Бумажные кастрюли
– Можно ли что-то приготовить в бумажной кастрюле? – спрашиваю.
Дети, естественно, категорически заявили: невозможно!
Предложил им попробовать вскипятить воду в бумажной коробочке на свечке.
– Конечно же, коробочка должна прогореть, а вода зальёт свечку, – уверены.
.
Эксперимент начали с изготовления простеньких коробочек из плотной бумаги. Я специально не стал использовать спичечные коробки или другие заготовки, чтобы в процессе самостоятельного изготовления этой нехитрой «посуды» попутно потренировать у детей рабочие навыки, пространственное мышление и глазомер. Дошколята пока не очень умеют пользоваться линейкой, отрезать, биговать по линии и пр. – надо тренироваться.
.
Минут через 15 всё было готово, коробочки поставили на кубики, налили в них воду, под них задвинули горящие свечки. И – что бы вы думали! – вода нагревалась, становилась горячей, а бумажные коробочки даже не думали прогорать.
Поступило предложение сварить кашку — я принёс пшена, все стали насыпать его в коробочки. Коробочки изрядно закоптились и подразмокли, но держались. Вода в них почти испарилась – пришлось подливать, потому что народ требовал «продолжения банкета». Всем этим дети увлеченно занимались довольно долго, и крупа почти сварилась.
.
Когда потушили свечи, обсудили, почему же бумажная посуда не сгорела на огне?
Кто-то из детей предположил, что вода в кастрюльке через бумагу тушит огонь. Я на доске начертил схемку, пояснил, что вода остужала бумагу и не давала нагреться до температуры воспламенения. «Копнуть» глубже пока не пытался, так как это было наше первое занятие на тему теплопроводности.
.
Где тепло идет быстрее
Для того чтобы показать распространение тепла внутри тела и разницу в теплопроводности разных материалов, я приготовил кучу всяких штуковин.
Итак, к объекту обыкновенным пластилином мы прикрепляем гвоздики и конец объекта помещаем над свечой.
.
Объект нагревается, и по мере того как пластилин плавится, гвоздики отваливаются один за другим.
.
Удостоверившись, что гвоздики отваливаются именно один за другим — то есть тепло распространяется линейно, — мы переходим ко второй фазе.
Дальше мы стали сравнивать, как распространяется тепло в разных объектах. Слева — обрезок керамической плитки, справа — толстая медная проволока.
.
Слева по-прежнему керамика, по которой тепло распространяться не спешило, справа — алюминиевая проволока.
.
Третья фаза эксперимента.
Три пластины соединены прищепками. Центральная — над свечкой. Справа пластины зажаты просто так, а слева между ними проложена маленькая бумажка. Спросил у сына, где гвоздики быстрее отвалятся, Никита сказал, что слева, потому что там бумага, а она вспыхивает от малейшей искры — значит, теплопроводная сильно. Экспериментальная проверка всё расставила по своим местам.
Пояснил разницу между теплопроводностью и температурой воспламенения, привёл в пример пуховик, который хорошо сохраняет температуру и неплохо горит.
.
На этом эксперимент закончили и пошли на кухню. Спросил у сына, зачем на некоторых кастрюлях ручки пластиковые — он верно догадался.
А про металлические ручки сказал, что нужно использовать полотенце, причём лучше мокрое. Я предложил уточнить у мамы, предпочтёт ли она исползовать мокрое или сухое полотенце. Мама сказала, что исключительно сухое. Никита подумал и сам догадался, что мокрое, хоть и холоднее, но оно с водой, а вода проводит тепло лучше воздуха!
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.