Актер и режиссер Александр Баширов обладает редким отрицательным обаянием – его персонажи в кино могут быть какими угодно плохими, но зритель запоминает их иначе: нелепыми, вызывающими сочувствие «фриками», которых хочется пожалеть, а не оттолкнуть. Почему это происходит? О профессиональных секретах, собственном детстве и воспитании детей Баширов рассказал «Бате».
Александр Николаевич Баширов – советский и российский актёр («Асса», «Игла», «Раскол», «Мастер и Маргарита», «Домашний арест» и др.), режиссер художественного («Железная пята олигархии») и документального («Белград, Белград!») кино, сценарист, продюсер, клипмейкер.
Родился 24 сентября 1955 года, в селе Согом (ХМАО – Югра). Учился в ПТУ, на филфаке Тюменского университета, служил в армии. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1984-1989 гг..), во время учебы на котором дебютировал в качестве актера в фильме С. Соловьева «Чужая белая и рябой». В начале 90-х жил в Америке. В 1996 году основал в Санкт-Петербурге студию «ДебоширФильм», оказывающую поддержку независимому кино (режиссерские курсы, помощь начинающим кинематографистам, кинофестиваль «Чистые грезы»).
Женат на певице Инне Волковой (группа «Колибри»), с которой воспитал дочь Александру-Марию (род. 1997). Старший сын Баширова от первого брака с американкой Сарой Венди Ньютон живет в США.
— Александр Николаевич, каким было ваше детство?
— Насыщенная была жизнь! Помню, я делал биту – это такая свинцовая «плюшка» для игры. Для этого надо было найти аккумулятор, вытащить из него свинец, развести костер и выплавить биту. Еще я мастерил самокат из подшипников. Сейчас-то самокат купить можно, а тогда все приходилось самому изготавливать, и это, кстати, очень важно, когда умеешь делать сам — и рогатку, и удочку.
— И самокат вы сделали…
— И не один! Он же ломается или отбирает кто-нибудь. Это вещь такая – один подшипник отлетел – надо найти новый. А самокат из досок был – сбиваешь две доски, ручку приделываешь…
Много интересного, каждый день был забит кучей дел, такая бурная жизнь — я с удовольствием детство вспоминаю.
Вот читаю или слышу про буллинг – я такого в своем детстве не помню. Мне даже странно: как это – чтобы тебя гнобили? Это ненормально, мне кажется – я никого не гнобил, и меня никто не обижал. Естественно, бывает какой-то неприятный тип, но всегда можно решить проблему (улыбается).
— В общем, как говорят, с руками у вас все хорошо?
— Да, я по первой профессии – плиточник-облицовщик, а еще я – танкист. Все могу починить, но не хочу. Машину мне в сервисном центре чинят, пока я кофе пью. Но если надо, все сделаю – я человек неприхотливый, смекалистый, смышленый и неунывающий.
— Вы воспитывались с дедушкой. Дед, на ваш взгляд, может заменить отца?
— Конечно. Дед, мамин папа, во время войны попал в плен, затем снова воевал и вернулся без руки. Физически был очень сильным — если пилили бревно на доски, он был сверху, а это самая тяжелая работа.
С отцом у нас не было общения, но для меня это не имело значения.
Более того, я вам скажу, вся моя жизнь – это одно удовольствие для меня.
— Почему?
— Все получается легко, точно само собой. А еще я очень рано понял, что я – обаятельный, чем всегда пользуюсь, а сейчас даже на этом деньги зарабатываю (смеется).
— Рано – это в каком возрасте?
— Года в три. Я почувствовал, что могу влиять на людей: заметил за собой некую ушлость, что-то интересное. Тогда же я понял, что это нельзя использовать.
— Во вред другим нельзя?
— Нет, вообще опасно это делать. Эта способность управлять людьми в чем-то мистична, но мне это не понравилось и не нравится – общаться неравноправно. Пусть человек сам принимает решение, имеет свободу, волю, а я не должен оказывать на него никакого давления, используя свои способности. Они, как ни странно, передаются генетически, и моя дочь Александра-Мария тоже вызывает у людей доброжелательность по отношению к себе.
— Вы не общались с отцом…
— Но мне было любопытно узнать историю его рода, и вообще свою родословную – и я узнал. Ситуация интересная и по материнской и по отцовской линии.
Отец мой из казачьего рода Косыгиных, из деревни Чернава в Липецкой области. Его историю мне помогли раскопать несколько человек. Для меня это все было очень трогательно. Я увидел различные документы, например, кляузы на казаков, которые беспредельничали в Тюменской области, узнать, что Косыгин был казаком Черкасской сотни. Выяснилось, что Косыгины двигались в сторону Камчатки и построили в Усть-Куте крепость, крестили там местных жителей. Затем часть Косыгиных вернулась обратно, а часть осталась. Несколько человек в моем роду по отцовской линии были репрессированы.
— А мамины корни откуда?
