Они вполне успешно реализуются творчески в собственных проектах, рассчитанных в первую очередь на взрослую аудиторию. Но предложенная женой одного из музыкантов идея сделать сказку-концерт для детей понравилась всем. Попробовали – получилось здорово! Потому что музыка и семья у них находятся вовсе не на разных полюсах, а существуют вместе. А еще, наверное, потому, что все папы – немного дети, и на этих сказочных рок-н-ролльных концертах все – артисты и зрители, взрослые и дети – говорят на одном языке.
Участники проекта «Папы поют» рассказали «Бате» о роли музыки в их жизни, и о своих ролях на сцене и в семье.
Дмитрий Вагин, профессиональный актёр, выпускник ВТУ им. Щепкина, исполнитель арии Гениального сыщика и главный рассказчик в обеих сказках.
– Мне нравится работать для людей, а для детей — особенно. Я прямо трепещу перед нашими спектаклями, стараюсь, чтобы все было идеально. Потому что каждая встреча с маленькими зрителями дарит мне надежду на то, что мир возможно изменить к лучшему, и что наши дети будут лучше нас.
Лет в 15 я всерьез увлёкся рок-музыкой и бунтарским стремлением к свободе. Конечно, с годами моё понимание свободы очень сильно поменялось. Так вот, для меня очень важно передать моим детям правильное, ну, или максимально правильное, насколько оно мне доступно сейчас, представление о свободе.
К себе как к отцу я отношусь критически. Моя профессия позволяет мне достаточно времени уделять детям, но мне всегда кажется, что очень многое им не удается от меня получить…
Самое важное, что я перенял от своего отца – это честность в отношениях с ребенком. Он был честен со мной в детстве, и я стараюсь поступать так же.
Андрей Александров, играет на электрогитаре и на клавишных, занимается музыкой более 30 лет, исполняет роли разбойника и охранника.
– Я благодарен этому проекту за то, что он позволяет мне окунуться в прекраснейшие музыкальные произведения, почувствовать их изнутри. Для меня это что-то типа музыкально-исторической реконструкции – найти то самое звучание, разобрать те самые аранжировки.
Мои партии всегда должны звучать по-разному: гитара вторит голосу трубадура, а вот она уже хрипит как разбойник, а тут визжит как охрана короля, а вот уже нужен клавесин во дворце принцессы, а тут плавающий звук электропианино в песне Водяного. А, например, в композиции «Мечта» в сказке «Летучий корабль» 4 куплета поют разные герои и у каждого свой характер, поэтому приходится скакать из стиля в стиль и с инструмента на инструмент в одной песне. Стараюсь играть так, чтобы партии были узнаваемы и характерны, важно чтобы зритель погрузился в атмосферу сказки.
Дети не могут лукавить, изображать эмоции, в них как в зеркале отражается все, что происходит на сцене, поэтому я верю любой их реакции на происходящее на сцене. Не всегда есть четкая граница между взрослым и детским, не всегда понимаешь, для кого играешь и кто сейчас играет в тебе, а во многих детских песнях есть вполне взрослая глубина, и взрослый зритель это понимает.
В моём детстве были шикарные самодеятельные новогодние елки, которые делали наши родители в Доме Культуры ОКБ Гидропроекта (г. Дедовск, Подмосковье). До сих про я считаю их лучшими новогодними представлениями, хотя в детстве побывал и на Кремлевской елке. Вот такое же чудесное настроение от концерта я сейчас стараюсь дарить своим детям и зрителям.
В моей семье все любят музыку. Музыка играет важнейшую роль в моём общении с собственными детьми. Как только дочь Василиса смогла сесть ко мне на колени за рояль, я стал ей рассказывать по книжке с картинками сказку «Теремок» с характерными музыкальными фразами для каждого героя (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), ну, наподобие «Пети и Волка» Прокофьева, только попроще. И так почти каждый день. У Василисы много своих игрушечных инструментов, когда я репетирую, она ко мне, как правило, присоединяется и тоже «играет».
