Движение к безопасности

«Мы начинали со ста участников, а в итоге не смогли остановить акцию! – вспоминает о старте Всероссийской акции «Безопасность детства» год назад ее инициатор, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Анна Кузнецова. – Пора переименовывать во всероссийское движение». По всей стране активные граждане и профильные ведомства выявляют и устраняют потенциальные опасности для детей, ведут просветительскую работу. И не только летом – круглый год, подчеркивает Андрей Коченов, Председатель Совета отцов при детском омбудсмене, одной и самых активных в этой области общественных организаций. О том, что было сделано за лето 2019 года в области детской безопасности по всей стране, говорили в Москве в конце сентября в пресс-центре «ТАСС».

Опасные объекты во всех российских субъектах: «закрывали люки вручную»

 

Для начала – просто цифры. За летний период 2019 года в рамках акции было проверено 270012 объектов во всех субъектах федерации и среди них обнаружено: более 3300 легкодоступных крыш, подвалов и так называемых «заброшек» (очень привлекательных для детей и подростков); 2996 травмоопасных (только вдумайтесь!) детских площадок; и еще тысячи «маленьких» нарушений (отсутствие освещения, отсутствие заграждений, провалы грунта и пр.), несущих большие опасности.

 

Почти 25000 недостатков были устранены руками самих участников акции. С одной стороны, это здорово:

 

— Это потрясающее явление, которое отличает нашу акцию от всех подобного рода процессов, — говорит Анна Кузнецова. – Молодые люди и активные отцы ремонтируют площадки, заколачивают входы в бесхозные дома, где собирались дети. Стремление созидать объединяет всех нас!

 

Но с другой стороны:

 

— Я хочу показать вам одну цифру, – продолжает омбудсмен. – «Открытые канализационные люки» — 1083! То есть 1083 ребенка мы могли потерять! Ситуация, что в ХХI веке мы продолжаем практически вручную закрывать люки, я считаю, вообще непростительна и недопустима, позорна и преступна.

 

На сегодняшний день, по результатам проведенной за лето работы, можно составить своего рода региональный рейтинг. Так, например, больше всего опасностей подстерегает детей в Республике Алтай, Московской, Орловской, Новосибирской и Курганской областях. Спокойнее ситуация в Белгородской и Пензенской областях, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ханты-Мансийском АО.

 

— К сожалению, действенных мер при обнаружении опасных объектов некоторыми регионами не было принято, — отмечает Кузнецова. – Хотя есть субъекты, в которых сразу, мгновенно нарушения устранялись.

 

А вот Москва и Питер в этом контексте на встрече не упоминались.

 

— Не могу сказать, что эти города безопасные, — отметил уже после пресс-конференции председатель Совета отцов Андрей Коченов, — но здесь другие проблемы. Скажем, почти во всех российских регионах существует проблема качества дворовых площадок: детских и спортивных. В некоторых городах их просто нет. В Москве и Питере таких проблем не существует. Поверьте, я знаю, про что я говорю.

 

Прежде чем подводить летние итоги в столице, Коченов проехал через всю Россию, пообщался с советами отцов и увидел ситуацию и результаты не на бумаге, а вживую.

 

— В Москве и Питере муниципальные службы делают очень многое, а в регионах я знаю целые поселения, где коммунальные службы практически не работают – и люди даже мусор сами вывозят.

 

Андрей Коченов на одной из встреч во время рабочей поездке по России в рамках акции «Безопасность детства-2019»

Ответственность на родителях: «люди думают, что их это не коснется»

 

— Это вообще нормально, что отцам приходится исправлять ситуацию самим, своими руками? – спрашиваю Коченова.

 

— Я вам скажу так: какие бы колоссальные усилия сегодня ни прикладывали общественники, ведомства специальные, власть для того, чтобы наших детей обезопасить – безопасность детей находится в руках их родителей прежде всего. Вот это надо понять всем нам! 90% ответственности лежит на родителях. И мы никогда не сможем переложить эту ответственность на кого бы то ни было. Ясно, что детская безопасность сегодня недостаточно обеспечена, и это касается всего. Тех же окон пресловутых, о которых мы говорим, говорим, говорим, а дети продолжают погибать, погибать и погибать. Сотнями. Каждый год.