— Есть легенда, что мои предки по материнской линии – исламские миссионеры, которые пришли в Сибирь из Бухары 700 лет назад и принадлежали к суфийскому дервишскому ордену. Моя бабушка была хранительницей арабского свитка, который долго держали в секрете, а потом передали в музей в Тобольске. Сейчас он называется Карагайская рукопись.
— Вы основательно подошли к изучению своего происхождения…
— Да, я даже сдал анализ ДНК, но это отдельная история.
— У вашей дочери двойное имя, а дома как ее называете?
— Саша. Характером дочь пошла в бабушку, мою маму — Марию Катыровну, и названа в честь нас обоих. Я у Саши хожу «по стеночке» (смеется).
А двойное имя появилось таким образом: когда мы с женой пришли регистрировать ребенка в ЗАГС, никак не могли выбрать имя и нам предложили дать два сразу. А можно? Для вас – да! Видимо, с моей стороны снова подействовала легкая манипуляция (улыбается).
— Чем занимается ваша дочь?
— Учится во ВГИКе на курсе у режиссера Сергея Александровича Соловьева. Сейчас снимает дипломный фильм.
— Это вы ее направили в режиссуру?
— Да, но очень аккуратно. Она дала понять, что ей это интересно. Саша, знаете, такая «спортсменка, комсомолка, красавица». Она очень любит рисовать, но в какой-то момент вдруг захотела поступить в ТЮТ (Театр юношеского творчества в Петербурге – прим. ред.), причем сама. Потом поступила во ВГИК. Но я не вмешивался, не участвовал, хотя в свое время подарил ей дорогой фотоаппарат, которым она фотографировала и снимала свои первые видео.
— Вы почувствовали отцовскую гордость в профессиональном смысле – мол, хорошо дочка снимает?
— Не знаю, потому что она что-то делает плохо, что-то хорошо – и я ей об этом говорю. Ее интересует художественное кино, но про что она снимает – не вникал. Не читал сценарии и не вмешивался вообще. Я такой человек, который, наверное, увиливает от ответственности… (Задумывается)
— А вы уже поняли, какие темы интересуют дочку, как режиссера и вообще молодое поколение?
— Не знаю, я думаю, их интересует тоже, что и меня, и каждого. Я это с ней не обсуждаю, но знаю, что важно: уровень творческой самореализации должен быть постоянен, а какая будет тема — несущественно.
— Вам интересно было бы снять детское кино?
— А детское это что, «Гарри Поттер»? Мне вот говорят, что «Царь Эдип», Софокл, «Илиада» — не детское. А я считаю, что это для детей. Сейчас какой-то повсеместный инфантилизм, и у многих он сохраняется до конца жизни. А между тем, созидание это и есть усложнение, а упрощение – разрушение. Как только начинается «упрощение» — я в этом не участвую.
— Но супруге помогаете – она певица, и вы, насколько известно, снимали ей клипы. Недавно у нее вышел новый альбом – будете что-то делать? Вам это интересно?
— Мне, если честно, нет, а вот дочка — может заинтересоваться. Тем более, что она уже снимала несколько клипов каким-то молодежным группам.
— Вы и сами снимались в современных клипах в весьма ироничном ракурсе…
— Был опыт, а жене я клипы снимал, когда это было необходимо и считалось, что это поможет продвижению продукта, окупится и т.д. Но это, увы, не работает.
А что касается иронии, то это единственное, что хоть как-то смиряет меня с цинизмом построения цивилизованного капиталистического общества.
— А чем занимается ваш сын от первого брака?
— Кристофер работает тренером по карате в Чикаго. Мы общаемся только как товарищи, друзья. Я его не воспитываю – что-то предлагаю, и, если он принимает, считаю, что это хорошо. У меня уже двое внуков. Сейчас с коммуникацией проблемы, поэтому держим связь через интернет, надеюсь, что все по любви (улыбается).
— Вы человек с ярко выраженной гражданской позицией. А начинающих кинематографистов чему учите? Иногда ведь молчание означает карьерный рост, и наоборот… Можно ли воспитать гражданскую позицию в человеке, режиссере, актере?
— Было бы что сказать. Главный вопрос даже не в том, что сказать, а в том, чтобы понимать, что ты делаешь. Иногда и образование не дает человеку познать истину.
Когда в 2014 году я ездил снимать фильм в Донбасс, там после событий в Иловайске была праздничная обстановка, эйфория победы, но, как и в свое время в Сербии, где я снимал «Белград, Белград!» (фильм показывает жизнь обычных белградцев весной 1999 года – прим. ред.), главное было не в этом, а в людях, в том, что с ними происходит. Хотя фильм документальный, в Белграде как бы сам собой стал складываться сюжет: родители ищут своих детей, у которых на фоне бомбежек развиваются романтические отношения. Во время съемок один человек не выдержал и заплакал, потому что люди скрывали свой страх перед бомбардировками…
Студентов я учу понимать истинные намерения персонажей и то, как и под какой маской они их скрывают, как играют.
