Житие Богородицы: смерть превращается в Рождение

Как ни странно, тексты канонических Евангелий, то есть признанных Церковью в качестве Священного Писания и вошедших в состав Нового Завета, не слишком много рассказывают о жизни Богородицы. Евангелисты начинают свое повествование о Ней с момента Благовещения. Затем читатель узнает о Рождестве Христовом, бегстве в Египет, встрече с праведным Симеоном Богоприимцем, историю о том, как 12-летнего Христа нашли в храме, позже Богородица будет на свадьбе во время чуда превращения воды в вино, затем будет упомянута в беседе о том, кто является настоящим родственником Спасителя, еще Ее восхвалит одна из женщин, которые видели Господа, а затем читатель узнает, что вместе с апостолом Иоанном Она стояла у креста, на котором был распят Ее Сын. В апостольских Деяниях рассказывается, что Дева Мария была вместе с учениками в сионской горнице в день Пятидесятницы. И все. Больше в Новом Завете о Богоматери почти ничего не сказано.

bogorodica

Этот пробел восполняют не вошедшие в Священное Писание, но ставшие основой для иконографии и богослужебных текстов источники. Важнейшим из них можно считать «Протоевангелие Иакова», написанное, скорее всего, во второй половине II века. Греческий вариант пользовался огромной популярностью и неоднократно переводился на разные языки. Неизвестный автор предложил христианам «Житие Богородицы», написанное в форме евангельского текста.

 

Из него мы узнаем, что у святых Иоакима и Анны очень долго не было детей. Над супругами смеялись все окружающие (бездетность в те времена считалась наказанием за грехи), пока ангел не рассказал Анне, что у нее вскоре будет ребенок (здесь легко можно найти параллели с историями о рождении Иоанна Крестителя и самого Христа). Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм и посвятили Богу (так возник праздник Введения во храм). Маленькая девочка легко взбежала по большим каменным ступенькам, и первосвященник ввел ее в Святая Святых, место, куда он сам мог заходить лишь раз в год.

 

Она жила при храме до своего совершеннолетия. В то время совершеннолетием для девочки считался возраст 12 лет, когда ее обручали, а через год или два отдавали замуж. Так и довольно юная Мария стала женой Иосифа. Но слово «жена» не должно смущать читателя. Речь шла об опеке и помощи подростку или молодой девушке, которая не могла жить одна в патриархальном иудейском обществе. Представьте себе двенадцати- или четырнадцатилетнюю москвичку, которая сейчас заявит родителям, что будет жить одна, их реакция будет очень похожа на реакцию иудея I века нашей эры с той лишь разницей, что современные родители не побьют непутевую дочь камнями. Праведный Иосиф взял Марию в свой дом и под свою защиту.

 

Дальнейшая история описана в Евангелии, а всеобщие интерес и любовь к Матери Христа столетие за столетием делали «житие Бородицы» все более полным, но в нем все же оставались пробелы. Почти ничего не было известно о Ее жизни после Воскресения Христова. Самые интересные и поучительные рассказы о последних днях Богоматери на земле были записаны примерно в V веке. Эти истории различаются по содержанию, но основная мысль у них одна.

 

После смерти и Воскресения Христа Богородица прожила 10, а то и 20 с лишним лет, постоянно молилась и ежедневно посещала место погребения Сына. За три дня до смерти Ей явился архангел Гавриил и предупредил о скорой кончине. Приснодева захотела проститься с апостолами, и почти все они чудесным образом перенеслись в Иерусалим с разных концов света и стали свидетелями последних часов жизни Марии.

 

Когда апостолы пришли проводить Приснодеву в последний земной путь, не было среди них Фомы. Прибыв в Иерусалим лишь на третий день, он пожелал поклониться Ее телу. Гробницу открыли, но Марию там не нашли…Христос забрал не только душу, но и тело Своей Матери на Небеса.

uspenie_2

На иконе Успения Богородицы мы видим апостолов, а также взрослого Христа, держащего на руках спеленатого младенца. Младенец этот олицетворяет душу Марии, преданную в руки Божьи. И кому, как не Ей – родившей Того, Кто победил смерть, но при этом, по преданию, все же со страхом ожидавшей разлучения души и тела, – показывать нам этот удивительный момент, когда земная смерть превращается в Небесное рождение, когда человек умирает, а душа его рождается для жизни Вечной…

 

 



Автор: Андрей Зайцев, 27 августа 2015 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Андрей Зайцев
Журналист, редактор, преподаватель, специалист по древнерусским житиям. Сотрудничал с изданиями «НГ-Религии», «РЖ», «Нескучный Сад», «Фома», «Татьянин день» и др. Женат, воспитывает сына.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Владимир Лучанинов. Научить ребенка верить – как?

Главный редактор православного издательства «Никея» Владимир Лучанинов о детях в храме, о православном воспитании и своих пяти дочках.

Что такое Пасхальная радость? Священник Петр Боев

Что делать, чтобы донести до людей нецерковных, но Пасху празднующих, духовный смысл Праздника? Как самим не растерять Пасхальную радость? Как быть, если «Пасха прошла мимо»?

С нами Бог!

Егорка увлеченно рассказывал папе о том, как ему понравилось в алтаре, какая сегодня торжественная служба, и как он рад тому, что стал теперь совсем большим. Папа, улыбаясь, слушал сына и смотрел на звёздное небо. Вдруг что-то необычное полностью привлекло его внимание. Он остановился и потрепал Егорку за рукав: – Смотри, смотри скорее, ты что-нибудь видишь?

Свежие статьи

Традиционное семейное авторалли «Батя» пройдет в Москве 3 января 2017 года. Для участия в нем необходимо до 31 декабря заполнить и заявку и прислать ее по адресу [email protected] В день соревнования сбор участников – в 10.00 на Поклонной горе. Финиш организаторы держат в секрете.   Девиз ралли: Семья – это дружный экипаж. Участники – семьи…

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.