25 икон в секунду, или Очень счастливый человек

У него свой узнаваемый анимационный стиль, а при всей серьезности сюжетов его мультфильмы смотрятся легко. Станислав Подивилов рассказал «Бате» о том, зачем художник-мультипликатор взял в руки меч, как уходил и возвращался в профессию, о воспитании собственных детей и современных богатырях.

 

Станислав Подивилов – режиссер, сценарист, художник, генеральный директор кинокомпании «Избор». Окончил, курсы аниматоров студий «Пилот». Учился во ВГИКе и в школе-студии «Шар» на Высших Курсах Сценаристов и Режиссеров. Работал мультипликатором на российских анимационных студиях, а также иллюстратором и иконописцем. Автор мультипликационных фильмов «Твой крест», «Пересвет и Ослябя», «Это мой выбор». Один из режиссеров постановщиков мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы». На данный момент работает над фильмом о Преподобном Савве Сторожевском. Отец троих детей – двоих сыновей (28 и 14 лет) и дочки (6 лет).

 


Мультфильм С. Подивилова «Это мой выбор» рассказывает об отце семейства, который благодаря вере в Бога и честному труду, выходит из сложных жизненных ситуаций.

 

От иконописи к мультфильмам

 

— Станислав Анатольевич, семья, в которой вы выросли, была верующей?

 

— Папа не был верующим, мама – немного, всё-таки было советское время. Только бабушка была верующей. Помню, у неё было много икон. Когда я ещё не был крещён, она благословила меня иконой Владимирской Богоматери, а позже я узнал, что день моего рождения приходится на празднование этой иконы.

 

Но и до крещения у меня было благоговение по отношению к святыням. Я никак не мог этого объяснить. Даже когда я учился в художественной школе и мы проходили по истории искусств Древнюю Русь и «Троицу» Рублёва, я смотрел на эту икону и не мог объяснить чувства, которое во мне возникло.

 

Я к крещению шёл трудно, с исканиями, падениями. Ещё в детстве, после похорон дедушки у меня встал вопрос о смерти. И всегда меня беспокоил. Когда я повзрослел, то нашёл только в православии все ответы на свои вопросы. В 29 лет я крестился – и это было совершенно осознанный шаг.

 

— Расскажите о вашем пути в анимацию на православную тематику.

 

— Священник, который меня крестил, не благословил меня заниматься православной тематикой. Для меня это было шоковой ситуацией, потому что именно об этом я и мечтал. Свой первый мультфильм я снял в 12 лет. Причем тогда не было компьютеров, я сам сделал простенький деревянный станок для съемки, у друзей добыл восьмимиллиметровую камеру с покадровой съемкой и получился фильм на 30 секунд. Но батюшка неожиданно благословил учиться иконописи, и это в итоге оказалось промыслительно. Через законы иконописи мне стало понятно, как реализовывать православную тематику в анимации.

 

Священник сказал так: «Возвращайся в кино при условии, что будешь рисовать 25 икон в секунду». То есть отношение к каждому кадру должно быть как при написании иконы. В работе над фильмом должна быть благоговейность и некое постоянное предстояние перед Богом. Тогда имеет смысл этим заниматься и тогда кино будет инструментом на нашем пути к Богопознанию. В этом случае получается каждый фильм как внутреннее откровение. Только через иконопись я понял многие вещи, через нее вернулся в анимацию.

Станислав Подивилов на своем рабочем месте

В Евангелии написано как раз про нас, про художников: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской» (Мф.18:6). Сейчас принято так: я художник, и я выплесну всё на вас – а как это поменяет душу зрителя, это уже ваше дело. Но прежде чем к зрителю выходить, хорошо бы для начала разобраться со своей душой. Я себя всегда стараюсь проверять с богословской точки зрения. Спрашиваю, консультируюсь, чтобы не было внутренних противоречий. Есть такой закон в режиссуре, и я стараюсь им пользоваться: если ты правильно сформулировал для себя главную мысль, то сокровенное, что ты хотел сказать зрителю, в одном предложении, значит, у фильма появляется шанс на успех.

