В российский прокат вышел фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов. В ролях Михаил Пореченков, Владислав Буланов (Влад Фурман), Ангелина Стречина, Мария Шукшина, Мария Миронова и др.
Питер конца 90-х. По центру города идет девочка, ноги заплетаются, в наушниках красивая песня. Она под кайфом. Кажется, стандартное начало истории в стиле «Трейнспоттинга» (культового фильма Дэнни Бойла о героиновых наркоманах, вышедшего в 1996 году). Но в течение двух часов перед зрителями разворачивается остросоциальная драма в духе «Таксиста» Мартина Скорсезе. Только в роли борцов за правду и справедливость выступают родители. Родители детей, подсевших на героин.
Фантазии на тему, как могли бы развиваться события, если бы среди пап и мам оказались герои, готовые вступить в неравный бой с наркомафией, переплетены с реальными историями и деталями того времени. Наркопритоны, передозировки, унижение за дозу, кровь, боль, безысходность показаны почти как в документальном кино. Эффект усиливает эпизод, в котором сами родители, узнав адрес, приходят и громят квартиру, в которой продают и употребляют, и сами снимают все происходящее на любительскую камеру.
«Некоторые сцены фильма происходят в тех же местах, где все это и происходило в 90-е, — говорит Влад Фурман. — Мы это видели. Я это видел». Ему не было 30 и у него самого еще только родился ребенок, когда в героиновую западню начали попадать подросшие дети из ближнего круга. Это были дети нормальных родителей, желавших им добра. «Они любят. И не знают, что делать. Это трагедия».
В фильме, как в жизни, у каждого из родителей свой способ спасения собственного ребенка (и свой тип созависимого поведения, своя девиация — словами специалистов). А что делать, когда уже некого спасать?.. Бегство от горя и отчаяния может направить человека к благой цели, но путь этот может пойти через жестокость и зверство. Момент, когда обычные люди с мирными профессиями начинают действовать бандитскими методами, тоже показан без прикрас.
— Мы были нормальными, — отвечают мстители на просьбы наркопреступника его пожалеть, — и наши дети тоже жить хотели.
А потом спрашивают сами себя:
— Мы правильно делаем?
И сами себе отвечают:
— Нет.
Но рубикон пройден, теперь только вперед, ни о чем не жалея. А вопрос, который задан в момент превращения любящего родителя в родителя-мстителя, продолжает звучать…
«Месть, ветхозаветная ярость не может привести ни к чему хорошему, это путь тупиковый, — говорит режиссер. — Герои фильма все это делают от отчаяния, от беспомощности, потому что никто не может помочь. Они пытаются что-то доказать, прежде всего, себе. Но когда встают на путь убийства — все, конец, с этим нельзя жить».
Драма «Родитель» была высоко оценена и получила восемь наград на фестивале в Нью-Йорке. Когда фильм возили в Финляндию, на показ приглашали школьников (несмотря на возрастной ценз 18+), чтобы они посмотрели «как нельзя делать». Теперь, когда лента выходит в России, специалисты, занимающиеся проблемами подростковой наркотической зависимости, видят в нем инструмент для своей работы.
А перед родителями кинокартина ставит извечный и мучительный вопрос: где пропущено что-то важное, где семья свернула куда-то не туда, где момент, когда теряют детей? Ответа нет…
Вопрос этот касается не только наркотиков, говорит Фурман, и приводит историю, рассказанную его другом и оператором-постановщиком фильма Кириллом Мошковичем (1968-2021): «Садится семья в машину — надо пристегиваться, сзади тоже. А у нас не принято. Едет семья. Мама пристегнута, папа пристегнут, а сзади ребенок не пристегнут. И вот авария. Ребенок вылетает через лобовое стекло и погибает. И потом папа и мама себя винят: почему мы его не пристегнули? Почему?! Это пример, касающийся вообще нашего отношения к жизни, к детям, к осторожности, к безопасности — ко всему».
Тема наркотиков обостряет ситуацию, жестче ставит вопрос о родительской ответственности. Но эта ответственность имеет свои границы, имеет предел.
Выйдя из кинозала, хочется стряхнуть с себя эти переживания, эти мысли, горькое чувство безысходности. Вокруг уже не тот город и совсем не 90-е (в которые многие так боятся вернуться) и героин не продается, как тогда, прямо в центре города у всех на виду. Яркие вывески и мигающая реклама надежно прячут теневую жизнь, она хорошо задекорирована, но никуда не ушла… Изменились виды наркотиков, способы распространения, но система по-прежнему находится под надежной «крышей».
«Наркотрафик — глобальная проблема. Она решаема — на государственном уровне, на мировом, — говорит Влад Фурман. — Все пронизано этими сетями, все все знают, мы в этом живем, а детей уводят».
И пока нет системных решений, для каждого родителя спасение своего собственного ребенка и борьба за его будущее — его личный путь.
Фильм не дает ни ответов, ни надежды.
Веру в лучшее подбрасывает жизнь: «Когда сам человек доходит до предела — он либо умирает, либо пытается выскочить. У кого-то получается, у кого-то нет, — рассказывает режиссер. — И вот эта девушка, прообраз дочери главного героя, выжила. Ее похоронили уже все, остальные умерли. А она завязала, живет, у нее семья».
Чудеса случаются…
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Как, когда и зачем делиться сокровенным с другими?
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.