Мел весело поскрипывал по школьной доске. Закончив писать, я сделала шаг назад и полюбовалась своей работой. На зелёном пространстве стройной белой колонкой красовались слова:
бушлат
бескозырка
тельняшка
гюйс
Я довольно улыбнулась: значение первых трёх слов первоклассники наверняка знают, а что обозначает слово «гюйс», я им объясню и даже покажу настоящий матросский воротник. Вот он, заботливо приготовленный, лежит у меня на столе. «Очень удачная тема,- похвалила я себя, — Особенно если учесть, что на носу 23 февраля!»
Прозвенел звонок, и ребята деловито устроились на своих местах. Я посмотрела на учеников. Всё как обычно. Настя уселась «по-школьному», Серёжа растерянно пытается приладить на место очередную оторванную пуговицу, Даниэль задумчиво накручивает на палец кудряшку, а непоседа Лизочка уже открывает тетрадь. Логопедическое занятие пошло своим чередом.
— Ну а теперь прочитайте слова, написанные на доске, и скажите, кому могут принадлежать эти вещи.
Дети послушно и чётко прочитали колонку слов. На их лицах отразилось недоумение.
— Посмотрите внимательно!
Мои ученики, прилежно шевеля губами, перечитали слова «про себя» и начали тревожно переглядываться.
— Перечитайте ещё раз, — взмолилась я, с очевидностью понимая, что ответа на мой элементарный вопрос не получу.
Первоклашки упорно молчали. Растерялась и я. Повисла нехорошая тишина. И вдруг толстенький Юра решительно сказал:
— Я знаю, кто такой тельняшка!
— Кто? – спросила я почему-то хриплым шёпотом.
Юрик встал, одёрнул пиджачок, сделал брови «домиком» и, вытянув в трубочку губы, тоненьким голоском позвал:
— Тельняшка! Тельняшка! Тельняшка!
Мальчишка увидел моё изумлённое лицо и пояснил:
— Так зовут телёночка, когда он маленький…
И тут посыпалось со всех сторон:
— А гюйсы – это гуси такие!
— А я знаю, что в бушлате макароны промывают!..
— Не промывают, а сливают!
— Ты что! Просто откидывают!
Ясно поняв, что тщательно продуманная система урока дала капитальную трещину и ничего уже не исправить, я хитро прищурилась и ехидно спросила:
— А бескозырка? Кто знает про бескозырку?
Пауза была недолгой. Рассудительная Настюша, видимо устав от моей бестолковости, назидательно высказалась:
— Бескозырка – это коза, которая ходит везде одна, без своего козла!..
С тех пор прозвенели сотни школьных звонков, и много раз один сентябрь приходил на смену другому. Меня уже не слишком удивляет, что «на посту стоит пастух», что «мерзкий человек – это помощник мэра» и что «капель – это мужчина-собака». Вот и ещё одна осень. Привычно шагаю на работу. На крыльце школы беззаботно смеются симпатичные юноши и девушки. Это наши одиннадцатиклассники.
— Здравствуйте! – кричат они мне радостно.
Улыбаюсь в ответ и машу им рукой, а сама с грустью думаю: «Как летит время! Вот и повзрослели мои «бескозырки»!»
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.