 

Одним из первых в России говорить об окнах начал Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, легендарный врач Леонид Рошаль.

 

— Многие дети становятся инвалидами, многие погибают. Отчего? Потому что на окнах не установлены, как во многих странах мира, простые дешевые приспособления, которые не позволяют их открывать. Все! Больше ничего. И мы не выдержали и написали открытое такое письмо Путину, Матвиенко, Медведеву и всем – надо же что-то делать! Как так можно?!

На первый взгляд, кажется странным, что этот вопрос предлагается решать именно законодательно. Но Андрей Коченов приводит пример. В ряде регионов советы отцов официально предлагают и обеспечивают бесплатную установку блокираторов на окна в квартирах, где есть маленькие дети, но зачастую не встречают понимания.

 

— Наши отцы пошли устанавливать тросики безопасности на окна в одном из домов и, к сожалению, никто почти не отреагировал – ни жильцы, ни управляющая компания. А на следующий день в этом же доме с 11 этажа выпала 5-летняя девочка и разбилась насмерть. Тогда сразу все жители стали обращаться, понимаете?..

 

Примерно такое же отношение активисты наблюдают по другим вопросам.

 

— Люди думают, что их это не коснется никогда, — эмоционально говорит Коченов уже после пресс-конференции. – Ни выпадение из окон, ни происшествия на дороге, ни пожары. Но сколько домов в России, где есть огнетушители?

 

— Мало купить, надо еще пользоваться уметь…

 

— Медведя можно этому научить. А уж человека тем более. Раз, два, три – три действия всего. Или, когда ребенок на улицу идет, обратите внимание, есть или на нем светоотражатели. Это очень простая вещь. Три копейки стоит. Купите и облепите своего ребенка – пусть в ущерб моде, но зато ребенок будет в большей безопасности. Но даже эти элементарные вещи не делаются!

 

Окружающая действительность тем временем подкидывает все новые и новые поводы для беспокойства.

 

— Вот мы увидели, что смертность и травматизация при ДТП в целом уменьшается, — рассказывает Леонид Рошаль. – Кажется, хорошо. А потом посмотрели структуру и увидели, что детский травматизм увеличивается.

 

Причина в том, что появляется все больше различных транспортных средства. На смену подростковым мотороллерам, по правилам пользования которыми вопросы также решались на высшем уровне, приходят электросамокаты, на которых тоже ездят дети, но почти никогда – в шлемах.

 

Коченов перечисляет проблемы, на которые отцовское сообщество только недавно стало обращать свое внимание: безопасность электросетей и «залазы» на линии электропередач, граффити-объявления о продаже наркотиков… От трагедий, связанных с этим, закон часто не спасает. Спасает профилактика, разъяснительная работа, неравнодушие.

Несколько слов о культуре: «где-то она просто отсутствует»

 

— В обществе недостаточно сформирована культура безопасности. Это я сейчас мягко сказал. Где-то она вообще просто отсутствует, — говорит Андрей Коченов журналистам.

 

А за стенами пресс-зала добавляет несколько слов о культуре в целом:

 

— Основная проблема – это проблема равнодушия: «моя хата с краю, я ничего не знаю – я лучше пройду мимо подростка, который что-то не то делает, а то потом проблем не оберешься». И так думает, ну, большинство. И мы оказываемся в безвыходном положении. Если так будет продолжаться и взрослые будут проходить мимо – то дальше-то что? Детей же надо воспитывать, иногда надо и остановить ребенка. А для этого надо найти нужное и правильное слово.

 

— Но ведь и огрести можно?..

 

— Мне этот вопрос часто задают, особенно, когда мы с советами отцов начали системную работу, в том числе, по патрулированию мест, где лоб в лоб встречаемся с подростками, иногда очень дерзкими. Мы понимаем очень хорошо, какие риски нас ждут. Но это не значит, что не надо ничего делать. Надо разговаривать и с этими безбашенными, невоспитанными детьми.

 

— А взрослым, отцам вам приходилось делать замечания?