 

— Однажды вы сказали: «Одной из важнейших задач современного искусства является помощь людям в осознании жизненной необходимости движения навстречу к Богу». Когда и как вы это поняли?

 

— Когда стал учиться иконописи и читать богословскую литературу.

 

Киношный язык страстный, а, например, житие бесстрастно, безэмоционально. Поэтому есть проблема перевода православного сюжета на язык кино. Как перевести с одного языка на другой?

 

Анимация – очень адекватный язык для православной темы. В игровом кино нельзя показать то, что можно показать в анимации. Как святого показать в игровом кино? Крайне сложно, потому что играет живой человек. В анимации это проще, потому что там образы, а не люди.

 

Очень хорошо ложится притча, она даёт зрителю возможность сотворчества – зритель может додумывать. Я не делю своё кино на детское и взрослое. Стараюсь снимать универсальное кино, ведь язык евангельский и евангельские истины одинаковы и для детей и для взрослых.

Кадр из мультипликационного фильма «Твой крест»

Лучшая форма воспитания

 

— Вы с супругой учились во ВГИКе. Как сложилась её творческая судьба?

 

— Она художник по костюмам. Но в кино Аня не стала работать. Она сознательно не захотела остаться в этой сфере. Жизнь в кино достаточно тяжёлая, страстная и греховная, особенно в игровом кино. Думаю, это тоже было промыслительно: жена поступила во ВГИК, наверно, чтобы со мной познакомиться. Наше с ней воцерковление шло параллельно, только они с мамой чуть раньше меня покрестились. Тёща моя кардинально изменилась после крещения. Удивительная женщина! Молитвенница, можно сказать, монахиня в миру. Если к вере не подходить формально, она действительно преображает человека.

 

— В ваших мультипликационных героях-детях есть черты ваших детей?

 

— Да, конечно. Я использую сына как образ. Он присутствует во всех фильмах практически.

 

У меня домашняя студия, основное производство дома, и я постоянно с семьей нахожусь. Было бы гораздо хуже, тяжелее, если бы я из-за работы долго не видел детей. Мне повезло Божьей милостью. Я очень счастливый человек!

Станислав Подивилов с дочкой Елизаветой

— Вы с супругой творческие люди. Ваши дети идут по стопам родителей?

 

— Жена сейчас иллюстрирует книги, занимается детьми и, конечно, очень мне помогает на фильме. Когда я работаю, дети все время рядом, все на виду. Сыну четырнадцать лет и он активно трудится у меня на проекте. А дочка посмотрит-посмотрит, что я делаю, – и пойдёт у себя что-то нарисует.

Супруга Станислава Подивилова, его сын Серафим и дочь Елизавета

Лучшая форма воспитания – это собственный пример. По своей семье могу сказать, что это работает. Если ты копаешься в своих страстях и исправляешь себя, дети будут поступать так же. Мы с женой не учили как-то специально молитве детей. Когда старший сын был совсем маленький, мы читали с женой молитвы вслух. Когда он подрос и начал говорить, оказалось, что он знает половину молитв наизусть. Навязывать что-то нельзя, наступает отторжение – и надолго.

 

Невозможно в Царство Небесное затащить всех силой. Это не православный путь. На Руси православие так и распространялось – собственным примером. Ушёл в глушь батюшка Сергий Радонежский – люди его нашли и поселились рядом.

Кадр из мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя»

 

Должно быть интересно!

 

— Как вы считаете, какое воспитательное воздействие оказывают сегодняшние мультфильмы на детей?

 

— Конечно, в кино должно быть всё: и развлекательный сегмент, и воспитательный, и образовательный. Но в основном сейчас упор идёт на развлечение. Это печально.