Я не очень строг к дочке и часто сам увлекаюсь с ней в играх. Я перенял всю манеру общения с ребенком от своего отца, а еще, как и мой папа меня учил, я учу дочку делать зарядку, кататься на велосипеде, самокате, коньках, играть в мяч, уметь правильно падать, вставать, плавать, нырять. А главное в воспитании для меня – вырастить своих детей Людьми, научить уважать и понимать все, что их окружает.
Андрей Юренков, ударник и по совместительству бременский Король, занимается музыкой более 20 лет.
– Я не люблю разделение музыки на детскую и взрослую. Мои дети с рождения слушают ту же музыку, что и я, бывают на репетициях, концертах, фестивалях, и им нравится. Специально для своих детей я ничего не придумываю, считаю, что все должно быть естественно. Музыка, которая мне нравится, или которую я играю, фоном часто звучит дома. Старший просится на концерты, по возможности, стараюсь брать с собой. Разрешаю брать музыкальные инструменты – у нас дома разные барабаны, гитара, дудочки, всякие шумелки. Если вижу, что какая-то музыка нравится, включаю ее почаще и погромче.
А вот для малышей в концертном зале свой инструмент приходится делать не таким громким. Концерт же для детей все-таки, поэтому использую не барабанные палочки, а щётки. Щетками из малого барабана можно извлечь более объемный звук, чем палками, и динамику регулировать проще.
Мне сложно судить, какой я отец. Я просто живу и взаимодействую со своими детьми здесь и сейчас. Потому что, если много анализировать, теряешь ощущение момента времени, сваливаясь попеременно то в чувство вины, что чего-то недодал, то в самолюбование, какой я хороший родитель. И то, и другое вредит детям.
В отношениях с детьми главным считаю, во-первых, честность абсолютно во всем, начиная с мелочей и кончая глобальными вопросами о любви и смерти. Конечно, соотнося с возрастом ребенка, адаптируя понятия, но без обмана. А во-вторых, уважение к ребенку с рождения как к личности.
Алексей Панасовский, играет на акустической гитаре. Инструмент взял в руки в 14 лет. Исполняет роль «Трубадура».
— В моих первых музыкальных шагах примером был мой папа. У меня пока одна дочка, которой шесть лет. У нас дома лежат разные музыкальные инструменты. Периодически берём какие-то из них, хотя и далеко не на каждом из них умеем играть, и устраиваем с дочкой «джем-сейшн». Это радостные моменты для нас обоих. Я думаю, детям важна любая творческая атмосфера, даже если она не рассчитана сугубо на детскую аудиторию. Взрослые песни и стихи дети тоже воспринимают, они вообще, как мне кажется, всё чувствуют и понимают.
В моём детстве не было таких музыкальных проектов, как наш. Вспоминаются новогодние представления в ДК Горбунова, но «Папы поют» на них не похож. Всё началось с того, что мы с ребятами однажды не просто отыграли концерт, а попытались рассказать в рамках этого концерта какую-то историю, чтобы было интересно и детям, и взрослым, и нам самим. Потом захотелось повторить, потом ещё и ещё… Суть в том, что в такие моменты ярче ощущается связь поколений, объединённых общим интересом к музыке, к сказке, и хочется больше живого общения, поэтому все зрители приглашаются стать соучастниками нашего представления.
Наверное, это не новость, что главное в воспитании детей – тот пример, который им показывает взрослый. Можно много раз твердить, что хорошо, а что плохо, заставляя вести себя согласно понятию «хорошо». А можно научиться чувствовать красоту и хрупкую гармонию этого чудесного мира, в котором просто не придёт в голову вести себя иначе.
Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. «Батя» выяснил, как растут таланты.
Евгений Викторович Петров – композитор, доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга и папа талантливого и перспективного пианиста Виталия Петрова — о музыкальном воспитании детей.
В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.