 

—  Да. И это тоже надо уметь делать правильно. Делать это надо не в присутствии ребенка, потому что опускать авторитет родителя, даже не самого хорошего, в принципе нельзя. Наоборот, надо его авторитет поднимать всегда. Вот недавно случай был – и это самое распространенное сегодня явление, мимо которого я лично не могу пройти: взрослый мужчина разговаривает по телефону, с ним мальчик лет пяти, а у него в беседе мат-перемат. Я подождал, когда он закончил, потом отвел его в сторону и объяснил, что слово – реально, осязаемо, что мат – это антимолитва, что все эти маты прилипают к его ребенку и что все его проблемы жизненные тоже к нему так переходят. Он опешил. Но меня не послал. Для него это была полная неожиданность, что кто-то подошел к нему и сказал, что материться – вредно. Для него лично и для его ребенка. Вредно и опасно.

 

Патрулирование парка в Ярославле летом 2018 года. Отцы пресекали курение и употребление алкоголя, проводили беседы с нарушителями.

«Как достучаться?», или Беды, которых могло не быть

 

— Как достучаться?! – задает вопрос Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев, рассказывая о том, как сотрудники ведомства ходят по домам семей, находящихся в группе риска по пожарам. Двери им почти никогда не открывают.

 

Похоже, именно «как достучаться» до общества — главный вопрос в теме детской безопасности.

 

Анна Кузнецова перечисляет, что планируется сделать: разработать схему межведомственного взаимодействия в сфере организации досуга, чтобы в каникулы как можно больше детей было занято и не оставалось без внимания, пока родители на работе; создать систему «онлайн-надзора», карту безопасности, реестры; обобщить и распространить лучшие практики акции «Безопасность детства». Андрей Коченов говорит о необходимости введения единых стандартов для детских площадок, о развитии системы наставничества в работе с детьми и подростками, о проведении вебинаров, в рамках которых советы отцов поделятся своим опытом.

 

— Нет, мы не варимся в собственной каше, — размышляет после. – Наше движение за безопасность растет с каждым днем. И к великому сожалению, растет также и из-за тех трагедий, которые происходят. У нас много случаев, когда родители обращаются и спрашивают: что можно сделать, чтобы то, что случилось с их детьми, не произошло с кем-то другим… Вот пример, который не касается родительской безответственности, а наоборот, свидетельствует о выполненном долге, о хорошем воспитании: сын офицера Дима Новоселов погиб, спасая других детей. Он был физически развит, знал правила, и все же… Вы сами понимаете, все опасности невозможно исключить. Но минимизировать потери – наша обязанность! Если мы берем статистику и начинаем все эти происшествия рассматривать, то видим, что 70% из них случаются, так скажем, на пустом месте. То есть их не должно было быть в принципе.

 

13-летний Дима утонул в конце мая 2019 года в городе Копейск Челябинской области в затопленном карьере. Он бросился спасать двух 10-летних мальчишек, игравших на краю и упавших в воду. Ребят спас, сам погиб. В сентябре на школе, в которой он учился, появилась мемориальная табличка; в память о Диме в городе хотят воплотить его ученический проект школьных велопарковок; жители Урала собирают подписи за присвоение мальчику звания героя. Через две недели после трагедии, потрясшей весь город, возле карьера были установлены запрещающие знаки «СТОЙ! Опасная зона! Нахождение запрещено!» Еще через месяц копейские СМИ сообщили, что знаки украдены неизвестными…

 

— Мы запустили не акцию, мы запустили процесс искоренения равнодушия в обществе, — завершает встречу с журналистами Андрей Коченов. Процесс этот, вероятно, будет не быстрым…



    Автор: Александра Оболонкова, 28 сентября 2019 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист и редактор. Лауреат премии Союза журналистов России (2008 г.). Воспитывает сына.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Моряк в четвертом поколении Владимир Крюковский продолжает служить Отечеству, давно уйдя на гражданку, и пытается разбудить в современных мальчишках малознакомое им ощущение, что именно они – опора и защитники своей семьи, дома и Родины.

    Что может сделать каждый родитель и от чего вообще нужно защищать детей в современном мире?

    «Как достучаться?» — один из главных вопросов в теме детской безопасности.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.