А слова – не имеют значения, хотя они и написаны для актера. Артист может говорить цифрами. Важно, что он изображает эмоционально. Потому как, например, брачный аферист прекрасно и очень много говорит о любви…
— Кстати, а вам была бы интересна такая роль в кино – брачного афериста?
— Его не так легко понять. Я вообще не могу понять природу социопатов – людей, которые безжалостны и являются полным злом. Социопат – это же человек бессовестный, неэмпатичный. Он разрушает чужие жизни и чувствует удовольствие. Насилует людей психологически. Поэтому, когда я играю отрицательные роли, я даже не парюсь по поводу мотиваций этих героев, кроме их абсолютной глупости и отсутствия стратегического мышления.
Отрицательный персонаж всегда враг не только людям, но и самому себе как личности, и в кино разрушение ее происходит на глазах у зрителя. Обычно я нахожу в отрицательном персонаже причину этого разрушения, и, как правило, она всегда одна и та же — желание потешить свое самолюбие и гордыня. Достаточно примитивно. Мне это видится смешным, убогим, и я играю таких героев так, что они выглядят обаятельными дурачками, на радость публике.
— А ведь ваше обаяние действительно перекрывает негатив…
— Популярность работает, медийность. Хотя я не верю в могущество своего актерского обаяния, потому что большинство сыгранных мной персонажей – отрицательные. Я к этому настороженно отношусь, я бы даже сказал с испугом. Но с другой стороны, 99% «гаишников», когда видят меня, почему-то испытывают радость (смеется), и это иногда бывает полезно.
К тому же ко мне пришло понимание, что мои новые роли ничего не меняют. Могу назвать штук десять – и что? Эпоха самозабвенного синефильства закончилась, и люди сейчас все больше в политику погрузились. У меня такое ощущение, что они с ума сошли, и это, как говорится, такой «новый театр».
— Балаган…
— И вот в жизни все круче, чем в кино, особенно когда смотришь, что сегодня происходит. Свои сюжеты идут со своими персонажами, и такой кастинг бывает, что думаешь: вот это режиссура! Некоторые рожи на всемирной сцене производят такое сильное впечатление, что смотришь и, по-актерски, даже зависть берет: вот это зрелище!
— У вас за плечами второй брак. Вы поняли, в чем секрет нормальных семейных отношений, некоей стабильности конструкции?
— Общий принцип сохранения брака один – смирение. Обыкновенное смирение перед тайной красоты.
— А ведь первая супруга у вас тоже была из творческой среды?
— Да, мы вместе учились во ВГИКе – там искать кого-то было невозможно: вообще ни на что времени не было!
— А я, признаться, думала, что раз она американка, то вы когда поехали в Америку — там с ней и «замутили»…
— Хороший сюжет. Но вы не представляете, что такое «замутить» в Америке! Там даже легкий флирт – сразу тюрьма-тюрьма! Хотя тогда такого, как сейчас, еще не было. Она мне потом призналась, что год вообще не понимала, что я ей говорю, потому что плохо знала русский язык. Так что все мы друг друга удивляем, Слава Богу, несерьезностями — а то серьезности надоели уже.
— Ну, это кто каким родился. Некоторые думают, что если несерьезный человек, то, значит, он — идиот!
— А мне кажется лучше быть идиотом, чем серьезным.
— А каких ошибок лучше избегать, тем, кто только строит семью, чтобы не развалить ее?
— Я думаю, что сам собой человек никаких ошибок не совершает. Все происходит в соответствии с замыслом, который он в течение жизни познает. А собственно ошибки – это не ошибки, а ситуации, когда человек — враг себе, и, если он искушает судьбу, все плохо кончится. Тоже самое — с семьей.
Если ты насилуешь себя, разрушаешь, попадаешь в зависимость какую-нибудь, все – дисбаланс. Нарушается гармония, ты теряешь контроль – и дальше все уже идет неправильно. В семье, как и в жизни вообще, нет одной ошибки. Это только кажется, что есть такой перекресток, как у богатыря в сказке, на котором все происходит. Нет, если ты попал в зависимость, то уже все неправильно, это системный сбой, ошибкой становится все.
А вообще любая зависимость – от идеологической одержимости до национальной идеи, фанатизма или алкоголизма связана с потворством себе. Ты хочешь как бы получить свою «долю», но в результате это оказывается за счет других.
— Что для вас значит быть отцом?
— А я не задумывался об этом, и, правду скажу, не парюсь по этому поводу.
Увиливаю от ответственности и даже от размышлений, потому что, на мой взгляд, лучшее воспитание — это быть самим собой, во всяком случае, стараться. Это сложно, потому что, познать себя – это всю жизнь надо прожить, чтобы потом удивиться. Прожить естественно, а не противоестественно.
В публикации использованы фотографии со страниц в социальных сетях Александра Баширова и Инны Волковой.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.
От экологии насекомых к изучению поведения людей – крутой поворот на профессиональном пути произошёл, когда выяснилось, что у сына аутизм…
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.