 

У каждого народа есть архетип, по которому он живёт. Если ты его ломаешь, народ меняется. Снаружи, может, это не так заметно, но внутреннее содержание уже другое. У нашего народа иконописный архетип. Он присутствует в культуре, в зодчестве, в быту – во всём. Зачастую современные мультфильмы исподволь его меняют.

 

— А как православное кино сделать интересным и доступным для понимания людьми, далекими от веры?

 

— Хороший вопрос… Я это и пытаюсь делать…

 

Как?.. Я понял простую вещь: нельзя со зрителем заигрывать. Я говорю о православных смыслах напрямую, как есть, не иносказательно. Искусство это не так: посмотрел и сразу пошёл креститься. Вопрос в посеянных семенах. Я предлагаю темы для размышления. А выбор каждый делает сам.

 

— На встречах со зрителями вас зачастую можно увидеть в костюме русского воина. С чем это связано?

 

— Отчасти это вышло случайно, хотя случайностей не бывает.

Станислав Подивилов в костюме русского воина и его сын Серафим с мечом в руках

Во время работы над фильмом «Пересвет и Ослябя», я изучал и покупал оружие – мне хотелось, чтобы в мультфильме было больше историчности и достоверности. Ведь когда рисуешь, представляешь все абстрактно, а между тем, меч имеет свой немалый вес и движение героя должно быть соответствующим. Все снаряжение русского воина весило примерно 25 килограммов. В итоге у меня сложилась коллекция оружия, и когда в рамках фестиваля «Свет лучезарного ангела» я показывал свой мультфильм в Мытищах, где и живу, я решил кое-что из нее тоже показать. С тех пор на встречах со зрителями я по поводу доспехов и оружия читаю целую лекцию, разрешаю примерить снаряжение и подержать в руках меч. И детям, и взрослым это всегда интересно!

Станислав Подивилов демонстрирует русское оружие на встрече со зрителями

Кто такой богатырь?

 

— В ваших мультфильмах показаны образы настоящих русских богатырей. Отцы в наше время соответствуют этому типу?

 

— Кто-то соответствует, кто-то не соответствует. Но, думаю, первых — большинство.

 

— Чего же не хватает вторым, тем, кто пока не дотягивает?..

 

— Особенность русского характера в том, что он проявляется в экстремальной ситуации. Можно быть «офисным планктоном», но наступает экстремальная ситуация – и человек проявляет себя как богатырь.

 

Вот по телевидению показывали случай, когда 12-летний подросток из пожара всю семью вытащил. Значит, его так воспитали, значит, внутри семьи худо-бедно придерживались определённых нравственных ценностей. Жил-жил и стал богатырём – такого не бывает. Это постепенно закладывается.

 

Есть богатыри – я оптимистично настроен в этом плане.

Станислав Подивилов со старшим сыном Святославом

— А как сформулируете, кто такой русский богатырь? Есть какая-то разница между теми богатырями, которые были во времена Александра Невского, и теми, которые в нашей современной жизни?

 

— Нет никакой разницы между богатырями тогда и сейчас. Настоящий богатырь тот, кто может отдать жизнь за свою семью. Я часто слышу: «Ну, жена, ну, дети, но зачем так уж сразу – отдавать жизнь?..» А по мне, если человек любит и готов отдать свою жизнь, защищая то, что любит, значит, он богатырь.

 

У меня все фильмы про любовь, хотя и про войну. Война – это некий экзамен максимального проявления, на что человек способен. Испокон веков в первых рядах были самые крепкие, самые сильные, самые любящие. Потому что как можно встать в строй и идти защищать свою землю, свою семью, если ты не любишь?..

Кадр из мультфильма «Пересвет и Ослябя»

 



    Автор: Ирина Гончарова, 4 октября 2018 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пишет прозу для детей, публикуется в журналах "Православная радуга", "Сундучок".
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.

    Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.

    От экологии насекомых к изучению поведения людей – крутой поворот на профессиональном пути произошёл, когда выяснилось, что у сына аутизм…

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.