В России вышел мультфильм «Про Диму», объясняющий детям (и взрослым), как нужно относиться и как общаться с детьми, у которых есть особенности. «Батя» посмотрел его и отобрал и другие анимационные короткометражки, говорящие с юными зрителями на эту важную тему.
Дочка обращается к маме со всеми теми вопросами, которые, по словам автора мультфильма Натальи Ремиш, часто возникают у детей при виде своих ровесников с ограниченными возможностями здоровья. Но на вопросы «почему он такой?», «а я заражусь?» и на нетактичное, даже грубое поведение своих детей, родители часто не дают адекватного ответа.
Мама в мультфильме объясняет дочке, что мир разнообразен и у каждого есть свои особенности. Тем не менее, даже со «странными», на первый детский взгляд, ребятами можно найти что-то общее и подружиться. Голосом Ольги Шелест мама озвучивает простые правила, которые, кстати, актуальны в любом общении:
— помоги, если другому сложно;
— улыбайся от души;
— не спеши и говори понятно;
— если видишь, что другой сердит, отойди и подожди.
В создании мультфильма помимо телеведущей приняли участие дочка рэпера Басты Маша Вакуленко и мальчик с диагнозом аутизм Артем Леонтьев. Средства на реализацию проекта были собраны с помощью краудфандинга.
Тема отношения детей к своим ровесникам с ограниченными возможностями была затронута много-много лет назад Валентином Катаевым в сказке «Цветик-семицветик», экранизация которой впервые вышла в 1948 году. У девочки Жени в руках оказался волшебный цветок. Она потратила шесть его лепестков на шесть пустых желаний, но последний лепесток использовала, чтобы помочь мальчику на костылях.
Еще один мультфильм по мотивам сказки Катаева вышел почти через 30 лет. Если в первой версии мальчик Витя появляется только к концу, то во второй Женя знакомится с ним в самом начале истории. Девочка то говорит, что он задается, то называет трусишкой, то дразнит и отбирает книгу. Но увидев костыли, понимает, что была неправа.
В сказке достаточно лишь простого действия, чтобы новый друг Жени стал здоровым. В реальности же бывают нужны большие усилия или же излечение бывает невозможным. Об этом родителям тоже стоит поговорить со своими детьми при просмотре подобных мультфильмов.
Один из мультфильмов французского сериала «Сказочные истории» посвящен рассказу о семьей зайцев, в которой самый младший ребенок – необычный. Он не умеет разговаривать, часто кривляется, но зато он очень ласковый. У него синдром Дауна.
Главная героиня мультфильма – сестренка Крошки Зайки Лиля. Родители объясняют ей, что ее братик не виноват, что родился с особенностями. А Лиля в свою очередь убеждает родителей, что он многому может научиться. Но семье приходится столкнуться со сложностями, а девочке — свыкнуться с мыслью, что братику нужно помогать развиваться, но любить его надо таким, какой он есть.
Это видео был создано папой сына с диагнозом аутизм. Доступно, в форме рассказа сестренки о братике в мультфильме говорится о поведении мальчика, его привычках и особенностях.
Девочка дает свое объяснение его поведению: «Он родился на Земле, но кажется, что с Луны. Он любит все, что блестит, как Луна. Ему нравятся круглые вещи, как Луна. Он любит подниматься по лестнице, а спускаться не любит…» Девочка хотела бы стать феей и сделать так, чтобы братику больше нравилось бывать с близкими, чем на Луне. Но она не фея, поэтому ищет другие подходящие пути коммуникации.
Мультфильм призывает «протянуть нить между Землей и Луной»: наблюдать, запастись терпением и делать шаги навстречу необычному малышу.
Этот анимационный фильм тоже создан отцом ребенка с аутическим расстройством. Он не затрагивает взаимоотношения девочки и других детей, но зато в нем сделана попытка объяснить взрослым и юным зрителям, как она видит окружающий ее мир.
В мультфильме рассказывается, с какими сложностями сталкивается Мария и с чем не может справиться: не может завязать шнурки, позвонить по телефону, вымыть голову, включить телевизор. Но у Марии есть и «суперсилы»: суперсосредоточенность во время еды, суперулыбка, супер-зрение, благодаря которому она может отрывать крошечные кусочки бумаги, и суперпамять, благодаря которой в голове Марии есть место для имени каждого ее знакомого!
«Путешествие Марии» — это уже не первый рассказ художника Мигеля Гаярдо об аутизме. В 2007 году вышла его книга-комикс «Мария и я», рассказывающая о совместных каникулах отца и дочери. На русский язык книга была переведена в 2014 году.
Необычная метафора была придумана детской писательницей и иллюстратором Изабель Карье, и воплощена на экране режиссером Эриком Моншо.
Анатоль отличается от других детей, потому что по неизвестной причине всегда таскает за собой кастрюльку. Он ласковый, чувствительный, одаренный малыш, но… кастрюлька – часто люди обращают внимание только на нее. Кроме того, кастрюлька создает много неудобств самому Анатолю. Таким необычным людям, как Анатоль, часто хочется спрятаться, и, кажется, большинство окружающих это тоже устроило бы…
Но оказывается, можно научиться жить с «кастрюлькой», и очень важно, чтобы рядом оказался тот, кто будет готов помочь в этом.
Игрушечные кот и пес вместо фургона, который отправляется в детский магазин, оказываются на помойке. Они не знают, что отличаются от других сошедших с фабричного конвейера фигурок (у кота не хватает глаза, а у пса – одной лапы). Они думают, что произошла какая-то ошибка, и пытаюсь догнать фургон. Наконец, они оказываются в игрушечном магазине, но купит ли кто-то бракованный товар?..
Детская фантазия способна на многое, и она превращает недостаток в достоинство. Маленький покупатель, пришедший в магазин, видит в игрушках не одноглазого кота и безногого пса, а своих любимых пиратов!
***
Настраивать фокус восприятия, с уважением относиться к особенностям других людей и принимать их – этому учат все эти трогательные мультфильмы. Но главными учителями, показывающими пример, должны быть родители, а анимация – лишь помощник и, может быть, способ начать с детьми этот разговор.
Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.
Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.
Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.