны очень долго не было детей. Над супругами смеялись все окружающие (бездетность в те времена считалась наказанием за грехи), пока ангел не рассказал Анне, что у нее вскоре будет ребенок (здесь легко можно найти параллели с историями о рождении Иоанна Крестителя и самого Христа). Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм и посвятили Богу (так возник праздник Введения во храм). Маленькая девочка легко взбежала по большим каменным ступенькам, и первосвященник ввел ее в Святая Святых, место, куда он сам мог заходить лишь раз в год.

 

Она жила при храме до своего совершеннолетия. В то время совершеннолетием для девочки считался возраст 12 лет, когда ее обручали, а через год или два отдавали замуж. Так и довольно юная Мария стала женой Иосифа. Но слово «жена» не должно смущать читателя. Речь шла об опеке и помощи подростку или молодой девушке, которая не могла жить одна в патриархальном иудейском обществе. Представьте себе двенадцати- или четырнадцатилетнюю москвичку, которая сейчас заявит родителям, что будет жить одна, их реакция будет очень похожа на реакцию иудея I века нашей эры с той лишь разницей, что современные родители не побьют непутевую дочь камнями. Праведный Иосиф взял Марию в свой дом и под свою защиту.

 

Дальнейшая история описана в Евангелии, а всеобщие интерес и любовь к Матери Христа столетие за столетием делали «житие Бородицы» все более полным, но в нем все же оставались пробелы. Почти ничего не было известно о Ее жизни после Воскресения Христова. Самые интересные и поучительные рассказы о последних днях Богоматери на земле были записаны примерно в V веке. Эти истории различаются по содержанию, но основная мысль у них одна.

 

После смерти и Воскресения Христа Богородица прожила 10, а то и 20 с лишним лет, постоянно молилась и ежедневно посещала место погребения Сына. За три дня до смерти Ей явился архангел Гавриил и предупредил о скорой кончине. Приснодева захотела проститься с апостолами, и почти все они чудесным образом перенеслись в Иерусалим с разных концов света и стали свидетелями последних часов жизни Марии.

 

Когда апостолы пришли проводить Приснодеву в последний земной путь, не было среди них Фомы. Прибыв в Иерусалим лишь на третий день, он пожелал поклониться Ее телу. Гробницу открыли, но Марию там не нашли…Христос забрал не только душу, но и тело Своей Матери на Небеса.

uspenie_2

На иконе Успения Богородицы мы видим апостолов, а также взрослого Христа, держащего на руках спеленатого младенца. Младенец этот олицетворяет душу Марии, преданную в руки Божьи. И кому, как не Ей – родившей Того, Кто победил смерть, но при этом, по преданию, все же со страхом ожидавшей разлучения души и тела, – показывать нам этот удивительный момент, когда земная смерть превращается в Небесное рождение, когда человек умирает, а душа его рождается для жизни Вечной…

 

 



    Автор: Андрей Зайцев, 27 августа 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист, редактор, преподаватель, специалист по древнерусским житиям. Сотрудничал с изданиями «НГ-Религии», «РЖ», «Нескучный Сад», «Фома», «Татьянин день» и др. Женат, воспитывает сына.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.

    У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?

    В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.